Ладья вергилия и данте
(Венеция как город-символ мирового социума)
Римом надо править так, как управляют миром боги…
Ты над народами править властию, римлянин, помни:
Вот в чём искусства твои: налагать условия мира,
Побеждённых щадить, и войной низвергать горделивых.
ВЕРГИЛИЙ «Энеида»
Так случается в мировой и отечественной культуре и в живой истории, что «золотые сны» и «обманы с чарующей тоскою» и безысходностью навевают людям вполне конкретные, реальные события, зримые вещи, предметы, города и веси. У каждого из нас свои красивые и сказочные сны наяву. Свой легендарный и былинный Китеж-град и своя далёкая таинственная как сон Венеция. В этих мифических, исторических, воображаемых и реальных городах есть своя общая для всех мистика и тайна. Венеция для множества людей, в том числе и русских, это город-мираж, город-видение и фантасмагория за раздвинутым горизонтом событий.
Венеция – это город моих снов и сказочных моих полетов над юдолью радости и скорби, над темной чащей моих трагически непоправимых заблуждений. Для меня Венеция такая загадочная и такая всегда разная, но больше мистическая, чем реальная. Для меня Венеция – это город символических зверей: пантеры – сладострастия, льва – гордыни и мании величия и волчицы –любостяжания, алчности, коррупции зависти и ревности.
Для меня Венеция – красавица-жена, облечённая в каменные одежды, дивный Вертоград, где давно были открыты все пути к божественной благодати и любви, к разуму, самопознанию и совершенству.
Венеция – город идеальных политических и социальных грёз, восторженных и грозных, центр банковского, ссудного капитала и лютого, беспощадного ростовщичества, первый в мире город независимых от авторитарной власти денег, город денежных мешков. Город кружевниц и зеркальных мастеров, меценатов и филантропов, безумных расточителей и блудниц, содомитов и скупых рыцарей. Венеция – хищная и алчная красавица, экономическая вампирша, сьевшая изнутри великую Византию и разорившая крестовыми походами многие страны и народы.
Венеция – город-государство, очень схожий с нашими древними вечевыми республиками – Великим Новгородом и Псковом. Венецией в эпоху итальянского Треченто и Ринашимента, во времена правления наших великих князей и самодержцев Ивана III, «Горбатого» Ивана IV «Лютого» и Алексея Михайловича «Тишайшего», управляли «безродные мужики» (дожи) – выборные лица «из торговых и ремесленных людей».
Венеция – городская, торговая республика, чудом избежавшая Итальянских войн, оккупации со стороны Испании и Франции, сохранившая дольше всех соседних городов-государств Генуи, Флоренции и Пизы свою независимость и мирное торгово-экономическое соперничество с ними на внешнем рынке. Венецианская республика, имевшая на протяжении пяти веков тесные торгово-политические связи с северной Евразией, с Московским царством и Китаем.
Венеция – олигархическая республика, город «обновлённой жизни» («Vita Nuova») и культурного расцвета. Венеция – первый в мире центр капиталистического производства (венецианского стекла и венецианских тонких кружев) в море феодальных отношений, обычаев и нравов. Венеция – город-государство, чудом избежавший варварского разорения и разрушения на протяжении всего своего существования. Венеция – город снов и галлюцинаций наяву, тихий островной город, почти что древнерусский и былинный Божий Град, но и не Архангел-город и не Соловки. Венеция – город на воде, он стоит на сваях, на низких 118 песчаных островах, соединённых многочисленными мостами и горбатыми мостиками, где большие и малые каналы являются водными проспектами и улицами, где плещется вода под окнами старинных творений венецианских зодчих. Венеция – город на воде, который вопреки всем социальным и природным катастрофам уже полторы тысячи лет стоит в первозданном виде на морском песке и никак не хочет уходить под воду.
Я ни разу не бывал в Венеции, и уже, по всей вероятности никогда не побываю. Но об этом Чудограде на воде, я узнал ещё в «нежном возрасте», листая журнал «Огонек» и художественные альбомы по отечественной и зарубежной живописи в доме секретаря партийной организации Пролетарского лесозащитного участка (ЛЗУ-17) Сальского района Ростовской области О.И. Язынина.
