Глава 8. 2 ИкР Консерватизм Оптимистов
Философия Путина: консервативный Ренессанс (1/3)
Международный дискуссионный клуб «Валдай» давно стал местом, где президент Владимир Путин проговаривает и апробирует самые новые идеи и концепции. Именно здесь произошла интеллектуальная трансформация «плана Путина» в его идеологию, а затем – и в философию.
Тема этого года: «Глобальная встряска – XXI: человек, ценности, государство».
Общий настрой президент выразил тремя мыслями: «не дай бог жить в эпоху перемен», но «времена не выбирают» [правда эта часть прошла лишь мельком] – «борись с трудностями умом, а с опасностями – опытом». Регулярная апелляция к пословицам, поговоркам, сказкам (далее прозвучит «мерзни, мерзни, волчий хвост») – это не что иное как прямой сигнал глубинному народу. Это работа на уровне коллективного сознания и глубже – бессознательного. Тем и отличается философия Путина от многих других идеологических конструктов – она понятна и доступна каждому россиянину, и шире – каждому человеку на земле.
К постоянному транзиту, как сказал Владимир Путин, словно делая отсылку и к Большому Трансферу, приспособиться не получилось. И единственной опорой во времена перемен могут быть только подлинные ценности. За них стоит и сражаться, и умирать.
Кризис наших дней экзистенциален и системен: «от усложняющегося геофизического состояния нашей планеты до всё более парадоксальных толкований того, что есть сам человек, в чём смысл его существования».
Владимир Путин говорит о Высшей Силе, которая нивелирует все разногласия между людьми, партиями, народами и странами – это Природа. Климатические изменения – это глобальный общечеловеческий вызов, равно как и коронавирус. Вот те вызовы (они же возможности), на противодействие которым стоит фокусировать внимание.
Ключевая ценность – безопасность. Именно она – один из главных императивов. А значит, все, что связано с Природой – также включается в контур безопасности. Глобальный мир и междисциплинарная жизнь приводят к тому, что все теперь имеет отношение к обеспечению защищенности человека, общества и государства.
«Конец истории» по Путину заключается в том, что капитализм окончательно подорвал свои позиции – как в международных отношениях (усугубляя разрыв между лидерами и отстающими), так и внутри обществ многих стран (коронавирус лишь стал поводом к манифестации глубоких социальных конфликтов).
Альтернативой является коллективизация и гуманитаризация мировой политики. Причудлива спираль истории – в конце XIX века американцы помогали голодающей Российской империи, заявляя своему Правительству и критикам: «Это не вопрос политики, это вопрос гуманности». Прошло больше века и теперь Владимир Путин обращается к США и их союзникам с тем же призывом.
Научно-технический прогресс не остановить – президент России это понимает и не призывает к ретроградному луддизму. Но он ставит вопрос об этике, о том, чтобы новые технологии получили осмысление человеком:
«Технологическая революция, впечатляющие достижения в области искусственного интеллекта, электроники, коммуникаций, генетики, биоинженерии, медицины открывают колоссальные возможности, но они же ставят в прикладном плане философские, моральные, духовные вопросы, которыми ещё недавно задавались только писатели-фантасты. Что будет, когда техника превзойдёт человека по способности мыслить? Где предел вмешательства в человеческий организм, после которого человек перестаёт быть самим собой и превращается в какую-то иную сущность? Каковы вообще этические границы в мире, в котором возможности науки и техники становятся практически безграничными, и что это будет значить для каждого из нас, для наших потомков, причём уже ближайших потомков – для наших детей и внуков?».
Еще раз Владимир Путин заявляет – научно-технологический прорыв должен сопровождаться аналогичным развитием философии (этики, права, гуманитарных наук). С особым акцентом на историю, ведь в ней кроются ответы на многие вопросы – с глобальными вызовами человечество сталкивается далеко не в первый раз.
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/66975
Философия Путина: консервативный Ренессанс (2/3)
Президент России Владимир Путин четко обозначил два ключевых фактора в глобальных отношениях полдня XXI века:
1. Примат внутренней политики над внешней.
2. Конец Эры Запада.
Внутреннюю политику с чем только не сравнивали философы, мыслители и теоретики – Владимир Путин в итоге перешел к кулинарным аналогиям: «Это очень похоже на искусство. Нужно понять, почувствовать, в какой момент чего-то больше использовать: где-то соли добавить, где-то сахара».
Итоговый формат мировой политики сложно описать одним словом – это некий коллективный этический реализм. В основе лежит примат суверенного государства. Следовательно, мировой порядок должен базироваться на соглашении таких стран. Более того, нельзя устанавливать и навязывать кому-то собственные ценности под видом универсальных. Так разрушается монополия Запада на этику социальных отношений – будь то внутри общества или на международной арене.
