Единство этнических корней европейских и азиатских

Единство этнических корней европейских и азиатских тюркских народов.
 
 Сравниваемые слова из современных тюркских языков почти полностью совпадают по значению с соответствующими словами из «Общетюркского словаря» Махмуда Кашгари (XI век), а также со словами из базисной лексики алтайских тюрков, оставивших потомкам в память о себе орхоно-енисейские наскальные надписи (VI-VIII века).
 
Близость современных тюркских языков есть результат их долговременного (6-8 тыс. лет) совместного проживания на достаточно большом открытом пространстве. Как известно каждый народ связан со своим ландшафтом. Даже при перемене места обитания каждый народ старается выбрать себе для жизни место, похожее на прародину. Древние тюрки никогда не пытались жить в неудобных для них местах: в густых лесах, на крутых скалистых возвышенностях, в пустыне. Они обычно предпочитали места, с обильной водой, с доступными
пастбищами. После ухода с территории исторической прародины, они через некоторое время всегда находили местность, которая была очень похожа на их прародину. Таким образом они обретали новую родину.
 
Историческая судьба некоторых тюркских народов, относительно рано покинувших историческую прародину (предки чувашей, якутов, тувинцев, тофалар, хакасов, шорцев и др.), сложилась таким образом, что они в дальнейшем были лишены возможности общаться с другими родственными тюркскими народами, и, видимо, поэтому им в большей мере удалось сохранить древнейшую тюркскую лексику. В тоже время их языки испытали большое влияние нетюркских народов. А больше всего этот процесс коснулся предков чувашей и якутов, которые предположительно первыми покинули историческую прародину.
 
Итак, как мы видим, за тысячу лет, прошедших со времени написания в Багдаде Махмудом Кашгари тюркского словаря в современных тюркских языках, входящих в огузскую, кыпчакскую и карлукскую группы сво; значение изменили в среднем 4 слова. Таким образом, мы можем предположить, что в базисной лексике современных тюркских языков каждые 300 лет заменялось одно слово. Вместе с тем, как мы видим, за 300500 лет, прошедших со времени написания орхоно-енисейских наскальных надписей и до времени М.Кашгари, все слова, входящие в наш 100 словный список базисной тюркской лексики фактически остались без изменения. Этот лингвистический факт да;т нам возможность предположить, что эта устойчивость в языке средневековых тюрков образовалась за сч;т того, что со времени распада общетюркской общности и до появления тюркской рунической письменности и написания М.Кашгари тюркского словаря прошло очень много времени, предположительно 6000 лет (21 х 300 = 6300).
 
Итак, мы выяснили, что древние тюркские племена, которые одним из первых, в поиске новых пастбищ, покинули
историческую прародину были, предположительно, предки современных чувашей и якутов. В дальнейшем, под натиском новых тюркских племён предки чувашей заселили верховья Волги и сдесь смешались с местными финно-угорскими народами. Из всех современных тюркских народов, видимо, именно предкам якутов, пришлось пройти самый длинный путь, прежде, чем они в конце XIII века н.э. они на берегах Лены не обрели новую родину. За 4500 лет, пока они добирались до новых земель, якуты смогли породниться с монгольскими (буряты), тунгусскими (эвенки) и многими другими сибирскими народами, что отразилось на фонетике и лексике современного якутского языка.
 
