Галина ВишнЕвская - Вишня. Зигзаги Жизни! 10 частЪ

     А я-то думал в свой анти-буржуАзный накАл:
       «..Ну,- почитАю щас про избалОванную певИчку…
                Вот посмОтрим,-
           какое ты процветИла, пробогЄмила "элИтье"..»
                ...Крупно  ошибся ..!!!
     Её одно только детство сшибает и сбивает наповАл..!!!!
            
      И главное,- автор разделяет с "Вишней" её позицию:
        АНТИ-коммунистический террОр ! АНТИ-краснь !!
                По пророчеству старцев Православия,-
                красные снова сдадут Россию,
     но теперь чужому "коммуниZZму..,- китАйскому !!!!

      Кроме её гОлоса, Галина Вишневская известна тем,
          что вЫехала на гастроли из СССР в Зарубежье
                с мужем Мстиславом РостропОвичем,-
    Мега-Известнейшим музыкантом - виолончелИстом
                и остались там жить
               до..,- отвержения их СССР, а не наоборот…

                {{{{{* Галина Вишневская *}}}}}
Советская оперная певица, актриса, театральный режиссёр, педагог,
народная артистка СССР. Кавалер ордена Ленина и полный кавалер
                \\.. Почему не кавалЕрша..??..//   
                ордена «За заслуги перед Отечеством» !!!!
          Родилась: 25 октября 1926 г., Санкт-Петербург, СССР.
  Рост: 161 см      .Умерла: 11 декабря 2012 г. (86 лет), Россия.
                Партнёр: Марк Ильич Рубин (1944-1955 гг.)
Дети: Илья Рубин, Ростропович Ольга Мстиславовна, Елена Ростропович.
                Награды: Зал славы премии «Грэмми».

        *{{{{{{{{{{{{{{{{{   ~10~  частЪ  }}}}}}}}}}}}}}}}*

В Ленинградский областной театр оперетты
привела меня знакомая девчушка.
- Пойдем, поступим в театр, будем ездить - интересно!..

Пришли к директору (Марку Ильичу Рубину), спели ему по романсу -
сами молоденькие, по 17 лет, фигурки чудесные, - ну, нас и приняли.

Дали зарплату 70 рублей при норме 20 спектаклей в месяц,
 плюс 1 руб. 50 коп. суточных, когда театр на гастролях !!

Да ничего, другим еще хуже. Я считала, что еще и много мне дали -
наша примадонна получала (по новым деньгам) 120 рублей в месяц.

- Приходите завтра на репетицию, будете ходить в массовках,
в хоре - найдем для вас, что делать.

           Так началась моя артистическая карьера !!

Состав труппы - всего человек сорок:
тут и солисты, и хористы, и статисты - все.

Оркестра не было, лишь инструментальный ансамбль из шести музыкантов.
Через пару дней выпустили меня в "Продавце птиц" Целлера -
даму на балу изображать. Надели на меня белый пудреный парик,
платье с кринолином, затянули талию. Как увидела я себя в зеркало! -
Господи, ведь об этом я мечтала, умирая от голода и холода!

У меня было ощущение, что я всегда ходила в этом платье.
Я знала, как держать веер, как обращаться со шлейфом,
             какой должна быть осанка, руки…
         будто со мной все уже когда-то было !!!!

 С первых своих сценических шагов я чувствовала костюм любой эпохи.
Вероятно, это во мне от моей матери: цыгане удивительно артистичны,
           у них естественная пластичность в движении,
               естественное ощущение театральности.

      Театр разъездной, поэтому мы всегда в дороге.
   Разъезжаем по воинским частям Ленинградской области.
Немцы отступили от Ленинграда, оставляя за собой развалины:
        Новгород, Псков, Волхов сровняли с землей.

Остались одни церкви - видно, сделаны из такого материала,
         что ни снаряды, ни бомбы взять не смогли.

              Люди строили их с любовью - и верили.
По едва остывшим пожарищам двигается вслед за армией наш театр.
                Спим вповалку, где придётся.

