Смерти Соломоновы

В октябре 45 года он вернулся со страшной, для него особо гнусно затянувшейся, войны к родному дому. Постучал, назвался. А из-за дверей отвечают голосом матери: – У нас нет сына, он погиб...
Он приходит к жене – а она… замуж вышла.
Вот так он пережил собственные похороны рядом с самыми близкими людьми.

Извещение пришло родным осенью 43-го.
«Вдова» Татьяна через пару лет нашла другую судьбу.
Потом Николай услышал от любимой подробный рассказ и простил её.

…Его отряд морского десанта разведчиков оказался в засаде и был полностью уничтожен на полуострове Рыбачий. Так все считали.
В 1976 году волонтёры-поисковики собрали по Рыбачьему замороженные трупы советских десантников, провалявшиеся там 33 года, и захоронили.
Памятник с высеченными фамилиями 48 ребят стоит на берегу пролива на совершенно когда-то безлюдном месте. А теперь туда ездят паломники, родные, просто люди, влекомые памятью благодарности.
Вот и он стоял у того памятника в 1989 году, смотрел на имена тех, с кем бок о бок ходил в опасные вылазки, и … на свою фамилию как погибшего – «Соломонов Н.В.».

Поездку ему в места боёв на Севере организовали Череповецкое и Московское телевидение.

Как же он узнал, где был похоронен в первый раз? Увидел как-то телепередачу…
- Так это ж про мой десант говорят!
А в передаче – встреча с человеком, который, оказалось, выжил в том бою.
Александр Бакин, взрывом выброшенный в ледяную воду, схватился за какие-то брёвна и … переплыл восьмикилометровый пролив, это в Заполярье-то! У меня и сейчас мороз по коже, как представлю! Отмороженные пальцы ему потом удалили. Вот об этом суперспасении и была передача.
У нашего Николая встрепенулась вся душа. Даже взбудораженное тело от волнения стало, как не своё.
Он написал на телевидение, мол, ещё и я жив!

Наши друзья Пазгаловы – такие радушные, приятные, притягательные люди. И нам всегда было о чём оживлённо и вдохновенно поговорить. А в той декабрьской встрече я себя проявила в качестве краеведа – стала расспрашивать ребят об их предках. Они, как будто только этого и ждали, наперебой стали рассказывать про …Наташину родню. И она, и Борис, как будто и он там был – про её бабушку, про прадеда-священника, про отца Наташи Николая Соломонова… О подвигах мамы Кати, и её погибшем на войне брате. Столько всего!

А потом уже, дома, вычленилась изо всех и стала во мне многосерийным фильмом история многострадального Соломонова. Думаю, что это моё определение Николая Васильевича не возникало впечатлением тех людей, которые его знали. А знали его очень многие – он работал в учкомбинате металлургического завода в Череповце. «Студенты» и коллеги видели его живость, оптимизм, интерес ко всему и особую соломоновскую фишку – юмор.

Пережив подробности многократного умирания и воскрешения, потом стараешься ведь об этом не думать.
Но когда оказалось, что в Череповце есть чудом выжившая часть легендарного заполярного десанта – человек, который сам стал ещё большей легендой, то…
То конечно, к нему приставали корреспонденты. Вопросы – стимуляция возрождения уснувшей памяти. В Николае зашевелились такие видики, что становилось физически больно.

Без особого доверия, ему организовали поездку в Мурманск на встречу с поисковиками. И там был тот беспалый пловец на дальние дистанции в морской пучине. Про Соломонова многие думали – самозванец, выскочка, ошибка и прочее. А когда он оказался в назначенном месте, вдруг разглядев под слоем многих лет знакомые черты, закричал: «Сашка!». Бакин тоже узнал его… Представляете, наверное, этот восторг и счастье встречи – удивление долго вздымало их над реальностью!
Ещё и до этого историки войны, после «допросов» Соломонова СМИсовцами, поняли, что парень не врёт. Уж очень достоверные подробности и сведения рассказывал он, чего мог знать только очевидец.

Родившись в селе Подсосённом Кубено-Озерского, деревенский красавец Николай Соломонов призывался на войну в Вологде в июне 41-го.
В документе архива написано: «Последнее место службы: сф 63-брмп». Если быть в теме, то шифр разгадать легко: северный флот, береговая разведка морской пехоты. «Дата выбытия 30.03.1943. Причина выбытия: пропал без вести». Вот такие извещения и получили его родные; оплакали и простились.

Что же было того 30 марта?

В ночь на 29 марта 1943 года специально созданная группа, состоящая из лучших воинов-разведчиков собранных со всех частей СОР (Северный Оборонительный Район, полуостровов Средний и Рыбачий) должна была скрытно высадится в губе Малая Волоковая, проникнуть в тыл противника и провести налет на базу снабжения «Норд».
Основную группу 48 разведчиков возглавлял капитан Александр Юневич. О! Это был человечище!
…Николай рассказывал, что их группа отправилась в центр полуострова. Вдруг на них выскочили фашисты, по несколько на каждого разведчика, и стали расстреливать их в упор из автоматов.
… Пришёл в себя Соломонов в госпитальной вражеской палатке. Он не говорил три месяца. Не только потому, что имел паралич лица – кроме множественных ран от пуль и осколков мин – но и военнопленному русскому врачу нельзя было разговаривать с пациентами. Кто он такой, никто не знал. Так как у разведчиков в карманах была только карточка 6 на 9 с портретом Сталина.
Потом концлагерь в Финляндии, в Польше. «Добрые» поляки, бравшие пленных в качестве рабов, некоторым предлагали бежать. Бегуна тут же по доносу ловили. А ябеде за «расторопность» и поимку давали мешок муки. Соломонов как-то избежал такой участи.
В 45 году наши освободили пленных, которые уже были перевезены в Германию. Среди них и наш герой. Да только после плена… о-о-ох, поди-ко, догадываетесь, каково им было среди своих. Если у кого находили в документах кляузу какую, его отправляли лет на 25 в русский концлагерь. На нашего Николая наветов не оказалось.
Он снова принимал присягу. И зачислен в команду по ловле бандитов и предателей. Это было очень опасно – выискивать лукавых врагов среди «доброжелательных» аборигенов в разных поселениях. Однако и тут Соломонов выжил.

