Берлинская Школа Электронной Музыки. Дебютный студ

Музыкальное направление Берлинская Школа Электронной Музыки представляет собой сообщество немецких групп и исполнителей, работающих в жанре электроники и базирующихся в Берлине. Представителями этого направления являются коллективы «Ash Ra Tempel», «Tangerine Dream» и «Kraftwerk» и  композиторы Эдгар Фрезе, Клаус Шульце и Мануэль Гёттшинг, которые помимо работ в группах – Фрезе и Шульце в рамках «Tangerine Dream» и тот же Шульце с Гёттшингом в «Ash Ra Tempel», также вели активную сольную деятельность, и об одном из таких музыкантов – Мануэле Гёттшинге, в точнее о его сольной пластинке «Inventions for Electric Guitar» будет идти речь в этой статье.
                Прежде чем переходить непосредственно к описанию пластинки, стоит немного рассказать о биографии музыканта до и во время его работы в группе. Мануэль родился в 1952 году в Берлине, в детстве музыкант начал увлекаться музыкой, изучая разные возможности гитары, и даже поступил в музыкальную школу, из которой ушёл в 14 лет. В период 1968-1969 годов гитарист самостоятельно обучался импровизации у швейцарского авангардиста Томаса Кесслера. В 1970 году, когда Мануэлю было всего 18 лет, он совместно со своим другом, бас-гитаристом Хартмутом Энке и только что покинувшем другой столичный коллектив «Tangerine Dream» клавишником Клаусом Шульце основывает команду «Ash Ra Tempel». О первых этапах деятельности группы Мануэль вспоминал:
-          В Лондоне летом 1970 года  мы купили ужасно подержанные инструменты. Продавец сказал нам, что ранее на них играли сами «Pink Floyd»...
          К слову идея названия новоиспечённого коллектива принадлежала не Мануэлю, а Клаусу. Об их знакомстве Гёттшинг говорил:
-         Мы познакомились с Шульце в нашей берлинской студии. Он только что покинул ряды Tangerine Dream, и мы решили создать новый проект. Мы поиграли вместе две-три сессии, стали друзьями и начали выступать. Идея группы заключалась в сочетании блюза, основанном на импровизации, и нового звука, извлекаемого традиционными инструментами: гитарой, бас-гитарой и барабанами.
           Стоит отметить, что помимо клавишных инструментов Шульце также взял на себя партии ударных. Группа заключает контракт с немецким лейблом «Ohr», специализирующимся на выпуске продукции в жанре электронной музыки, и вместе с известным звукоинженером Конрадом Планком трио записывает дебютную одноимённую пластинку, сходу ставшей популярной не только в Германии, но и в Европе. В поддержку альбома группа выступает с серией концертов по стране. В следующем 1972 году группа записывает сразу две пластинки -  «Schwingungen» и «Seven Up», причём на второй из них она работает с американским профессором Тимоти Лири. После этого в состав коллектива входит вокалистка Рози Мюллер, также играющая на флейте и квартет, в лице Гёттшинга, Шульце, Энке и Мюллер записывает легендарную пластинку «Join Inn», вышедшую в 1973 году и представляющую переход группы от структур краут-рока в территорию электронной музыки. К слову следует сказать, что параллельно с работой в группе, Гёттшинг, Шульце и музыканты коллектива «Wallenstein» в 1973 году собрались в студии, организовав проект «The Cosmic Jokers», решив посвятить себя инструментальным экспериментам в студии и словно не заметив этого, в этом же году записали материал в пять студийных альбомов, выпущенных фирмой «Kosmische» в 1974 году и представляющий собой классику краут-рока. Возвращаясь к «Join Inn» можно сказать, что эта пластинка стала «лебединой песней» ансамбля, поскольку в конце этого года группу покидают Шульце, решивший посвятить себя сольной карьере и внезапно решивший завершить музыкальную карьеру Энке. Оставшиеся вдвоём, Гёттшинг и Мюллер в 1974 году записывают и выпускают последний альбом группы «Starring Rosi», после чего коллектив тихо распадается.
                Однако Мануэль решает не приостанавливать музыкальную деятельность и с июля по август 1974 года записывает дебютную сольную пластинку «Inventions for Electric Guitar», которая сыграна лишь на одной электрогитаре. К слову работа получилось полностью инструментальной, в ней была задействована электрогитары моделей «TEAC A3340» и «Schaller Rotosound», устройство для создания эффектов эха «Revox A77». Музыкально пластинка представляла классический образец электронной музыки с примесью краут-рока с неповторимым гитарным солированием.
                Первую сторону пластинки занимают два продолжительных трека. В «Echo Waves» Гёттшинг являет слушателям довольно ритмичный вариант электроники, с небольшим влиянием краут-рока на манер его прежней группы, представляющее исходя из названия музыкальное воспроизведение частоты колебания радиоволн. Лоск этюду придаёт кристально чистая игра на гитаре. Второй трек «Quasarsphere» представляет собой вторжение непосредственно на территорию Берлинской Школы – полное отсутствие ритма, абстрактная гитара с весьма холодной атмосферой напоминающее творчество коллег из «Tangerine Dream».
                На второй же стороне расположился ещё более продолжительный трек «Pluralis» с примесью авангарда, интересными инструментальными находками, а также внушительным соло в окончании композиции. Оригинальный альбом, служащий водоразделом между краут-роком «Ash Ra Tempel» и будущими электронными творениями музыканта.
                После выхода альбома, который к слову был высоко оценен публикой, Мануэль основывает коллектив «Ashra» и выпускает в 1976 году довольно сильный альбом «New Age of Earth», полностью в жанре электронной музыки, на котором музыкант помимо родного инструмента также задействует разнообразные синтезаторы, создав уникальную и неповторимую атмосферу.




                Владимир Курбалиев


Рецензии