Умывальных, уборных нет - всё на улице в 30-градусный мороз...
           Декорации - самые примитивные,
     чтобы можно было играть на любой площадке.
            Играем в промерзлых клубах:
на стенах снег, солдаты и матросы - в шинелях, в шапках.

Мы - с голыми плечами, пляшем, поем, играя то "Сильву",
то "Веселую вдову" - по 20–25 спектаклей в месяц.

Я выхожу в хоре или сижу в кулисе и слушаю спектакли.
Я уже знаю наизусть весь репертуар - за всех актеров.
И вот буквально через три месяца
после моего поступления в театре - паника.

Актриса на амплуа субреток сломала ногу.
А мы - на гастролях, один состав, замен нет.

Вечером надо играть оперетту Стрельникова "Холопка",
а на другой день - "Продавца птиц" Целлера.
Директор обращается к хору:
- Девушки, кто может выручить нас -
сыграть сегодня Поленьку в "Холопке"?
Я только и ждала этого момента!
- Я могу!
- Роль знаете?
- Знаю.
- Скорей на репетицию!
Вызвали пианиста, партнёров - роль с танцевальными номерами.
Я без запиночки все отбарабанила;
да я настолько уже все спектакли выучила,
что могла бы любую роль играть -
не только женскую, но и мужскую !!
Пожалуйста, что угодно - хоть за комика!

   Вечером - спектакль. На другой день утром - опять репетиция:
                Христина в "Продавце птиц",
         классической оперетте с ансамблями, с танцами.
И опять вечером спектакль, все проходит без сучка и задоринки !!

Так я стала солисткой. Выступала, в основном, в ролях субреток,
 каскадных - на героинь у меня не хватало верхних нот,
дальше "соль" второй октавы голос не шел.
Этот театр стал для меня настоящей и единственной школой.
Именно у этих артистов я научилась самоотверженно служить искусству,
уважать сцену - самое святое для артиста место !

Работая в таких страшных условиях,
какие сегодня и вообразить нельзя,
артисты бережно охраняли искусство в себе,
не делая никаких скидок на усталость, на болезни, -
а играли-то каждый день !!

В какой-бы прокопчённой землянке или убогом,
     разбитом клубе мы ни выступали -
всегда за полтора часа до начала спектакля
артисты начинали гримироваться и одеваться
       столь же тщательным образом,
   как если бы им предстояло выходить
   на самую блистательную сцену мира !!

 В труппе было несколько старых опереточных актёров -
они и создавали эту атмосферу самоотверженности,
они и несли с собой великие сценические традиции, -
            а мы, молодые, учились у них.

Я видела, с какой отдачей эти старики выходят на сцену,
ни при каких обстоятельствах не позволяя себе играть в "полноги",
хотя аудитория часто совсем невзыскательна,
попросту очень низкого уровня...

И все это мне так близко, и я хочу быть такой же,
я хочу так же любить театр, как они.
Здесь я поняла, что искусство - не кринолины,
не сказочно-счастливые короли и королевы,
а тяжелый, изнурительный труд !!

И если хочешь быть большой актрисой,
надо быть готовой ко многим, многим жертвам !!

На сцену приходилось выходить ежедневно.
Это приучило меня к постоянному тренажу,
и с тех пор всю свою жизнь я работаю, репетирую каждый день.
Суровая школа, пройденная мною в самом начале творческого пути,
помогла мне так надолго сохранить голос и сценическую форму.

Не выдержав нечеловеческой нагрузки,
прямо на сцене умерла наша актриса Шура Домогацкая.
Умерла от кровоизлияния в мозг, 35 лет от роду,
так в гриме ее и похоронили.
Весь ее репертуар лег на мои плечи.

Пела в любом состоянии - с ангиной, с нарывами в горле,
с высоченной температурой: заменить некому,
все зависят друг от друга - театр наш на хозрасчете.

Об отмене спектаклей и речи быть не может.
Когда ты вынуждена так часто выходить на сцену охрипшей,
простуженной, нельзя надеяться только на молодость
и на свежесть голоса - роли надо создавать,
надо приобретать мастерство,
умение владеть своим телом и голосовым аппаратом.