Там в 1950 году я увидел Венецию, такой, какой её видели и знали венецианские художники: Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Тициан, Паоло Веронезе, Каналетто, Пьетро Лонги, как город разнообразных парадных шествий, маскарадных и ярких бытовых сцен. Великолепная, прекрасная как дивный сон, зовущая, романтическая Венеция всегда вдохновляла художников мира. В том числе и русских, таких, как Иван Айвазовский, Валентин Серов, Михаил Врубель, Василий Поленов, Исаак Левитан, Борис Кустодиев, Александр Бенуа... Венеция в живописи – это отдельное явление мировой культуры. Этот город на воде будоражит, лишает сна и дает огромный творческий толчок художникам и поэтам всего мира на протяжении столетий. «Венеция – словно Венеция снов, и удивительно, остаётся Венецией снов больше, чем городом сколько-нибудь существенной реальности» (Генри Джеймс). «Её пейзаж похож на сон» (Байрон). «Этот город как сон» (Райнер Мария Рильке). «Бог создал сны и подарил способность мечтать. Отсюда весь мистицизм. Но есть сказка и наяву, волшебная по смеси колдовства с явью. Граница эта в Венеции заволокнута в туманы, как и очертания дворцов и берегов лагун» (Сергей Дягилев).
Венеция в живописи – сокровищница мировой культуры. Вот почему мои венецианские сны-полеты в основном все цветные. Они тревожно вдохновенны и романтичны, как и венецианские полотна русского художника Главного морского штаба Алексея Боголюбова (1824-1896), внука вольнодумца и дворянина-либерала А.Н.Радищева.
Великолепная, зовущая, романтическая Венеция всегда вдохновляла художников мира. Что может больше «проситься» на холст, чем Собор Святого Марка и Дворец Дожей, Гранд-канал, Мост Вздохов и библиотека Марчиано?
Венеция в поэзии – это отдельное явление мировой и русской культуры. О Венеции русскими поэтами написано стихов ничуть не меньше, чем о Москве и Петербурге. Но из всех стихов о Венеции, запавших глубоко в душу, для меня самым дорогим и близким, продолжает оставаться стихотворение «Венеция» писателя Ивана Бунина (1870-1953), лауреата Пушкинской и Нобелевской премии.
Колоколов средневековый
Певучий зов, печаль времен,
И счастье жизни вечно новой,
И о былом счастливый сон.
И чья-то кротость, всепрощенье
И утешенье: все пройдет!
И золотые отраженья
Дворцов в лазурном глянце вод.
И дымка млечного опала,
И солнце, смешанное с ним,
И встречный взор, и опахало,
И ожерелье из коралла
Под катафалком водяным.
Именно такую, сказочно живописную и поэтичную, и запечатлела моя послевоенная детская память далёкую Венецию. Станица Пролетарская (бывшая Великокняжеская Донского края). Сальская степь. Калмыцая степь. Солончаки. Астраханский суховей. Песчаные бури. В самой станице на запасных путях стоят разбитые двухосные товарные вагоны, огромные воронки от настоящих и прицельных (бетонных) авиабомб, на околице станицы на бугре близ сенопункта подбитый немецкий тяжёлый танк. Вокруг него много неубранных ещё противопехотных и противотанковых мин и не взорванных снарядов. Только что посажены молодые дубки и акации, уже намечены защитные лесополосы согласно сталинскому плану. Вокруг голодная и неустроенная жизнь, а на мелованной бумаге общесоюзного журнала сияет перед глазами всеми цветами радуги прекрасный город на воде – сказочная Венеция.
Для меня Венеция – город моих фантастических полетов во сне над водной гладью и над сушей, над купами деревьев и крышами домов, с легкими полётами тела, ставшим невесомым и послушным, совсем не таким, каким оно обычно бывает наяву. Когда ты летишь во сне над водной гладью венецианской лагуны и завороженно следишь за солнечными зайчиками на поверхности воды, тогда и рождаются те неведомые ощущения, определяющие всю твою дальнейшую жизнь.
