Буран и гроза. О чём вспоминал Олег Бакланов 21 ав

Буран и гроза. О чём вспоминал Олег Бакланов 21 августа 1991 года? Литературная заметка.


В мемуарах Олега Бакланова мы можем прочитать такой фрагмент:

«Лифт мягко останавливается на первом этаже, дежурный офицер привычно козыряет, смотрит на настенные часы. Как только я выйду из подъезда, он сделает в журнале запись: «Т. Бакланов О.Д. убыл ____ часов____ минут 21 августа 1991 г.».

Знакомое крылечко с козырьком из литого художественного чугуна, двор Кремля пуст и торжественен как всегда. ЗИЛ уже у подъезда, кто-то из сопровождающих рядом… Дождь прекратился, свежо, хорошо дышится…

Ребята ждут, возможно, я кого-то жду – нет, мне не хочется торопиться, хочется постоять одному, насладиться этим воздухом, этой простой и величественной окружающей обстановкой, ухоженными деревьями и газоном перед крыльцом, белеющей напротив стеной арсенала с бронзовыми старинными пушками и ядрами.

Вспомнилась странная картина. Перед очередным заседанием Верховного Совета СССР я спешил на машине со Старой площади. Путь короток – несколько минут. Сильная гроза. Низкие, черные, клубящиеся тучи, частые молнии, мощные раскаты грома. Пересекая Красную площадь, ощущаю яркую вспышку и одновременно сильный удар грома, усиливаемый аркой Спасской башни…

Слева по ходу движения машины на зеленом газоне – напротив центрального входа в здание Верховного Совета СССР на моих глазах, как при замедленной киносъемке, распадалось вековое дерево. Водитель круто принял вправо, уворачивая автомобиль от падающих веток. К счастью, людей вокруг было мало, никто не пострадал…

Картина удручающая. Крепкое здоровое дерево было сражено и растерзано в доли секунды. Я видел, как летит щепа на фоне Ивана Великого, как неведомая сила отрывает ветки от ствола и разметает их. Сочные, с мощной структурой листья носились в каких-то воздушных вихрях, как испуганные ночные птицы при ярком контрастном солнечном свете в блестках редкого слепого дождя…

Когда я выходил из здания Верховного Совета, оставались только следы бури. Несколько рабочих в униформе убирали остатки листьев от разбитого молнией дерева и сметали опилки с газона, а ствол уже увезли. Пенек от дерева был почти на уровне земли, здоров, без червоточин, влажен и смотрелся на зеленом ковре газона странным белым пятном. Назавтра его закрасили зеленой краской.

– Поехали!

– А мы думали, вы кого-то ждете.

– Нет, просто смотрел.»


Этот пример, этот текст,  свидетельствует о большом литературном таланте и о тонкой наблюдательности Олега Бакланова.


22 октября 2021 г. 22:05

{ 2474. Буран и гроза. О чём вспоминал Олег Бакланов 21 августа 1991 года? Литературная заметка.
MMСCCСXLIV. Buran and thunderstorm. What did Oleg Baklanov recall on August 21, 1991? A literary note. (English). }


Рецензии