И тогда в критический момент можно незаметно для публики
переставить акценты, скомпенсировать незвучащий голос
пластической выразительностью и темпераментом
и провести спектакль на хорошем уровне.

Конечно, этот театр не сделал меня певицей,
зато он сделал меня профессиональной актрисой.
За четыре года я сыграла там сотни спектаклей,
приобрела сценическую свободу, научилась танцевать,
научилась подчинять своей воле каждое движение своего тела -
я овладела сценической пластикой.

Случались у нас и презабавные истории.
Нашей примадонне Тамаре Тривус лет сорок.
Она была опытной актрисой с хорошим, сильным сопрАно -
всегда очень подтянута, но чрезвычайно некрасива.

Играли мы однажды в Гатчине,
недели две жили в воинской части,
и влюбился там в меня сын командира полка,
мальчишка лет 16-ти, смешной, весь розовый, как пастилА.

Он все стеснялся признаться мне в любви,
зато без конца ходил смотреть на меня в спектаклях.
Мы с Тамарой жили в одной комнате.
Наконец, мой Ромео набрался храбрости
и в день нашего отъезда, рано утром, когда мы еще спали,
ворвался в комнату с диким воплем:
- Галя! - и впился поцелуем в женскую голову на подушке.
Должно быть, от страха и страсти он не заметил
в полумраке вторую кровать,
а волосы у нас с Тамарой были одного цвета.
Я проснулась от отчаянного крика.
Кричала Тамара - кричал, вытаращив глаза, несчастный мальчонка.
Я вскочила с кровати - боже, что тут было!
Бедняга бежал без оглядки.

Был у нас один актёр на характерные роли.
Про него говорили, что он бывший белый офицер.
Похоже, что и действительно так, судя по его военной выправке.
Очень молчаливый, он ни с кем не общался.
Казалось, что он откровенно всех нас презирает.
В финале оперетты "Свадьба в Малиновке"
я по мизансцене всегда стояла рядом с ним.
А по сюжету там все время происходит смена власти:
то красные приходят, то белые; но в конце концов
устанавливается советская власть, и один из героев, дед Нечипор,
говорит под занавес: "Больше власть не переменится!"
И всякий раз, стоя рядом с "белым офицером", я слышала,
как он цедит сквозь зубы: "Посмотрим".

Я вышла замуж за директора нашего театра,- Марка Ильича Рубина.
Скрипач по профессии, еврей, он перешел на административную работу,
создал этот театр и руководил им.
Был он старше меня на 22 года, мне - 18, а ему - 40.
Переехала я к нему, тоже в коммунальную квартиру,
и почувствовала наконец, что обрела то,
чего у меня не было: дом и семью.

Рядом человек, который любит меня, заботится обо мне;
он - взрослый мужчина, с жизненным опытом.
Впервые в жизни мне стало спокойно и надежно,
и я была ему очень благодарна за это.
У нас была общая работа, общие творческие интересы,
 мы не расставались ни на один день.

Вскоре я почувствовала, что беременна.
Я не хотела ребенка - меня пугала моя неопытность
и полуголодная жизнь, но я боялась, что первый аборт
может привести к бесплодию. Значит, надо рожать.

Работать приходилось, как и раньше, - по 20 спектаклей в месяц,
да еще чуть ли не каждые два дня переезды.
Затягивалась в корсет, пела и плясала почти до восьми месяцев.
Жаловаться и в голову не приходило: люди живут в землянках,
в полуразрушенных домах, чуть не половина России - в развалинах.
А голодают все. Ничего, выживем!

Приехали мы на гастроли в Мурманск, поселились в городской гостинице.
В первую же ночь проснулась от того, что будто кто-то шлепает
по комнате босыми ногами. Включила свет и увидела огромных рыжих крыс!
Как я испугалась, закричала!.. Всю ночь не гасили свет, не спали -
но они и при свете лезут из коридора под дверь. И так до самого утра.

Утром пошла умываться в общую умывальную, включила свет,
а из всех раковин буквально посыпались на пол крысы.
От ужаса и омерзения я чуть не потеряла сознание...
 


Рецензии