Километр по Летнему саду

Там, за чугунной оградой
Белых статуй прохлада…
Листья Летнего сада.
Листья Летнего сада…


Я никогда не считала себя спортивным человеком, никогда такой и не была. А вот движение мне нравилось всегда. Не смотря на обстоятельства - необходимость передвигаться на инвалидной коляске, я всё равно оставалась и остаюсь человеком неусидчивым.
А ещё я люблю чувство новизны. Что получится, если я попробую себя ещё в том-то и том-то амплуа.
Потому идея заняться спортом мне понравилась. Не профессиональным, конечно, а так, для поддержания формы.
Пришлось столкнуться нос к носу с тем, что не только фитнес-клубы, но и тренеры, умеющие работать с колясочниками, от ученицы с букетом моих особенностей предпочитают держаться подальше. Очень обрадовалась, когда со мной согласился заниматься известный в кругах слепых и слабовидящих спортсменов тренер Андрей Юрьевич Гостев.
Тренировки мне понравились. Это чувство совершенно обалденное, когда уставшие мышцы расслабляются… Ну и потом Андрей стал знакомить с разными атрибутами водного, горного, зимнего и прочих видов спорта. После каждого занятия у меня очень сильный психологический и физический подъём. Ну и главное - благодаря тренировкам, я перестала стесняться, подружилась со своим телом, полюбила и зауважала его. Правда, и здесь заявил о себе коронавирус, но так или иначе мы подошли даже к соревнованиям по толканию ядра.
Результатами похвастаться не могу, но в спортивных соревнованиях я тогда участвовала в первый раз и узнала, какое это сильное чувство праздника. В тот день я познакомилась с многими звёздами спорта. Долго потом пребывала в эйфории и до сих пор очень благодарна Андрею за тот апрельский день. С некоторых пор к нашей компании примкнула моя подруга Лана Берёзкина, которая давно и увлечённо занимается спотом в том числе и на профессиональном уровне, для меня важно так же, что она знает дактиль.
 И вот недавно, в конце сентября, мы решили перевести занятия на следующий уровень.
Дата запомнится, потому что это событие выпало на именины моей мамы, 29 сентября, день Людмилы.
Совместные выезды наша компания совершала не в первый раз, и всё-таки в этот день поездка получилась особенной.
Что значит осенний Летний сад?
Наш уже хорошо знакомый экскурсовод Лидия Ивановна провела для нас индивидуальную экскурсию по Летнему саду в самый разгар золотой осени.
Спасибо, Лидия Ивановна! Благодаря Вам, Летний сад представился совсем в ином свете, стал более близким, более узнаваемым.
В этой связи интересно по-новому было увидеть решётку Летнего сада, где, как оказалось, изображена Медуза Горгона. Такая ээээ… не симпатичная, со змеями вместо волос.
Что касается скульптуры, то до чего не смогла дотянуться, Андрей с Ланой подробно описали. Например, цельная ваза, которую подарил шведский король Петру первому в знак примирения.
Босоногая богиня Диана и аполлон со сломанным луком в руке.
Впечатлили вековые деревья, пережившие наводнение ещё в эпоху Екатерины Второй. Чувствуется, что деревья совсем старые, но, представляете, каких исторических событий они были свидетелями.
А Лебяжья канавка, оказывается, и сейчас оправдывает своё название.
- В погожее лето, – объяснила Лидия Ивановна, - сюда привозят лебедей.
Но этот день был уже далеко не летним и даже довольно прохладным. Поэтому мы погрелись кофейком в кафе; а потом пора было мне переходить к спортивной части нашей встречи.
Надо сказать, что когда я в 1994 году оказалась перед необходимостью сесть на инвалидную коляску, я никак не могла заставить себя это сделать. Тем более, это не удавалось родным. Мама с бабушкой как только не уговаривали. Но как вспомню, что со мной было, когда эту коляску привезли. Я слышать не хотела даже о том, чтобы к ней приблизиться.
И вот убедил дядя, убедил знаете чем? Он сказал: «ты всегда была самостоятельна, а сейчас сама себя принуждаешь к зависимости буквально от всех. Кресло, которым ты без посторонней помощи сможешь управлять, твой единственный шанс снова стать свободной».
