Корнелис Венема. Бавинк о познаваемости Бога

БАВИНК О ПОЗНАВАЕМОСТИ БОГА
Корнелис Венема

В этой статье я начну рассматривать II том Реформfncrой догматики Бавинка, в котором рассматривается библейское откровение о Боге как Творце всего сущего, особенно о людях как носителях Tго образа. Очевидно, что я не смогу предложить больше, чем набросок некоторых основных тем этого тома. В этой статье я рассмотрю понимание Бавинком познаваемости Бога.

Познаваемость Бога

Бавинк открывает свое размышление о познаваемости Бога поразительным комментарием: "Тайна - это жизненная сила догматики" (РД 2:29). Все богословские знания в конечном счете являются знанием о Боге, которое является "исключительным содержанием" всей области догматики. Однако такое знание не может быть постигнуто таким же образом, как конкретные науки постигают свой предмет. Познание Бога всегда вызывает в нас отклик обожания и поклонения. Восклицание псалмопевца - "велик Господь и велика хвала ему" - это выражение столь же для богослова, как и для обычного верующего. Знание о Боге, которое передается через творение и Священное Писание, "намного превосходит человеческое воображение и понимание".
Одна из величайших опасностей, с которой сталкивается теолог, стремящийся познать Бога, - это опасность гордыни или высокомерия, которые не способны восхищаться непостижимым величием и величием Бога. Размышляя о нашем познании Бога, Бавинк пытается уравновесить реальность и истину нашего познания Бога через откровение с ограничениями любой формы человеческого понимания Бога. С одной стороны, чрезмерное подчеркивание непостижимости Бога приводит к агностицизму, точке зрения, согласно которой любое истинное познание Бога в конечном счете невозможно. С другой стороны, преувеличенный акцент на познаваемости Бога приводит к потере понимания Его бесконечного богатства и полноты. Задача, стоящая перед христианским богословом, состоит в том, чтобы держаться за познаваемость Бога, не ставя под угрозу его абсолютное величие. Отрицать истину нашего знания о Боге - значит относиться к Божьему откровению о Себе с неблагодарностью и презрением. Но отрицать пределы нашего знания о Боге, даже когда оно основано на самооткровении Бога, значит забывать, что непостижимость Бога сама по себе относится к Его истинному познанию. Признание пределов нашей способности познать Бога во всей его полноте является неизбежной и важной чертой нашего положительного знания о том, Кто такой Бог.
В начале своей трактовки познаваемости Бога Бавинк оспаривает утверждение многих "критических" исследователей Библии о том, что учение о Боге претерпевает своего рода эволюционное развитие в Писании Ветхого Завета. Согласно критической библейской науке, первоначальная концепция Бога в Израиль была "политеистичной". Критически настроенные ученые утверждают, что Бог Израиля первоначально считался "богом гор, богом огня или богом грома", и только после завоевания Ханаана Израиль стал рассматривать его как "Бога земли и народа Израиля" (РД 2:31). Только по прошествии длительного периода времени, особенно в служении более поздних пророков, Израиль начал переходить от этого раннего "политеистического", а затем "генотеистического" взгляда на Бога к более развитому "монотеизму". Вопреки этому искажению библейского откровения Бога, Бавинк выделяет ряд последовательные черты ветхозаветного откровения, несовместимые с любой формой многобожия. На протяжении всего Ветхого Завета Бог раскрывается как личное Существо, которое является самосущим Творцом неба и земли. Хотя Бог открывает Себя в определенное время и в определенных местах, Он остается абсолютным Господом всех времен и мест, который превосходит ограничения всех созданий. Более того, абсолютный, но в то же время личностный Бог Ветхозаветных Писаний никогда не рассматривается как полностью совпадающий с Его самораскрытием. Даже в Своем откровении Бог остается частично сокрытым и непостижимым, Он Тот, Кто "бесконечно" возвышен "над всем царством природы и всяким творением" (РД 2:33).
