Телевидение. Чёрно-белое

Прекрасное слово, утратившие сейчас всю привлекательность и чудесность изобретения.
И хоть сейчас габариты, внешний вид и качество телеприёмников куда лучше смысла в самом телевидении, то есть радости познания нет. Поэтому многие переключились на другие ресурсы. Там выбор больше.

Как появились первые телевизоры мне не ведомо. Какую радость приносил он в семьи я знаю только понаслышке.
Приведу в пример рассказ Николая Михайловича Шварёва папы моего одноклассника Лёши:
Мне посчастливилось увидеть первое "изображение" в какой-то коммуналке на Малом проспекте В.О., куда по дружбе привёл меня мой школьный товарищ Валера Колотушкин. Тёмная комната была заполнена народом и вперёд нас мальчишек не пустили, только лишь зашикали и пригрозили выгнать вон. Издалека я увидел только небольшое светлое пятно, на котором двигалось что-то издали неразборчивое. Световое пятно было круглое, потому что тот телевизор не имел корпуса и был собран каким-то умельцем из деталей, утащенных с завода. А корпус утащить с завода через проходную было трудно.

Я родился в 1969 и телевизионный приёмник чёрно-белого изображения "Зорька" минского радиозавода, выпускавшийся с 1965, у нас имелся. Естественно он был чёрно/белым.
Что показывали по телевизору до 1973 практически не помню, например обезьянку Жаконю, зайку Тёпу, Ерошку, собачек Тяпу и Ляпу из программы "Спокойной ночи малыши" (тогда называлась "Для вас, малыши!") тех времён помню очень смутно, но помню. Конечно же у меня была игрушка Жаконя, такая в виде мохнатой перчатки: голова одевалась на указательный палец мамы, на большой и средний палец в две ручки обезьянки и кукла оживала. Жаконя меня обнимал, целовал и пел приятным, маминым голосом колыбельные.
С приходом интернета выскочило ещё одно воспоминание.
В мире много версий "Собаки Баскервилей", наша, с Ливановым, Соломиным и Янковским в роли Стэплтона, конечно перебивают все версии, но многие забыли, что в 1971 году на ЦТ вышел двухсерийны телеспектакль с Николаем Волковым (1934-2003), Львом Круглым (1931-2010) и Александром Кайдановским (1946-1995) в роли Стэплтона, так вот смотря фильм я уловил то, что всё что они говорят, музыка и окружающие звуки мне прекрасно знакомы, однако видеоряд совершенно нет. Получается, что телеспектакль шёл, после 21:35 и меня, просто-напросто уложили спать. И конечно смотреть нельзя, но слушать-то кто запретит? А?

Дальше вспоминать легче. Где-то с 1974 года я полновластно вступил в права пользования магнитофоном, а значит пошла бесконечная запись с телеэфиров. Первая любимая программа называлась "Микрофон включён" на Ленинградском телевидении, ведущим в ней был настоящий микрофон, в белой бабочке, жестикулирующий белыми перчатками и говорящий очень красивым голосом. Он стоял в тёмной студии, где горела только одна световая надпись "микрофон включён".
К сожалению этой программы не осталось в архивах, даже нет фото.
Однажды на съёмках какого-то сериала, я встретился с Борисом Иосифовичем Герштом (1937-2020), это известный в ленинградском мире театральный и телевизионный режиссёр, телеведущий и поэт. Его передачи «Папа, мама и я — спортивная семья», «Горизонт», телеспектакли для детей смотрел любой ленинградец тех времён, а если кто не помнит или не жил в городе на Неве, то можно послушать "Дождь на Неве" в исполнении Лидии Клемент (1937-1964) - это его стихи.
Так вот, в разговоре я узнал, что большинство плёнок перезаписали в конце 80-х начале 90-х гг, когда не было денег на новую. Записали, естественно политические программы, тем самым спустив в тартарары доброе искусство.

Конечно было очень интересное телевидение, особенно праздничные программы, чемпионаты по фигурному катанию, хоккею и премьеры новых, теперь уже классических, фильмов.
Помню как торопливо папа вёз меня на санках из детского сада №31, что был на улице Ткачей, чтобы успеть на хоккейный матч, а из окон уже доносились крики "ГОЛ". Как после чемпионатов папа в ларьках Союзпечати покупал наборы открыток с видами матчей и фотографиями нашей сборной. У меня до сих пор остались три набора, 1969, 1972 и 1974 годов.
В то время когда наша комната в коммуналке молилась за Третьяка, соседка тётя Таня в соседней комнате смотрела фигурное катание и у неё уже сидели за столом все женщины подъезда. При том что у них были телевизоры, но смотреть вместе-то куда интересней.
С удовольствием вспоминаю, как торопила продавцов вся очередь, чтобы успеть к началу "Тени исчезают в полдень" или к "Следствие ведут ЗнаТоКи". И вот мы бежим с мамой домой, идёт снег, забегаем в пропахшую котами парадную, открываем квартиру и сразу включаем заранее телевизор, так как он ещё должен был нагреться, отчего телесигнал шёл лучше и вот мы уже садимся с бутербродами с ветчиной и чаем у экрана, потому что на более серьёзную готовку времени уже не было.
Съев этот вкусный бутерброд, согревшись чаем, я ложусь рядом с мамой на диван и засыпаю, а из телевизора доносятся замечательные голоса и приятные мелодии.

"Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову.
Спроси-переспроси меня,
Милее нет земли,
Меня здесь русским именем
Когда-то нарекли.
Гляжу в озёра синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову."

Конечно телевизоры были слабоваты. То и дело перегорала какая-нибудь из ламп и тогда дела обстояли плохо. Хорошо если сгорела какая важная лампа, тогда вызывался мастер, он осматривал, давал инструкции и мы шли с папой в "Радиодетали" на Седова, 88, покупали нужный элемент и потом заменяли его. А если этот какой-то элемент шалил и как бы не сгорал окончательно, но всё же подводил в нужный момент? И тогда изображение могло мигать и искажаться, тогда постоянно приходилось крутить настройку, стучать по корпусу, выключать, потом опять включать и опять всё по кругу.
Так случилось при просмотре "Собаки Баскервилей" уже с Ливановым.
На второй серии телевизор не выдержал и стал мигать. Смотреть было не возможно. Причём когда ты вставал, он приходил в норму, но только садился, он начинал тут же мигать. Это было издевательством. И если теперь считают что компьютер живой организм, то тогда казалось что телевизор всё сечёт и понимает.
Так вот, во время второй серии "Собаки" мы стучали, крутили ручки и стояли перед нашей "Зорькой" с папой по очереди. И всё таки, когда сэр Генри пошёл через болото один, телевизор ошалел совсем, он замигал в два раза быстрее. Трагедия! В самый важный момент, когда должна была появится собака, экран стал выдавать одни полосы и при этом продолжал озвучивать фильм. Я понимал что собаку я профукал навсегда и мне не с чем идти завтра в школу, а значит и жизнь теперь не такая уж и ценная.

И кстати, при всей непрочности внутренностей, телеаппарат был довольно таки крепок. У моей сестры, телевизор "Рекорд" свалился с высокой тумбочки навзничь, однако отвалилась только ручка переключений каналов, отлетев сестре прямо в лоб и поэтому позже, рядом с телевизором сразу же появился знакомый атрибут того времени - плоскогубцы. Хотя приходится признать, у сестры была молодая семья и  их телевизор был 70-х годов, а наш 60-х.

Ещё я помню как в нашем доме на улице Дудко, у соседей по этажу появился первый цветной телевизор. Вот было восторгу у всех! Но - это был примерно 1976-1977 год и смотреть по этому телевизору было нечего, так как цветных передач было крайне мало.
Зато когда пошла первая цветная программа были приглашены все соседи. Круглый стол, который украшал гостиную всех домов того времени был убран, так как всем было не расположится. Все молчали примерно как в воспоминаниях папы моего одноклассника. Смотрели безотрывно на цветной экран и одобрительно охали. Со стороны казалось что ценнее и нужнее ничего не было как на экране - по цветному телевизору показывали балет "Щелкунчик" Чайковского П.И. (1840-1893).

А сколько было детских программ! Не перечесть. Из забытых могу вспомнить ленинградский "Наутилус", "Скоро в школу".

Конечно очень жаль, что все музыкальные программы шли очень поздно. Например "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады", а ведь там в конце всегда показывали выступление какой-нибудь звезды, как например "Belle Epque" или "Eruption". Но мне иногда давали разрешение и я записывал эти хиты на магнитофон.
Так в 1976 году я записал практически всё сопотcкое выступление группы ABBA.
По воскресеньям по Ленинградскому телевидению шла не особо популярная информационная программа "Монитор", однако я уловил, что между скучных репортажей с заводов и фабрик, три раза показывают зарубежные ролики. И вот у меня в коллекции "Smokie", S. Quatro и "Slade".

ну, а теперь я пойду есть суп, потому что общую информацию чёрно-белого ТВ 70-х я вспомнил и наступают 80-е, а там уже мы купил цветной ящик, а это как говорит Леонид Каневский:
– ... уже совсем другая история.

22.10.2021


Рецензии