Новая система международных отношений должна быть более многообразной. У человечества, как считает Владимир Путин, есть исторический шанс – установить новый и более справедливый порядок без большой войны (как было вплоть до итогов Второй Мировой) и без краха макросистем (как было по итогам холодной войны с установлением доминирования Запада). Ключевым институтом может быть только Организация объединенных наций, тем более, что «именно ООН в нынешнем турбулентном мире является носителем того самого здорового консерватизма международных отношений, который так необходим для нормализации ситуации». Дружба должна быть не против кого-то, а в интересах друг друга.
Рассуждая о глобальных процессах, президент России углубился даже в постмодернизм, показав, как Империя (США) ведет постоянные войны, не имеющие ни начала, ни конца, ни традиционных итогов: «Кто бы ни взял верх, война не прекращается, она лишь меняет форму. Условный победитель, как правило, не хочет или не может обеспечить мирное строительство, а только усугубляет хаос и углубляет опасный для мира вакуум».
Универсальной ценностью является только человеческая жизнь. Здесь Владимир Путин следует традициям Возрождения и ставит Человека на пьедестал: «Человек важнее, чем общество и государство. Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем все ресурсы общества, государства концентрировались вокруг интересов человека».
Однако, и здесь важно не сотворить себе кумира.
Западное общество – капиталистическое и демократическое – утратило чувство баланса. Перестала работать глобальная система сдержек и противовесов внутри самого социума. Уважение к мнению меньшинства, на котором он строился, превратилось в диктатуру: «Кто-то в западных странах уверен, что агрессивное вымарывание целых страниц собственной истории, «обратная дискриминация» большинства в интересах меньшинств или требование отказаться от привычного понимания таких базовых вещей, как мама, папа, семья или даже различие полов, – это, по их мнению, и есть вехи движения к общественному обновлению». А «мерцающий суверенитет» привел к доминированию цифровых платформ над общественным мнением и даже государственной политикой.
Философия Путина: консервативный Ренессанс (3/3)
Владимир Путин признает право каждой страны и каждого народа жить так, как они хотят – на то и суверенитет государства. Однако, он однозначно возражает против навязывания таких ценностей другим странам.
США (и коллективный Запад) всегда представали в роли Учителя для менее (исключительно по их мнению) развитых государств и народов. И вот в 2021-м году президент России на весь мир говорит – что те же проблемы, которые потрясают западные общества, наша страна прошла еще в начале эпохи большевиков. Здесь и разрушение института семьи, и новояз с «родителем 1» и «родителем 2», и нивелирование различия полов. Многое из этого Россия уже пережила, об ином наглядно написано в антиутопиях. Да и «плавильный котел», по словам президента, наша страна запустила с самого начала своей истории, наиболее полно (хоть и неоднозначно из-за идеологизации) выразив его в «советском человеке».
Владимир Путин процитировал Мартина Лютера Кинга: «Я мечтаю о том, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету их кожи, а в соответствии с их личностными качествами». Это, по мнению президента, истинная ценность. Но раз Шекспир и классики объявляются в США отсталыми, не ждет ли подобная участь в рамках BLM и Мартина Лютера Кинга?
Может быть, Запад все так же считает себя Учителем, но во многих вопросах уже Россия является Наставником для него. Преимущество – именно в историческом опыте, который породил неприятие любого экстремизма, любых радикальных решений.
Запад поставил на пьедестал Человека, но в борьбе за его права дошел до парадоксальной ситуации: «Называя вещи своими именами, это уже просто на грани преступления против человечности, и всё под именем и под знаменем прогресса». С водой Прогресса Запад явно выплеснул Дитя Человеческое.
Такая доведенная до абсурда демократия столь же непродуктивна, как и революционный путь развития.
Снова и снова Владимир Путин повторяет – лимит на революции Россия уже исчерпала: «Революция – путь не выхода из кризиса, а путь на усугубление этого кризиса. Ни одна революция не стоила того урона, который она нанесла человеческому потенциалу».
Опорой в турбулентном мире может служить только историко-культурный код каждого народа, каждого государства. Именно это так основа, на которой строится человекоориентированное, сильное, социальное государства.
Идеологией, которая способна дать ответ на множество вызовов современности, является консерватизм – здоровый, разумный, прогрессивный, умеренный:
«Консервативный подход не бездумное охранительство, не боязнь перемен и не игра на удержание, тем более не замыкание в собственной скорлупе. Это прежде всего опора на проверенную временем традицию, сохранение и приумножение населения, реализм в оценке себя и других, точное выстраивание системы приоритетов, соотнесение необходимого и возможного, расчётливое формулирование цели, принципиальное неприятие экстремизма как способа действий».
Консерватизм, как далее заявил президент, цитируя Бердяева, «это не то, что мешает идти вверх и вперёд, а то, что мешает идти назад и вниз, к хаосу».
В глобальном измерении Владимир Путин призывает руководствоваться врачебным принципом «не навреди», очевидно противопоставляя это западному «причинять добро».
Президент резюмировал: «Наш консерватизм – это консерватизм оптимистов».
Свидетельство о публикации №221102200739