Чем дольше длится жизнь, тем утомительней становятся полёты, короче становится и ниже потолок полёта. Раньше я мог во сне созерцать Венецию с высоты птичьего полета, с крыши величественного и прекрасного собора Санта Мария дела Салюте, то теперь с высоты не выше крыши колокольни Сан-Джорджо Маджоре, а иногда при плохом самочувствии – только с высоты правительственной трибуны на Мавзолее Ленина.
Короче стали и маршруты моих дивных снов-полётов. Я уже не могу долго плыть в лазурном небе над всей островной частью Венеции, и приземляться там, где приземлялся прежде: на набережной Неисцелимых, близ древнего Арсенала, великолепной церкви Реденторе, или у бывшего подворья дьяка Посольского приказа Ивана Ивановича Чемоданова. Того самого стольника и переяславского наместника Чемоданова, которого наш царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший отправил в Венецию занять под огромные проценты денег в золотых ефимках для войны с Польшей и Швецией. Того самого московского дипломата, люди которого продавали по низкой цене «сто пудов ревеня вельми доброго и пушную рухлядь, сорок сороков соболей». Того самого дипломата Чемоданова, чей подробный и обстоятельный рукописный «Статейный список (отчет – А.А.) о поездке в Венецию (из Архангельска в Ливорно – А.А.) в 7164 от сотворения мира (1656) годе» хранится ныне в фондах ЦГАДА. Я никогда не был в Венеции и по всей вероятности в ней никогда уже не буду. Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Изменились ценности и понятия, возникло множество новых смыслов и роковых имён. В силу возраста иссякает жизненная энергия, угасают чувства и желания и уже не та радость от познания Истины.
Сегодня мне едва хватает сил (внутренней энергии) долететь до дивного творения нашего выдающегося соотечественника, скульптора Георгия Франгуляна, до бронзовой ладьи Вергилия и Данте, плывущей в потусторонний мир по бурно вскипающим волнам навсегда проклятых и бесноватых душ. А посему приходится беречь остатки сил, чтобы из последних сил догнать «Ладью Данте» и навсегда стать попутчиком двух великих поэтов-чародеев и пророков, проводников по аду нашей жизни, познавших смысл живой истории и философию Вечности, с её принципами неминуемого Воздаяния и Возмездия. Ад у Данте — это место медленного умирания души на общем фоне стагнации и вырождения социума, и надпись над вратами Ада гласит: «Входящие, оставьте упованья». В этом крутом маршруте Вергилия и Данте отображается путь человечества в прошлом настоящем и будущем: речь идёт об индивидуальной жизни, об общественной жизни и об устроении природы настоящего Человека.
Эти двое в бронзовой ладье прекрасно знают, куда и зачем они плывут. Оба были представителями своего времени, воплощали чувства своей эпохи, говорили о будущем, о котором мечтали их современники, оба касались наиболее глубоких вопросов психологии и психики человека и судьбы всего человечества. Их разделяли две тысячи лет на маленьком клочке земли, обильно удобренной человеческим прахом. Обоих объединяла одна великая идея – идея гуманизма и Легенда о совершенном Человеке, творца Вечной весны и бесконечно обновляемой «Обновлённой Жизни». Оба были недовольны современностью, искали ей обновления в нравственных и общественных нормах прошлого, оба жаждали «вывести людей из их бедственного состояния в состояние блаженства». (Александр Веселовский).
Оба точно знали свой маршрут, знали оба, куда им надо плыть – в потусторонний мир, в жизнь вечную-быстротечную в Мгновенной Вечности-Бесконечности. И далеко не случайно, что поэт-философ Данте взял в проводники по Аду «той» и «этой» Жизни именно поэта Вергилия, а Вергилий согласился быть проводником именно великого поэта Данте.
20.10.2021.
Свидетельство о публикации №221102100427