В дополнение к вызову, ьрошенному критически настроенными библеистами, Бавинк также оценивает проблемы познаваемости Бога, которые были подняты в древней, а также более поздней философии со времен Просвещения. Среди некоторых древнегреческих философов любые положительные описания Бога рассматривались как неуместно ограничивающие то, кем является Бог. Философ-неоплатоник Плотин, например, рассматривал любую попытку назвать Бога или описать Его в терминах положительных качеств как отрицание его бесконечного бытия. В эпоху модерна такие философы, как Кант и Фихте, также отвергали возможность какого-либо определенного знания о Боге. Согласно этим философам, человеческое знание ограничено опытом, а знание Бога таким, какой Он есть на самом деле, лежит за пределами такого опыта. Теология или познание Бога в рамках современной философии ограничивается "религиозным опытом" Бога и заканчивается своего рода радикальным агностицизмом. Бог просто неизвестен и непознаваем. Влияние современной философии на теологию глубоко сломало уверенность христианских теологов в возможности какого-либо истинного познания Бога. "Теология до сих пор пала жертвой страха перед этим агностицизмом, что она едва ли осмеливается говорить о познании Бога. Она старается, насколько это возможно, исключить всю метафизику (хотя в последнее время мы можем наблюдать некоторую реакцию на эту тенденцию) и ограничить себя сферой религиозного. Она устыдилась своего собственного имени и позволила себе перекреститься в науку о религии". (РД 2:44). Последствия этого современного отрицания познаваемости Бога ужасающие, оно подрывает самые основные убеждения христианского богословия. С одной стороны, некоторые склонны воспринимать Бога не более чем как конечное, "личное, ограниченное, человекоподобное существо". С другой стороны, другие "лишают наше представление о Боге всякого сходства с конечным созданием и в итоге получают пустую абстрактную идею, лишенную ценности для религии". (РД 2:47).
С точки зрения Бавинка о познаваемости Бога, единственный путь вперед для христианского богословия - это утверждение непостижимости и познаваемости Бога в одно и то же время. Вместо того чтобы отрицать возможность истинного познания Бога, нам нужно подтвердить возможность Его познания, которое проистекает из Его откровения о Самом Себе. Но в то же время мы должны признать, что все такое познание Бога полностью по "аналогии". Поскольку Бог неисчерпаемо богат бытием и превосходит
любое конечное творение, христианское богословие должно утверждать истину о непостижимости Бога. "Нет имени, которое полностью выражало бы Его сущность, нет определения, которое охватывало бы Его. Он бесконечно превосходит наше представление о Нем, наш язык, касающийся Его" (РД 2:47).
Это момент истины во всех отрицаниях простой познаваемости Бога. Однако христианское богословие не довольствуется простым утверждением непостижимости Бога. Поскольку Бог сотворил все сущее и благоволил явить Себя через дела Своих рук, истинное познание Бога возможно на основе Его откровения. Критический вопрос, который поднимают современные отрицания познаваемости Бога, заключается в том, "пожелал ли Бог и нашел ли способ раскрыть Себя в царстве созданий" (РД 2:50). Такие отрицания на самом деле равносильны враждебности по отношению к фундаментальной догме христианской веры, а именно, что Бог способен раскрыть истинное знание о Себе через дела Своих рук, и что люди как те, кто носит Его образ, способны воспринять это раскрытие. Знание, которым мы обладаем о Боге, совершенно уникально. Это знание можно назвать положительным постольку, поскольку по нему мы узнаем Существо бесконечное и отличное от всех конечных созданий. С другой стороны, оно отрицательно, потому что мы не можем приписать Богу ни одного предиката, как мы понимаем этот предикат по отношению к твари. Следовательно, это аналогическое знание: знание существа, которое непознаваемо в себе, но способно сделать что-то о Себе известным в созданном Им существе. Когда Бавинк использует термин "аналогический" для нашего познания Бога, он имеет в виду утверждение, что мы познаем Бога через Его творения. Это создание имеет некоторое сходство с Создателем. Есть подобие или подобие между Творцом и творением. Но в то же время Бог превосходит и все творения. Таким образом, наше познание Бога основано на аналогии: между Богом и его созданиями есть сходство и различие.

