Драконья кожа Юстаса

(из конспекта разбора)

Одного дедушку, который был служителем церкви всю жизнь, спросили, что для него было источником самых больших проблем в служении, что доставило ему больше всего страданий? Он подумал и ответил: «Верующие». Потом его спросили: «А что было для вас источником самых больших радостей в служении?» Он подумал и опять ответил: «Верующие». 

Проблема Каина была в том, что он был солидарен с этим дедушкой только на пятьдесят процентов. И оказалось, что вторые пятьдесят процентов – это в буквальном смысле вопрос духовной жизни и смерти.

Если бы Дудь брал интервью у Каина и спросил его об источнике самых больших проблем в его жизни – наверняка тот указал бы на Авеля. А вот источником максимальной своей радости он бы брата не назвал.

К чему это привело – мы знаем. К первой мировой войне. 25 процентов населения земли восстало на другие 25 процентов и уничтожило их. Других таких войн, в каких погибла бы четверть населения земли, в истории больше не было (ладно, я знаком с ответом на вопрос «Где Каин взял жену», но пусть в постинге останутся такие яркие цифры).

«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:10-15).

Как только у первых людей нарушились отношения по вертикали (с Богом), пошел разлад и по горизонтали. Иоанн подробно про это пишет: кто не любит братьев и поет песни про любовь к Богу, тот лжец. Ненавидящий брата – во тьме. Кто любит – видит правильно, кто ненавидит – живет в мире своих жутких фантазий и домыслов. И если сон разума рождает чудовищ (вспоминаем офорт Гойи), то атрофия любви превращает в чудовище тебя. И как тут не вспомнить опыт «раздраконивания» Юстаса из «Хроник Нарнии».

Мы идем путем Каина не тогда, когда поднимаем булыжник и примериваемся к макушке ненавистного ближнего (по еврейскому преданию, Каин увидел, как в результате камнепада один камень ударил овцу по голове и убил ее, так он впервые повстречался со смертью и придумал способ расправы с Авелем). Мы идем путем Каина, когда тихо ненавидим брата. История из дневников Гришковца на эту тему:

«Помню, у меня был приятель в Кемерово. Давно. Город жесткий. Приятели были разные, он был постарше меня. Когда-то, по малолетству и глупости, в пьяной драке убил он ножом двух человек. Потом долго сидел на какой-то суровой зоне. Вернулся, занялся делишками а-ля девяностые, но тянулся к нам, к творческим. Просто посидеть, послушать, побыть среди других людей. Мы не возражали. Он был тихий, умный и страшный. Мы знали его прошлое, и оно всегда висело в воздухе…

И вот как-то при нем в компании я стал ругать заочно какого-то приятеля. Говорил, что он сволочь, лжец, подонок, каких мало, и мерзавец. Говорил, что он такой, такой и еще вот такой. Говорил много, резко, категорично, а главное – страшно гневно… Он, в прошлом убийца, сидел, слушал и вдруг, дождавшись паузы, тихо и холодно сказал: «А давай его убьем!» – и так посмотрел, что волосы зашевелились у меня на загривке. Тогда я понял, как нелепы, глупы и ничтожны все мои слова, упреки и гнев на человека, которого я только что ругал последними словами. Это был сильный урок на всю жизнь».

22.10.2021


Рецензии