Как проанализировать эпизод? ЕГЭ. Литература

ЕГЭ. Литература. Как проанализировать эпизод?
Прочитайте фрагмент романа ….. Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
КЛИШЕ – анализ эпизода
        Приступая к чтению эпизода,  всегда стараюсь понять, как через его призму можно определить замысел автора, его позицию и отношение к героям произведения. ОТВЕТИТЬ на вопросы: о чем это произведение? ……Почему эта  тема волнует автора? Считаю, что события, о которых идет речь, отражают (привести пример)…….., потому что…   АРГУМЕНТ (привести из эпизода). Своеобразие данного эпизода состоит в том,   что  отрывок из …. романа, повести, пьесы, рассказа помогает определить типологию и жанр произведения. Определить: это семейно-бытовой роман  - история семьи; социально-психологический -«История души человеческой»; исторический – конфликт эпохи; философский-в центре-борьба идей, поколений, размышления о смысле человеческой жизни; собственно роман – система равнозначных персонажей, несколько сюжетных линий («Преступление и наказание»); роман-эпопея – значительная временная протяженность, синтез жанров, исторические и социальные конфликты эпохи?       
        Поднятые в произведении…..(название, ФИО автора) проблемы (какие?),  как мне кажется, отражаются через поступки героев… (кратко - о происходящих событиях, характерах героев…)   
        Композиция эпизода (романа, повести) линейная, все события происходят друг за другом, (КАК?) насыщая информацией читателя о том, …(как двигается? о чем думает? какие поступки совершает? почему? герой, герои – назвать их).  (НО композиция может быть нарушена: вначале изображаются события, которые предшествуют настоящему времени, потом….).
       В  центре сюжета находятся герои, (какие?) выражающие так или иначе точку зрения автора на …исторические, психологические, социальные проблемы эпохи. Это позволяет через «историю души человеческой» показать весь спектр нравственных чувств и эмоций (каких-пример) персонажей, их взаимоотношений, исторических событий, социальных устоев.
        Именно через сюжет эпизода  я понимаю основную идею писателя: (показать безнравственные поступки, одиночество, отгороженность от жизни, которые   приводят к…) АРГУМЕНТ (цитата или анализ поступка). По моему мнению,  только любовь, дружба, умение постоять за себя….свою родину, борьба за свободу…  создают человека.
        Роль этого эпизода в том, что ….самым  интересным для читателей является знакомство с героями: именно в их поступках определяется развитие личности (кого?), показывается ее  сила и слабость. Думаю, только человек способен созидать, разрушать, любить и ненавидеть, иметь друзей и чувствовать себя одиноким, изгоем, быть творцом будущего своей семьи и отечества. Вот эта палитра чувств (эмоций) более всего привлекает меня в этом отрывке.
В характере (кого?) меня привлекает то, что (герой) наделен чувством сострадания, способен помочь….  выстоять в невероятных условиях.  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО из текста.
           Автор виртуозно использует средства создания образов – портрет,  интерьер, деталь, приемы психологического анализа - детально описывает не столько портрет (цитата)….., сколько показывает стремление жить, веру в лучшее, его отношение к (долгу и чести - пример). Этот человек мне интересен тем, что ему можно подражать в том, как он добивается своей цели, как относится к своим друзьям и врагам, как умеет жить, отдавая частичку себя людям. Такая деталь, как… ДОК-ВО показывает нам, что  автор (скептически, с порицанием, с добротой ….)относится к своему герою.
Художественное своеобразие объективировано: мы видим повседневное изображение жизни персонажей, их характеров, деталей, помогающих понять нравственные основы героев. Речь (пояснить, чья) является средством взаимодействия автора, героев, рассказчика: используется экспрессивная лексика (….), характеризующая чувства и передающая эмоции.
СВЯЗЬ с вопросом: смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
        Свое отношение к художественному произведению и творчеству автора.
       Как мне кажется,  данный эпизод является «ключом» к пониманию основной проблемы произведения (какого)  и  учит тому, как …остаться человеком в тяжелых условиях, как «сохранить лицо» в трудной ситуации… Автор, отражая эпоху, показывая типологию героев (романтический герой, «лишний» человек, «маленький человек») через портрет, пейзаж, интерьер,  художественную деталь – РАСКРЫТЬ на примере текста), приобщает нас к пониманию своих взглядов на время и  героев. Через особенности речи – эпитет, сравнение, олицетворение, иронию, противопоставление - мы узнаем не только отношение ( КАКОЕ?) писателя к своим героям, но и чувства, которые они испытывали, какие идеи будоражили умы, какие ценности предпочитали персонажи. ПРИВЕСТИ ПРИМЕРЫ из текста. Считаю, необходимо перечитать (название), потому что нам есть чему поучиться у автора (какого?), так как  становится понятным, на каком этапе развития находится наше общество, как будущее пробивается через настоящее, как расстановка общественных групп влияет на выбор пути, по которому мы идем. Нравственные проблемы всегда будут вечными! 638 слов 


Рецензии