Познание Бога: внедренное и приобретенное

После своего вступительного изложения пределов и основы истинного познания Бога Бавинк переходит к вопросу о том, как люди на самом деле приходят к Его познанию Познание Бога достигается двумя способами. Во-первых, существует непостижимое знание о Боге, которое заложено во всех человеческих существах как носителях образа Божьего. И, во-вторых, существует приобретенное знание, которое основывается на возросшей способности человеческих существ к истинному познанию Бога. Все знание о Боге проистекает из откровения Бога о Себе носителям Его образа. Однако существует существенная разница между знанием о Боге, которое является базовым и основополагающим в силу того, что значит быть существом, созданным по образу и подобию Божьему, и знанием о Боге, которое приобретается и извлекается из человеческого размышления и понимания Божественного откровения.
Первая форма человеческого знания о Боге не столько приобретена, сколько внедрена или "врождена". По словам Бавинка, поскольку все творение и все Божьи дела представляют собой своего рода "театр славы Божьей" (Кальвин), который несет на себе безошибочные следы Божьих рук, так что в конечном счете невозможно смотреть на мир атеистически. Даже несмотря на то, что есть "атеисты", которые пытаются отрицать существование и познаваемость Бога, их число не так велико, и их дело тщетно. Даже энергия, с которой атеист протестует против существования Бога, по иронии судьбы отражает тот факт, что мир пронизан ясным и неоспоримым свидетельством величия и мудрости его Создателя. Неизбежное "осознание Бога" (кальвиновское sensus divinitatis) неотъемлемо и неизбежно присуще самой структуре человеческого существования. Люди не в состоянии искоренить это базовое знание о Боге, которое является "семенем религии" (Кальвин) и единственным объяснением того факта, что люди "неизлечимо религиозны". Какими бы энергичными и упорными ни были люди, пытающиеся отрицать Бога и Его дела, эта попытка, в конечном счете, обречена на провал. Бог так сотворил мир и создал людей по Своему образу и подобию, что у всех есть врожденный инстинкт или способность познавать Его и служить Ему. Бавинк отмечает, что наличие такого универсального и всепроникающего осознания Бога среди людей, которые носят Его образ, побудило некоторых утверждать доктрину "врожденных идей". Так же, как в различных науках, по-видимому, существуют некоторые идеи, которые являются необходимыми и естественными (например, каждый "эффект имеет причину", 2 + 2 = 4, есть различия между "добром" и "злом"), поэтому в истории богословия давно была предложена мысль, что Бог внедрил ряд врожденных идей о Нем в человеческое сознание. Чтобы объяснить те принципы или убеждения, которые кажутся универсальными, необходимыми и основополагающими для различных наук, включая богословие, философы и теологи разработали доктрину о том, что Бог внедряет такие идеи в человеческий разум. Такие врожденные идеи обеспечивают своего рода фонд знаний, которым обладают все люди, прежде чем они изучат тот или иной аспект созданного порядка.
В истории богословия учение о врожденных идеях часто играло значительную роль и служило основой для развития своего рода естественной теологии или знаний о Боге, которые не основаны на Божественном откровении. В оценке Бавинком этой доктрины врожденных идей, особенно в области богословия, он утверждает, что она может легко поощрять "рационализм" или "мистицизм". Рационализм - это учение о том, что человеческие существа, исключительно на основе рационального размышления, могут многое знать о существовании Бога, Его природе и отношении к творению. Не полагаясь исключительно на Божественное откровение как основной источник и норму нашего познания Бога, этот рационализм делает человеческий разум мерилом и источником нашего самого базового знания о Боге. Это поощряет своего рода естественную теологию,
которая не связана со Словом Божьим, и предоставляет творению власть извлекать знание о Боге из ресурсов его собственного разума.