Я задумалась и решила для себя, что сяду на коляску только с тем, чтобы меня отпускали из дома без помощников.
Конечно, мама с бабушкой очень волновались. Не помню, чтобы в общем-то не верующая бабушка отпустила меня, не перекрестив и не сказав: «С Богом».
Петергоф я знала очень хорошо. Особенно его парк Александрию. И всё же оказалось это не совсем одно и то же - ходить по знакомым дорожкам и по ним же ездить без зрения, не имея возможности определить, что впереди. Зачем мне это надо, не понимал никто.
И, признаюсь, поплутать мне довелось, полетать из канавы в канаву тоже. Зато я всё больше и больше проникалась тем, насколько добрые в большинстве своём люди. Я всегда знала: в какие бы приключения не попаду, всегда найдётся тот, кто поможет. Люди не знали, что я не вижу, достаточно было коляски, чтобы подошли и предложили помочь.
Один раз грохнулась в небольшой овражек, когда решила узнать, куда ведёт незнакомая дорога. Дорожка оказалась довольно узкой, колесо коляски съехало вбок… Я очутилась на дне чего-то вроде глубокой канавы, к счастью, без воды.
Помог какой-то мужчина, посоветовав быть осторожней на виражах.
В другой раз меня снова заинтересовал новый маршрут и я заблудилась. Доехала аж до санатория, который от знакомой мне Александрии располагался ощутимо далеко. Так вот добраться мне до дома помогали несколько человек, начиная с сотрудницы санатория.
Не смотря на нередкий выплеск адреналина и истёртые колёсами руки, прогулки свои я обожала, не пропускала даже в дождливую погоду. Для меня это было как наркотик. Движение и независимость от родных.
Когда пришлось расстаться с Петергофом, очень не хватало таких пробежек на личном транспорте. Пробовала их вернуть в Ропше, но тут слух стал падать, дополнительные трудности появились. Очень медленно, но пришлось смириться с тем, что мне уже не поездить самой.
Как-то во время встречи с Андреем и Ланой, почувствовав, что коляска едет по ровной дороге, попросила дать мне проехаться самой. Центр Питера – это не знакомый с детства каждым камушком и трещинкой в грунте парк, поэтому Андрей меня подстраховывал, но то ощущение, что движение, скорость в моих руках, я вспоминала с огромным удовольствием.
И вот тогда Андрей решил попробовать зафиксировать мои забеги на коляске официально.
29 сентября я проехала свой первый официально зафиксированный километр и сделала это в зелёном коридорчике Летнего сада.
Коляска моя отнюдь не спортивная, совершенно домашняя и не лучшего качества. Маневренность – способность разворачиваться никакая. Да и мышцы давно отвыкли от подобных упражнений. Поэтому моя скорость получилась незавидной. Километр этот я протащилась целых 33 минуты. Руки ныли, особенно на поворотах, о необходимости которых сообщал мне Андрей, прикасаясь к плечу. И всё-таки я очень рада, что не спасовала и километр свой преодолела.
Счастье достижения, пусть и небольшого, но – кто занимается спортом, поймёт меня.
Почему мне захотелось сделать эту публикацию именно сегодня? Да потому что  сегодня день рождения Андрея Гостева.!
Андрей, с огромной благодарностью, восхищением, уважением поздравляю тебя.
Для тех, кто не в курсе, скажу, что Андрей Юрьевич не просто первоклассный спортсмен, который, кажется, со всех соревнований выносит медали за призовые места, скалолаз, альпинист, покоряющий одну горную вершину за другой, не только любящий своё дело, умеющий заинтересовать команду, тренер, но и светлый, отзывчивый друг, с ним довелось разделить за время знакомства не только радостные, но и грустные, даже скорбные моменты.  Сколько помню, Андрей всегда демонстрирует удивительную тонкость, деликатность и душевную глубину.
Андрей, с днём рождений! счастья тебе, здоровья, новых покорённых вершин, радости достигнутых рубежей.
И сейчас я просто знаю, что все, кто с тобой знаком, или хоть что-то о тебе слышал, ко мне присоединятся.


Рецензии