 Для составления 100 словного списка я воспользовался базисной лексикой орхоноенисейских надписей и «Словаря» Махмуда Кашгари, знаменитых памятников древнетюркской письменности VIII- XI веков. Таким образом, мной был составлен список основных слов в тюркских языках периода примерно 1300-1000 летней давности. Была составлена таблица, показывающая эквиваленты древних тюркских слов в восьми современных тюркских языках (азербайджанский, узбекский, казахский, татарский, чувашский, алтайский, тувинский и якутский).
 В результате глоттохронологического анализа мы выявили, что со времени создания Первого Тюркского Каганата (1500 лет назад), а также за тысячу лет, прошедших со времени написания в Багдаде Махмудом Кашгари тюркского словаря в тюркских языках, входящих в огузскую, кыпчакскую и карлукскую группы своё значение изменили в среднем от 3 до 5 слов. За это же время предки чувашей и якутов потеряли соответственно 20 и 21 слово. В среднем же во всех тюркских языках за 300 лет из базисной лексики «выпадало» одно слово. Таким образом, мы можем предположить, что, для того, чтобы в базисной лексике чувашского и якутского языков было заменено 20 слов, понадобилось не менее 6000 лет (20 слов х 300 лет). То есть, мы можем предположить, что распад древнетюркской общности произошёл в IV тыс. до н.э. Видимо, именно тогда, в IVтыс. до н.э., в поиске новых пастбищ, предки современных чувашей и якутов, покинули историческую прародину. В дальнейшем, под натиском новых тюркских плем;н предки чувашей заселили верховья Волги и здесь смешались с местными финно-угорскими народами.
А предкам якутов, пришлось пройти весьма длинный путь, прежде, чем они в конце XIII века н.э. не обрели новую родину на берегах Лены. За 4500 лет, пока якуты добирались до новых земель, они по пути породнились с монгольскими (буряты), тунгусскими (эвенки) и многими другими сибирскими народами, что и отразилось на фонетике и лексике современного якутского языка.
 Необходимо отметить, что знаменитый английский лингвист Дж.Клоусон, первым применивший глоттохронологический анализ к оценке «алтайской» теории, особо отмечал «сверхстойскость» тюркских языков: «В течение исторического периода монгольские языки оставались исключительно стойкими к изменениям, а тюркские - сверхстойкими. Вряд ли есть основание предполагать, что эта устойчивость - недавнее явление».
      Большинство языков запада и центра Евразийского континента в настоящее время относятся к тюркской семье языков. Предки этих современных языков распространялись от  Средиземноморья и Дуная до Тибета и Камчатки за много тысячелетий до начала нашей эры; вероятно, все они произошли от одного общего языка. Естественно, на этом языке-предке должен был разговаривать определенный народ. Носителей этого языка мы называем прототюрками. Своим потомкам прототюрки завещали не только язык, культуру и  определенные типы черепа и некие физические характеристики, но нечто гораздо более ценное, а именно осознание своей духовной общности.
        В словарный фонд (базовый словарь) протюркского языка учёные включают слова, которые зафиксированы в древних и средневековых письменных памятниках, а также имеют параллели в большинстве современных тюркских языков.  Базовый словарь тюркского языка состоит, прежде всего, из основных понятий, связанных с человеческим бытием, включая названия частей человеческого тела, основных функций и окружающей природной среды. Данные общетюркского языка отражают также географическую среду, флору и фауну, свойственную определенным природным условиям  области расселения (прародины) древних тюрков.  Родство современных и древних тюркских языков, разделенных тысячелетиями и удаленных друг от друга на тысячи километров, может быть объяснено тем, что все они восходят к одному праязыку, на котором первоначально говорило этнически однородное население какого-то небольшого компактного региона - древнетюркской прародины. В дальнейшем же, когда отдельные древнетюркские племена и народы, расширяясь, вынуждены были покидать прародину, то и  на новых территориях они встречали родственные им тюркские народы, которые раньше их в поиске новых пастбищ покинули прародину. В результате этого тюркские народы всегда имели возможность общаться между собой и поэтому смогли  без существенных изменений на многие тысячелетия сохранить единую общетюркскую лексику. Эта удивительная близость современных тюркских языков была отмечена многими исследователями.
       Вот что об этом, например,  писал   в начале 20 века  известный российский учёный Г.М. Грум-Гржимайло: «Еще Клапрот (французский учёный 19 века – Г.Г.) заметил, что тюркский язык обладает такими элементами устойчивости, какими не обладает ни один из известных нам языков. Действительно от Енисея до Константинополя все племена этого корня все еще продолжают говорить одним языком при самых ничтожных изменениях в диалектах».
      Как известно базисная лексика это наиболее устойчивая часть словаря, мало зависящая от конкретных культурно - исторических условий: основные термины родства, названия самых элементарных и универсальных явлений природы и природных объектов, названия частей тела, числительные, названия простых действий и признаков. Обычно базисная лексика противопоставляется культурной лексике, так как считается, что культурная лексика более подвержена изменениям, чем базисная лексика.