Кроме того, точно так же, как учение о врожденных идеях поощряет рационализм, оно также поощряет мистицизм, представление о том, что духовный опыт - это путь, с помощью которого Бог впервые становится известным людям. Вместо того чтобы стремиться познать Бога посредством Его откровения или Слова, мистицизм хочет познать Бога каким-то прямым и непосредственным образом. Бог настолько тесно связан с человеческим духом или душой, что любая опора на внешний источник познания Бога рассматривается с подозрением или пренебрежением как менее прямая форма доступа к Нему. Как рационализм, так и мистицизм используют понятие "врожденных идей", следовательно, для установления человеческого знания о Боге не на основе Божественного откровения через творение как проявления Божьей славы и мудрости, а на основе человеческого разума или опыта.
Однако это не означает, что Бавинк полностью отвергает идею врожденного знания Бога. Для него в доктрине врожденных идей есть момент истины, а именно, что Бог создал
людей по Своему образу и подобию с врожденной предрасположенностью и способностью к истинному познанию Бога. Точно так же, как человеческому зрению требуется солнечный свет и глаза, чтобы видеть этот свет, человеческое познание Бога требует света Божественного откровения и тварной способности постигать и знать то, что оно раскрывает относительно Бога. Согласно Бавинку, знание основывается на вере "в том смысле, что знающий человек должен быть убежден в определенных "самоочевидных" и "основных" принципах, которые лежат в основе всего изучения Божьего творения. Например, наука этики основывается на фундаментальном предположении о том, что существует различие между "правильным" и "неправильным". Даже такие науки, как математика и физика, требуют допущения определенных абстрактных и необходимых принципов, такие как теория чисел или упорядоченность физического мира. Наука богословия или познание Бога также предполагает существование и познаваемость Бога. Точно так же, как ученый не может обосновать свой путь к убеждению в существовании или порядке того, что он изучает, но предполагает это, так и богослов исходит из основной и неоспоримой истины Бога и Его откровения о Себе.
"Внедренное знание о Боге" не означает, что все люди непосредственно наделены Самим Богом достаточными знаниями, чтобы иметь возможность обойтись без откровения. Этот термин не говорит о том, что мы сами способны вывести сознательное, ясное и достоверное знание о Боге из содержания наших собственных умов. Это говорит о том, что мы обладаем как способностью, так и склонностью (привычкой, предрасположенностью) прийти к какому-то твердому, определенному и неизменному знанию о Боге. (RD 2:71). Поскольку Бог создал людей для общения с Самим Собой, и потому что человеческое самопознание никогда не отделимо от познания Бога, мы должны настаивать на том, что люди в естественном ходе своего развития и без "трудоемких рассуждений" придут к убеждениям относительно существования и природы Бога, которые являются самоочевидными и неоспоримыми. Поэтому, когда атеизм утверждает, что отрицает существование Бога, он занимает неестественную и в конечном счете невозможную позицию по отношению к Богу, существование Которого самоочевидно для всех здравомыслящих людей.
В рамках этого понимания врожденных способностей и склонностей всех человеческих стремясь к истинному познанию Бога, Бавинк продолжает наблюдать, что все действительное знание о Боге проистекает из правильного понимания Божественного откровения. Вопреки взглядам рационализма и мистицизма, человеческое познание Бога полностью зависит от "объективного" откровения Бога, которое приходит "извне" творения и производит на нас свое впечатление. Внедренное знание о Боге, которое состоит в нашей способности познавать Бога, должно сопровождаться приобретенным знанием, которое находит свой источник в Божьих делах и Слове. Все истинное знание о Боге руководствуется истиной о том, что Божье Слово есть "свет", и мы видим свет только через тщательное его изучение и размышление над этим Словом.
