Коллекционер

- От вас пахнет счастьем!
Я вздрогнул от неожиданности, он подкрался ко мне незаметно, по-партизански, просто очутился рядом, возник из ниоткуда, так мне показалось. Я внимательно посмотрел на странного человека. Он весь был такой невзрачный, бледный, я обратил внимание на его глаза, они были такого вроде бы разбавленного цвета, это необычное определение мне сразу пришло в голову. Взяли насыщенный голубой цвет, развели его также качественно, как и молоко на рынке "женят", то есть водой разбавляют, и получили цвет глаз этого незнакомца.
Я же просто гулял по городу, думал о нас с Ритой, улыбался, предвкушал, надеялся и, как оказалось, пах счастьем.
- Можно я вас еще немного понюхаю? Видите ли, я коллекционирую запахи.
- Вы хотели сказать одеколон или духи? У меня новый, называется... - он не дал мне закончить.
- Нет, - он махнул рукой раздраженно, неприязненно, - я собираю запахи. Вот вы сейчас пахнете счастьем, у вас оно карамельное, ванильное, сладкое, но не приторное, с легким кислым привкусом. Пожалуй, один из самых богатых ароматов в моей коллекции.
Тут он посмотрел на меня уже уважительно, словно только от меня зависело то, как я пахну.
- Человек и сам не понимает, насколько прекрасен его запах и как он сам его творит, - словно прочитав мои мысли сказал незнакомец. Я молча разглядывал этого странного человека. Никакой - вот, как бы я его описал. Глаза, как я уже сказал, бледные, выцветшие, такие бывают у стариков, измученных жизнью, лицо незапоминающееся, такое забываешь мгновенно, только отвернешься, одет тоже как-то серо, заношено, небрежно. Возраст? Кто его знает! Может быть ему пятьдесят, а может и восемьдесят.
"Если он коллекционирует запахи, у него должен быть особенный нос", - подумал я и бестактно уставился на лицо незнакомца. Нос, как нос, ничего особенного. Незнакомец тоже меня рассматривал, слишком внимательно и бесцеремонно, как манекен с понравившейся одеждой.
- Как вы коллекционируете запахи? - спросил я только для того, чтобы выслушать краткий ответ, тут же попрощаться и быстро уйти.
- Конечно в памяти, как же еще? - удивился незнакомец. Он не удерживал меня, я был волен уйти, но к ногам как гири привязали. Я стоял и сам не понимал, почему я еще не сказал "До свидания, было приятно поговорить".
- В памяти? - переспросил я. - Вы все помните?
- Да, конечно! - он начал знакомо раздражаться, так я не выносил глупые вопросы своего младшего брата.
- И как вы хвастаетесь своей коллекцией?
- Что? - он посмотрел на меня, как на придурка.
- Люди коллекционируют что-нибудь, чтобы можно было сравнить, обменяться, похвастаться, разве не так? - я заговорил быстро, неуверенно, снова вспомнив мелкого. Он вот также бормотал, когда я высмеивал его "гениальные" мысли и размышления.
- Зачем?
- Что зачем?
- Зачем хвастаться? Объясните, я правда не понимаю, - тут уже он растерялся, так мне показалось.
- Чтобы показать, что у тебя коллекция лучше, больше, что именно в твоем доме хранится нечто редкое, уникальное, - объяснил я.
- Зачем? - он сник, глаза его потускнели еще больше.
- Я не знаю. Самолюбие потешить, наверное.
- Самолюбие. Я не знаю, что это такое, наверное нечто неприятное, раз оно заставляет хвастаться!
- Может быть, - я рассмеялся, разговор с незнакомцем мне все больше напоминал наши беседы с мелким, только сейчас мы с этим странным человеком постоянно менялись ролями, один из нас то и дело оказывался умнее и разумнее. - У вас большая коллекция? - спросил я только чтобы прервать молчание. Почему-то мне казалось, что тишина, которая окутала нас, губительна и ее надо постоянно разбивать хотя бы восклицаниями, кашлем, чиханием и громкими вздохами, а лучше вопросами.
- Не знаю, я не считал. Хотите, сделаем это вместе? - спросил он и тут же затараторил:
- Запах осени, когда деревья радостно скидывают листву, она пьет из них соки и сильно им надоедает, у них ветки чешутся, им хочется отдохнуть и вот когда на дереве остается последний лист, оно начинает пахнуть предвкушением долгого зимнего отдыха. Не путать с запахами палой листвы и другими запахами осени. Это раз. Запах мокрой собаки, когда она летним вечером искупалась в пруду с тиной и поймала лягушку. Не путать с другими запахами мокрых собак, в моей коллекции их около сотни. Это два. Запах...
- Постойте! Вы говорите, что только запахов мокрой собаки у вас около сотни! Вы все собираетесь перечислять?
- Вы же сами попросили, - он явно обиделся.
- Но я думал... - я и сам не знал, что было у меня в голове.
- Хм, тогда сделаем вот так!
Он неожиданно щелкнул меня по носу, и в голове у меня взорвалась огромная бомба запахов. Сотни, тысячи, сотни тысяч ароматов мелькали, кружились, дрались, сплетались в моем мозге. Я услышал весь мир, я увидел, почувствовал как он пахнет и был очарован, заново очарован этой планетой.
- Нравится? - незнакомец загадочно и довольно улыбался. - Богатая коллекция?
- Да, - только и смог ответить я.
- Подарить?
- Нет, не надо! - мне стало страшно, что все это многообразие не даст мне прислушаться к запаху Риты, аромату маминых пирогов с яблоками, вони отцовых сигарет и лотка нашего обожаемого Коти, я побоялся, что меня захлестнет волна чужих, неизвестных, пусть даже невероятно прекрасных запахов. - Нет! - еще раз сказал я, испугавшись, что он подарит мне коллекцию насильно.
- Хорошо, - улыбнулся незнакомец, - а хотите я подарю вам умение коллекционировать запахи? Вот здесь их собирать, - он постучал сначала по своему лбу, а потом по моему. Хитрец, он понимал, я не смогу отказаться и уже до моего ответа одарил меня чудесной способностью.
- Хочу, - ответил я, и незнакомец вдруг преобразился, словно он был черно-белым, а сейчас его раскрасили. Он стал таким ярким, что у меня заболели глаза. - Теперь я стану как вы? Блеклым?
- Как хотите! - он внимательно пригляделся ко мне. - У вас прекрасный цвет куртки. Насыщенный, концентрат морских глубин. Пожалуй, он станет первым в моей коллекции.
Он кивнул мне на прощание и ушел, внимательно глядя по сторонам, собирая цвета для своей новой коллекции. Сколько их у него? Я не знал и понимал, что вряд ли когда-нибудь узнаю. Это мне и не нужно. Я принюхался к осеннему дню и попытался найти самый лучший запах уже для своей новой коллекции.


Рецензии