         При проведении сравнительного анализа базисной лексики (500 слов) современных тюркских языков и лексики древнетюркских письменных памятников V-XI веков  (орхоно-енисейские надписи и словарь Махмуда Кашгари)  мы смогли выявить, что за последние 1500 лет наибольшее число корневых слов сохранились в современном азербайджанском языке, а наименьшее количество в хакасском, тувинском, якутском и чувашском языках. (Г.Н.Гумбатов. «Забытые курганы». Баку. 1988г.)
         Время существования древнетюркской общности и территорию, на которой жили древние тюрки, мы попытались определить, в первую очередь, на основании анализа древнетюркского языка, сопоставляя результаты такого исследования с данными археологии.
Для этого нами был создан общетюркский словарный фонд, в который мы включили базисную лексику, которая сохранилась в древнетюркских письменных памятниках, а также в языках 30 современных тюркских народов. (Гумбатов Г.Н. «Историческая прародина тюрков. От Арана до Алтая». Баку. 2011)
       Как известно древнетюркские рунические надписи были обнаружены на огромном пространстве от р. Лены на востоке до р. Дунай на западе; наиболее крупные надписи найдены в бассейне р. Орхон (орхонские) и бассейне р. Енисей (енисейские).
Открытие древнетюркской орхоно-енисейской рунической письменности показало, что предки современных тюркских народов уже в 5 веке н. э имели свой язык и свою письменность. В это время в Европе письменными языками были ныне мертвые языки - латинский и древнегреческий.
      Крупнейший знаток древнетюркских языков С. Е. Малов ещё в 1952 году писал, что «тюркские языки по памятникам письменности самих тюрков нам известны приблизительно от V-VI вв. нашего летосчисления. К этому времени, например, можно относить некоторые манихейские рукописи и каменописные памятники из бассейна р. Таласа и Енисея. За это время о тюркских языках мы можем заключить, что они имели уже до того довольно большую историю; не только трудно, но и невозможно допустить противное. Языки по этим памятникам представляют собой результат очень большого развития».
        Интересные сведения о древнетюркской письменности сообщает один из ведущих современных российских лингвистов О.А. Мудрак: «у тюрков довольно давно существует письменность. Когда еще славяне о письменности и не подозревали, тюрки во всю писали. В конце VII-го – начале VIII-го века были написаны огромные памятники, которые сохранились до наших дней. Это памятники Кюль-Тегину, Могиляну, Тоньюкуку и другие, написанные руническим письмом. Сами себя они называли «Тюрк». Письмо их ни на что не похоже. Нет никаких аналогов данного письма в данном ареале. Они подхватили идею, что можно записывать, но не сделали ничего похожего на китайское письмо. Их письмо также не похоже и на вариант арамейского письма, существовавшего на этой территории. И не похоже на варианты индийского письма, которым пользовалось индийское население южной части Шелкового Пути. Язык, который лежит в основе этих памятников, выделяется как самостоятельная единица в 560-е».
        Известный советский лингвист И.А.Батманов в книге «Язык  енисейских памятников древнетюркской письменности» писал: «Общие специфические особенности тюркских языков сложились в отдаленный период, конечно, еще до оформления  древнетюркской письменности, т. е. до V века н. э…Факты, повторяющиеся в енисейских памятниках и современных языках, можно датировать временем общетюркского языкового единства…В целом можно полагать, что язык памятников сосуществовал с предками современных тюркских языков…Те признаки, которые присущи современным тюркским языкам, но не отражены в текстах, в одних случаях возникли после V века (в результате эволюции каждого из языков), либо, в других случаях, существовали уже и в период распространения орхоно-енисейского письма, но не получили своего отражения в его памятниках. Как и теперь, полторы тысячи лет тому назад глагол был одной из основных частей речи и служил для характеристики различных сторон жизни и выражения многогранных представлений древних тюрков…Сопоставляя орхоно-енисейские основные числительные с соответствующими числительными современных тюркских языков, можно сделать следующие выводы: Наличие общей системы числительных в различных тюркских языках свидетельствует о единстве и древности ее происхождения. Уж если в V веке числительные нашли свое отражение в письменности, то надо полагать, что они в устной речи получили оформление значительно раньше».
 Необходимо отметить, что знакомство с орхоно-енисейскими надписями открыло ещё одну особенность тюркских языков. За прошедшие с момента появления этих надписей 13-15 веков древнетюркский язык совсем мало изменился. Большинство древних слов почти без всяких изменений сохранились в современных тюркских языках.
 Распад древнетюркской общности.
1. протобулгары - 4-3 тыс. до н.э - путь через Кавказ на север:> Северное Причерноморье(киммерийцы, гунны, хазары)) > Северное Поволжье (проточуваши). В дальнейшем часть протобулгар переселилась на территорию Прибайкалья (протоякуты).
2. протоуйгуры (лобноро-таримцы), протоалтайцы, протохакассы, прототувинцы - 3-2 тыс. до. н.э. -путь по Евразийской степи на восток: Волга>Урал> Енисей>Таримская впадина(протоуйгуры).
3. протохунны (протокыпчаки) - 2 тыс. до. н.э.- путь по Евразийской степи на юго- восток:Волга>Урал > Мангышлак> Алтай> Монголия-Ордос (хунны).
4. протоогузы (скифы, юэчжи, «пазырыкцы», тюркюты, огузы)-середина первой половины первого тысячелетия до н.э. путь на восток: Закавказье > Памир > Монголия > Алтай (юечжы-пазырыкцы). Другая группа огузов переселилась на территорию СеверногоПричерноморья (скифы Геродота)


Рецензии