В своем обсуждении такого приобретенного знания о Боге Бавинк делает особенно важное замечание о законности "естественной теологии" в отношении нашего понимания Божественного откровения. Хотя некоторые богословы (и традиции, например, Римско-католической церкви) утверждали, что люди могут многое знать о Боге с помощью человеческого разума и размышляя о сотворенном порядке, помимо любого использования особого откровения, Бавинк отмечает, что это представляет собой ошибочный взгляд на откровение и человеческую способность познавать Бога через Его откровение. Даже так называемая "естественная теология", которая стремится узнать что-то о Боге через само творение и помимо особого откровения, может исходить только из христианской убежденности в том, что мир принадлежит Богу.
Кроме того, есть две ошибки, которые лежат в основе утверждения о том, что естественная теология возможна на основа только человеческого разума и без света Библейского откровения. Первая ошибка заключается в предположении, что наша естественная склонность познавать Бога как у творений, созданных по Его образу и подобию, не была серьезно ослаблена греховным непослушанием и враждебностью по отношению к Богу. Наша естественная склонность к познанию Бога была ужасно испорчена, и по этой причине Священные Писания часто говорят о неверии как о своего рода преступной "слепоте" к истине. Вторая ошибка заключается в предположении, что христианин может обойтись без того, что он знает из откровения Писания, даже о Боге как Творце всего сущего, в стремлении к истинному познанию Бога, будь то знание сотворенного порядка или пути искупления. "Естественное познание Бога включено в Писание и подробно изложено в самом Писании. Соответственно, христиане следуют совершенно ошибочному методу, когда, рассматривая естественное богословие, они, так сказать, отказываются от особого Божьего откровения в Писании и озарения Святым Духом, обсуждают его отдельно от лобых христианских предпосылок, а затем переходят к особому откровению". (РД 2:74) В стремлении узнать Бога через дела Его рук христиане с благодарностью используют полноту Божественного откровения в творении и Слове Божьем. Для верующего иное было бы обнищанием, даже невозможностью стремиться познать Бога через его дела без полного просвещения, обеспеченного во всей полноте Его откровения о Себе.

Так называемые "доказательства" существования Бога

Последняя тема, которую Бавинк рассматривает в своей расширенной трактовке познаваемости Бога, - это так называемые "доказательства" существования Бога. Эта тема естественным образом возникает в контексте работы Бавинка о смысле внедренного и приобретенного знания о Боге, потому что это исторически было важной особенностью "естественной теологии". В истории богословия доказательства существования Бога часто рассматривались как "предисловия к вере". Прежде чем извлечь знание о Боге из записанного откровения, сторонники этих доказательств часто утверждали, что теологу необходимо продемонстрировать существование и познаваемость Бога, предлагая рациональные доказательства или аргументы, которые заложат основу для отличительного знания о Боге, принадлежащего христианской вере. По оценке Бавинка, эти т.н. "доказательства" существования Бога играют важную и законную роль в теологии, при условии, что они не сформулированы таким образом, который отрицает предварительное и базовое знание о Боге, принадлежащее всем людям, которые несут образ Бога. Так как все знание о Боге проистекает из правильного понимания того, что Бог открывает повсюду и всем о Себе, и поскольку это знание является основным и неоспоримым, доказательства можно рассматривать не  столько как доказательства, сколько как "свидетельства" того, что все люди уже знают и во что верят.
Все творение красноречиво свидетельствует о существовании Бога как всемогущего и мудрого Творца всего сущего. Кроме того, Священные Писания во всем исходят из самоочевидности существования Бога. Никогда авторы Писаний не останавливаются, чтобы доказать такими аргументами, что Бог существует, а затем перейти к дальнейшему раскрытию Божьей воли и цели. Все люди уже знают и верят в то, что эти доказательства пытаются выразить в более "сложной" и "диалектической" форме. Знание о Боге, независимо от того, получено ли оно из творения или Писания, не ждет таких доказательств. Скорее, эти так называемые доказательства являются своего рода дальнейшим раскрытием того, что все люди уже (или должны) знать в зародышевой и базовой форме.