Октябрь 43-го – война для него наконец-то закончилась! А как он чувствовал себя закопанным у дверей родного дома, вы уже знаете.
Николай устроился на военный завод в Вологде. И вскоре познакомился с Катей Смирновой, симпатичной серьёзной девушкой, обходчицей на железной дороге. Расписались и родили дочку Наташеньку. От неё-то и услышала я рассказ о её отце.
К сожалению, росла она без него – мама Катя не могла смириться с его некоторыми вылазками… Мужики-то были нарасхват после войны.
Но один раз она устроила встречу дочки лет 8-9 в парке Вологды.
Да на свадьбу Натальину с Борисом позвала.

В 63-м Николая пригласили в Череповец на недавно рождённый металлургический. Дали квартиру. И работу в управлении главного механика, которая ему, ну, очень была по душе. Вскоре он стал обучать новичков мастерству профессий машиниста и других.
С третьей женой Николай жил долго, воспитывая её дочь…

…Морские пехотинцы с писателем Кожуховским и выжившим Бакиным занимались поисками останков разведчиков Юневича, впоследствии они были захоронены в посёлке Большое Озерко в 1976 году.
Письмо от Соломонова из Череповца мурманский краевед Михаил Орешета получил 9 апреля 1989 г., после телепередачи о странно и круто выжившем пехотинце Бакине. Его полагали чуть ли не врагом народа. Очень неуютно жилось чудом спасённому.
Сдвинулась история после 1975 года, когда свет увидела книга писателя фронтовика Василия Кожуховского "Десант на Муста-Тунтури", посвящённой гибели разведгруппы Юневича. И лишь тогда Александра Игнатьевича Бакина перестали считать предателем. А в 1977 году вышла книга воспоминаний генерал-лейтенанта Сергея Кабанова "Поле боя - берег", где он, рассказывая о том, что происходило в годы войны на полуостровах Рыбачий и Средний, назвал Бакина героем.
По сути, именно реабилитированный Бакин пролил свет на «тёмную лошадку» – сослуживца Соломонова, тем самым как бы воскресив его.

Плотно погостил Николай в Мурманске, возили его по местам боёв, к тому обелиску у братской могилы, и на разные другие экскурсии.
Ради этих двоих выживших, в их честь, были даже проведены морские учения близ Мурманска.
И друзьям – Александру с Николаем – оставались только ночи на страстные беседы-воспоминания. Во время этих разговоров и всплывали разные подробности и жизни, и службы, и того боя.


Соломонов Николай Васильевич, 1916 г.р., трижды похоронен 30.03.43 (п-о Рыбачий), 1976 (п. Большое Озерко), 1996 (г. Череповец). Вот только тут, в Череповце, смерть, которая охотилась на него всю войну и после, догнала его, когда ему было без недели 80 лет.


Праздник День Морской Пехоты был учрежден приказом главнокомандующего ВМФ в 1995 году. Торжество приурочено к конкретному историческому событию. 27 ноября 1705 года император Петр I выпустил указ о создании «полка морских солдат».

Морского пехотинца, череповчанина Николая Соломонова – орден Отечественной войны II степени догнал лишь в 1985 году О нём и шла речь в этой статье.
А его прекрасная дочь Наталья Пазгалова с мужем Борисом – чудесные люди – живут в нашем городе вместе уже 55 лет и сильно расплодились. Пятеро детей, множество внуков. Жизнь, отвоёванная героями, продолжается.

PS:
Моя вчерашняя переписка с "Голосом"

Здравствуйте.
После статьи о Соломонове
со мной встретился поисковик из Череповца,
который в своё время занимался этим десантом.
Он и тогда всё про Соломонова выведывал,
потому что он жил в нашем городе.
Его уже не было в живых в то время (начало двухтысячных)

И вот, как он выразился, статья всколыхнула тему.
Он (просил не называть) поднял всех знатоков по данному событию —
в Мурманске, Подольске (там архив Министерства Обороны РФ),
в Беларуси (там последователи Юневича; недавно вернулись с Заполярья, где отмечали памятную дату, 105 лет Юневичу).
Уже встретился с дочкой Соломонова, Натальей Николаевной.
Съездили на кладбище под Шексной, пос. Нифантово,
проведать могилу Николая Васильевича...

Будут собирать документальные подробности того боя и участия в войне конкретно Н.В. Соломонова.

Спасибо за размещение статьи!

Газета "Голос Череповца" 22:17
Вера, здравствуйте! Вы напишите нам потом об этом статью, ок?
вчера

Вера 22:58
Ок

На фото: Екатерина Васильевна (Смирнова)
и Николай Васильевич Соломоновы, 1946 год.


Рецензии