Ушедшая в неизвестность. Из истории родной деревни

   Пригородный  автобус остановился на окраине  деревни. Из него вышла молодая женщина с тяжёлой сумкой в руках и направилась  в сторону старого бревенчатого дома.
– Ну, здравствуй, родной!– мысленно поздоровалась с домом Надежда, открывая входную дверь.
   Быстро разобрав сумку, женщина поспешила в сарай за дровами, и вскоре в печке заплясали яркие огоньки. В доме сразу стало уютнее и теплее. 
- Попить бы с дороги чайку! – подумала Надежда  и, взяв ведро, спешно направилась к колонке. Но ей не повезло - колонка пошипела, но вода так и не появилась. Пришлось идти к соседу, местному старожиле, Юрию Михайловичу, чей дом стоял наискосок через дорогу. Забор вокруг участка хозяин за свою долгую жизнь не поставил, и женщина беспрепятственно подошла к порогу, где на солнышке грелась рыжая собачонка. Завидев незнакомку, она залилась звонким лаем, не подпуская Надежду к дверям.
- Дядя Юра! - прокричала женщина. - Вы дома?
- Да, иду я, иду! - раздался из-за дверей голос, и на пороге появился сутулый седой старик.
- Добрый день! Водичкой угостите?- попросила Надежда, протягивая ведро.
- А почему из своей колонки не берёшь?- поинтересовался старик.
- Так из ваших рук вода вкуснее! - отшутилась Надежда.
   Хозяин скрылся за дверями и вскоре вынес ведро с чистой, прохладной водой. Надежда поднесла ведро к лицу и стала жадно пить.
- Хороша водица! – вдоволь напившись, сказала она.- Спасибо большое!До свидания! Пойду домой, работы много!
- Вы, городские, вечно куда-то спешите. Привыкли в суете жить! А ты бы присела, поговорила со старым одиноким человеком.
- Ладно - уговорили. Посижу с Вами чуток! - сказала Надежда, присев на скамейке рядом с хозяином.
- Дядя Юра!  Почему забор не ставите?
- А зачем?- удивился старик.- Что мне за ним прятать? Добра за жизнь не нажил. Ни жены, ни детей нет, из живности только собака Жужа и кошка Буся. А без забора - красота какая глазам открывается! Сама смотри!
   Что правда - то правда! Дом стоял на горе, а внизу, куда не глянь, простирались вспаханные поля вперемешку с пожелтевшими перелесками. Бабье лето было в самом разгаре. Синее бездонное небо радовало глаза, яркое солнце согревало прощальным теплом, воздух пьянил ароматом пряной листвы.
- Хорошо-то как! – сказала Надежда, жадно вдыхая осенний воздух.
И тут её взгляд привлёк человек, идущий по краю поля у опушки дальнего леса. В руках тот держал какую-то палку и поворачивался с ней то вправо, то влево.
- А что тот человек там делает? - удивлённо спросила Надя.
- Сейчас увидишь! – загадочно сказал Юрий Михайлович и вынес из дома военный бинокль.
    Надежда поднесла бинокль к глазам, отрегулировала резкость. Теперь она смогла хорошо рассмотреть предмет в руках мужчины. Это был металлоискатель.
- Чудак-человек! Ну и что он там ищет? Поле вспаханное-перепаханное сотни раз.
- Ты не права! Знаком я с этим человеком. Он из города приезжает. Всю округу обыскал и находил не только военные трофеи, а даже царские золотые монеты тысячу восемьсот какого-то года.
- Не смешите, дядя Юра! Откуда в нашем поле могли взяться царские монеты? Тут же никто не жил.
- Эх, молодежь! Плохо вы историю родной земли знаете! Именно на этом поле сто лет назад деревня стояла. Но во время польско-советской войны 1919-1920 годов поляки её сожгли. Слава богу, жители остались живы. Но деревню на месте пожарища решили не восстанавливать. Стали строить дома немного в стороне, где нынче наша деревня и стоит. А во время Второй мировой войны в деревне произошло вот какое событие.
   В здешних краях проходила так называемая партизанская тропа, ведущая к железной дороге, что находилась в пяти километрах от деревни. Не один немецкий состав был тогда пущен партизанами под откос. Ночами они заходили в деревню, и жители чем могли помогали им. Немцы узнали об этом, и осенью 1942 года деревню окружил отряд карателей. Кто знает, как бы сложилась судьба деревни, если бы не одна женщина.
   Откуда Раиса появилась в деревне - никто не знал. Молодая вдова купила маленький дом на краю деревни. Растила двух дочерей, как все работала в колхозе. Но с местными дружбу не водила и в дом никого не приглашала. Только моим родителям доверяла - потому что те умели язык за зубами держать. Тайком ночью к ней в гости захаживали. Рассказывали, что Раиса при свечах им редкую старинную Библию читала. Не дай бог, кто узнал бы о тех встречах! Беда бы случилась - ведь довоенное время было смутное.
    Так вот. Когда каратели окружили деревню, Раиса подошла к немецкому офицеру и, протянув ему в руки Библию, что-то сказала на ломаном немецком языке. Офицер одобрительно покачал головой, и вскоре оцепление сняли. Немцы ушли, а с ними Раиса с детьми.
- А как сложилась судьба Раисы и её дочерей? – спросила Надежда.
- После войны родители пробовали найти их, да так и не смогли. Словно в воду канули!  – сказал старик и, тяжело вздохнув, затянулся сигаретой.
    На землю опустились ранние сумерки. Надежда неторопливо шла по освещенной фонарями тихой улице. В домах светились окна, дымились печные трубы. Люди занимались привычными домашними делами. Жизнь деревни текла своим чередом, благодаря той, что ушла в неизвестность.


 
 


Рецензии