Хотя Бавинк признает, что существует давняя традиция рассматривать эти доказательства как "рациональные" доказательства существования Бога, которые обеспечивают своего рода фундамент, на котором вера может строиться дальше, он стремится рассматривать и формулировать их в "религиозном" контексте. Когда мы исходим из твердой убежденности в существовании и познаваемости Бога, эти доказательства служат свидетельством интеллектуальной целостности и знания веры. Они представляют собой своего рода разумное изложение знания о Боге, которым обладает каждый верующий. Каждое из них формулирует то, что мы знаем о Боге как об Авторе и Создателе всего сущего. В своей положительной экспозиция этих доказательств, Бавинк отмечает, что они могут легко быть разделены на три группы: во-первых, два из доказательств (космологический и телеологический аргумент) намерены вывести существование Бога в мире из его "происхождения и назначения"; во-вторых, два других намерены вывести существование Бога с рациональной и нравственной природы человека (онтологический и нравственный аргумент); и в-третьих, последние два доказательства выводят существование Бога из универсального согласия и истории человечества.
Вместо того, чтобы пытаться предложить что-то вроде краткого изложения этих доказательств, я только проиллюстрирую здесь, как они служат свидетельством знания Бога, которым обладают все верующие - могут ли они дать понять, последовать или начать формулировать то, что они уже знают, в форме сложного изложения истины через аргументы. Возможно, самый простой способ оценить эти аргументы - рассматривать их как ответы на некоторые неизбежные вопросы. Например, рассмотрим такие вопросы, как следующие:
1. Что объясняет существование чего-либо вообще?
2. Всегда ли существовал мир или он был создан из ничего?
3. Чем объясняется удивительное разнообразие и взаимосвязь всех вещей?
4. Почему у всех людей есть непреодолимое убеждение в различии между "добром" и "злом"?
5. Чем объясняется тот факт, что у людей, похоже, есть непреодолимая склонность поклоняться или "боготворить" кого-то или что-то?
6. Как мы можем объяснить существование, скажем, человеческого глаза с его удивительной сложностью и легкостью;
7. Может ли "слепой случай" или неразумный процесс создать мир, который мы знаем?
8. Что объясняет кажущуюся мудрость и замысел мира?
9. И как мы вообще можем быть уверены в едином порядке и последовательности того, что мы изучаем в различных науках, если отрицается существование Творца?
Хотя подобные вопросы можно легко умножить, они иллюстрируют, для чего нужны так называемые доказательства бытия Бога и что они пытаются объяснить дальше. Эти доказательства, сформулированные с точки зрения христианской веры и основанные на полноте Божественного откровения, служат свидетельством реальности Бога, о которой уже знают все люди. Хотя они могут и не убедить атеиста или агностика, они не упускают возможности сделать это из-за какой-либо слабости в своем свидетельстве об истине. Скорее, они иллюстрируют, как в случае неверующих остается верной пословица: "Нет никого более слепого, чем тот, кто не хочет видеть, и нет никого более глухого, чем тот, кто не хочет слышать".

Вывод

По мнению Бавинка, есть две ошибки, которые часто сопровождают наши размышления о познании Бога. Одной из ошибок является тенденция преувеличивать наше знание о Боге и преуменьшать Божье непостижимое величие. Другая ошибка заключается в отрицании возможности истинного знания о Боге, основанного на Божественном откровении. Люди познают Бога, потому что все творение и все дела рук Божьих представляют собой неоспоримое и неизбежное свидетельство Его силы и мудрости. Все человеческие существа созданы с чувством и способностью к познанию Бога, и всем дано через Божественное откровение убедительное свидетельство о том, Кто Он есть. Таким образом, атеизм и агностицизм представляют собой преступные формы человеческой извращенности в подавлении истины в неправедность.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии