Петрушка и Пушкин

П Е Т Р У Ш К А   И   П У Ш К И Н

рисковая пиеса
для театра кукол   
83+

МИХАЙЛОВСКОЕ. ЗИМА

Пушкин - поэт в изгнании. Света Божьего не видит! Дом родной для него что тюрьма! Пишет - не пишется! Хочет убежать – не может: кругом снег, на дороге заяц.  Хочет выпить, да не с кем!
Пропадает русский человек.
Зовет няню.

- Выпьем, - говорит, - старушка!
- Где же кружка? – спрашивает няня.
- А нету кружки!
- Опять, ты Сергеич, кружку в карты проиграл!

Ну не выпить никак. А из горлышка – дворянская честь не позволяет!
Приходится стихи сочинять! Да не тут-то было!

Няня ему и говорит:
- Тут тебя один красавчик видеть хочет.
Пушкин:
- Дельвиг?
- Нет!
- Кюхельбекер?
- Нет.
- Пущин?
 - Да нет, пуще!
- Царь?
- Да Бог с тобой, родимый! Из простых.
- Да кто же, заяц?
- Петя, брат твой незаконны.
- Как брат?
 - Да так! Вот и он!   
Появляется Петрушка (с зацем). Знакомятся.
- Чего, брат, такой грустный?
- В город хочу. А русский царь не пускает.
- За что?
- Я на него стихи написал. 

Петрушка предлагает вместо Пушкина отправиться в город Питер.
Пушкин дает Петрушке поручение отнести записку. Не одну, а сразу ТРИ! Первую, надо полагать зазнобе сердца. Потом другую - царю: прошение об освобождении. И третью  ...  Жоржу Дантесу, к примеру, с вызовом на дуэль.

ПЕТЕРБУРГ. ЗИМА
Петрушка попадет в город.  Все ему в диковинку. 
И не растерявшись, прётся в сапогах прямо в зимний дворец.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ.
Царь прячется от декабриста. Петрушка находит его за троном (или под юбкой императрицы). Петрушка принимает царя за вора, хочет отлупить. Но понимает ошибку и бросается с дубиной на декабриста. Спас царя! Подает ему записку от Пушкина (как бы от себя!). Но перепутал записки (грамоте был не обученный). Вместо прошения - любовную вручает. Получается, вот как Пушкин любит царя: очень сильно! Оскорбился царь. Хотя, чего он так?
Кидается на Петрушку-Пушкина ... и сссылает еще дальше!
Царь зовет полицейского жандарма. Жандарм надевает на Петрушку кандалы и конвоирует в ссылку.

ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ.
По дороге Петрушка-Пушкин лупит полицеского. Прямо на площади.
Народ ликует (народ вокруг набежал в момент) и выбирает Петрушку царем.
Сажает Петрушку на вершину Александриской колонны (вместо ангела).
 Но Петрушка минуту посидев царем, вспоминает о поручении брата.
- Привести мне наипервешую раскрасавицу! - приводят Аню Керн. Петрушка тут же в неё влюбляется, спрыгивает с колонны, танцует с барышне.
Та вся изнемогает по Петрушке. 
Но Петрушка голову не совсем потерял, помнит он поручение братское.
- Эх, барышня, не ровня ты мне – деревенских люблю, крестьянок.
Хоть пахнешь ты как конфекта.
Тут Петрушка достает из голенища записку брата Пушкина.
Вручает барышне, но опять путает.
Это записка к царю. В записке Пушкин просит опустить его на все четыре стороны.
Девушка в гневе. Она лупит Петрушку александринским столпом – небольшим таким.  Петрушка в ответ лупит её дубинкой.
- Не понимаю я этих Питерских!  - и Петрушка идет в кеатр,
смотреть ателлу.

ТЕАТР
Попадает в оперу. Все поют. Он ни слова не понимает.
То громко икает, то ржет невпопад.
На сцене оперный злодей (Атела Мавр) раскрашенный ваксой, с курчавой бородой хочет задушить красавицу (Бездомону).


СЦЕНА
Петрушка бросается красавице на выручку. Дубасит оперного злодея.
Срывает с него бороду.
Опять удивляется: все тут в Питере не натуральное!
Зовут полицию. Прибегает Жандарм. Петрушка отчитывает жандарма, почему так долго не шел?!
- Пробки! – оправдывается жандарм. И хочет надеть на Петрушку кандалы.
Жандарм орет на него: «Имеешь право на адвоката!»
Петрушка «А! Как раз захотел покакать!»
Петрушка имеет законное желание водки выпить!  Идут в буфет.

БУФЕТ
А в буфете светское обчество. Дамы-господа пьют шампанское.
По-французски говорят.
Петрушка спаивает жандарма и пристегивает его кандалами к бутылке.
Петрушка убегает от жандарма.  Жандарм – за ним, но бутылка мешает догнать Петрушку.

СЦЕНА
А тут дают балет. На сцене танцуют балерины в белых пачках.  кавалеры с голыми ногами. Петрушка не стерпел, выскочил на сцену, чтоб научить их камаринского плясать.
Дирижер - немец, тыкает в него палочкой, мешает Петрушке.
Петрушка бьет дирижера по черепу. Дирижер возмущен.
Зовет полицию. Петрушка загоняет дирижера дубиной как молотком в самый пол - одна голова торчит. Появляется жандарм, прикованный к бутылке.  Жандарм дерется бутылкой. Петрушка – дубинкой.
И все время наступают дирижеру на череп.

УЛИЦА
Цыгане с медведем. Петрушка вываливается из окна.
Вот это по-нашему! Петрушка пляшет с медведем. Цыганка говорит ему: - дай, красавчик, червончик, погадаю! - Петрушка соглашается. Но червонец не дает. Цыганка накаркала ему мировую славу и смерть то ли от лошади, то ли от белого человека.
Петрушка видит лошадь и тут же вскакивает на нее верхом - ему все нипочем. Но лошадь давай брыкаться – прямо родео! Петрушка усмиряет лошадь. И заставляет ее стоять на задних лапах. Получается конь как на медном всаднике. Забирается на лошадь и принимает такую же позу.
А рядом Медный всадник. Оживает. Петр 1 спрашивает: ты кто таков?
Петрушка: - Петрушка я!  -  А, - говорит Петр 1, - Тезки!  Ты посиди тут вместо меня. А я соду не надолго, да порядок наведу в империи! - Ладно, посижу, - отвечает Петрушка и залезает на медного коня, а Петр1 садится на петрушкиного и - ускакал.
Тут экскурсия. Иностранные туристы. Экскурсовод. Петрушка дразнит их. Прогоняет. Приходит ВОР. Хочет украсть памятник. Как цветмет. Петрушка возмущен, но слезть с коня не может - императору слово дал.
А слово Петрушки крепко! Так и попал вору в мешок.

МИХАЙЛОВСКОЕ. ОСЕНЬ
Пушкин грустит в ссылке. Долго Петрушка не возвращается из Питера. Пьет с няней. Читает газету. Пушкин то! Пушкин се!  Пушкин сукин сын! Понимает Пушкин, что это проказы брата Петрушки.
И решает его наказать.
Собирается сам в город. Тут заяц. Не ходи, говорит, дома сиди! Пушкин дальше читает. Пушкин так, Пушкин сяк! Не выдерживает, вскакивает. Хочет убить Петрушку! Опять заяц. Не ходи, дома сиди! Сидит Пушкин стихи пишет, сказки.
Тут приходит г-н Слух (такой малосимпатичный тип): - Пушкин, - говорят, - напроказил: всех девок в Питере перепортил. Ещё с царем подрался.
На александрийский столп залез («вознесся выше я главою непокорной александрийского столпа»). И стихи написал: «чижик-Пыжик, где ты был? – На Фонтанке водку пил…». Ах он мерзавец! – закричал поэт. Этого из истории уже не вычеркнешь! Сейчас помаю, дам ему сатисфакцию!
Выбегает на дорогу.
А на дороге зайца и нет! Он на печке свернулся и храпел.
Пушкин вскочил на коня и – в Питер! Листья желтые вихрем за ним.
Пушкин ушел, а Слух остался.

ИНТЕРМЕДИЯ

ВУЛЬФ (в смысле – похож)
Господа! То, что вам здесь и сейчас  показывают – это чистейшей воды ложь!
Александр Сергеевич Пушкин, по матери – Ганнибал, никогда не имел брата по имени Петр.
ПЕТРУШКА
Все, что говорит этот лысый череп – все враки! Враки-каляки!
ВУЛЬФ.
Такая невоспитанность! Низость! Вульгарность!
Конечно, даже среди братьев встречаются непохожие друг на друга экземпляры,
но очернять светлое имя  нашего с вами русского гения я не могу вам позволить, молодой человек!
Покиньте сцену этого всеми уважаемого театра! И проследуйте в Трартар!
ПЕТРУШКА
Это вы покиньте балаган! Сумасшедший шарлатан! И отправляйтесь в тартарары! Кушать бананы (удар на посл слог)
ВУЛЬФ
Отвратительная сцена!
(зрителям) Продолжим наш разговор. Там на балу в пышном дворцовом парадном Петербурге, который был в то время столицей России, (а не Москва, как нынче),
Александр Сергеевич и встретился с Натальей Николаевной Гончаровой.
И познакомила их княгиня Шаховская.
Страсть вспыхнула сразу между двумя молодыми людьми.
ПЕТРУШКА
Срасть – непересрасть! (громко пердит)
ВУЛЬФ
Я не понимаю, куда смотрит декорация - тьфу! - дирекция? Это переходит всякие границы!
Почему меня прерывают таким непристойным вариантом.
ПЕТРУШКА
А я говорю, я – Петрушка, родной брат Саши Пушкина! Сашка, мой брат, …
ВУЛЬФ
... Александр Сергеевич!

ПЕТРУШКА
… мне говорит: чё, брат Петрушка! А я ему отвечаю: ничё, брат Пушкин!
Ничо таково! Вот сейчас задам перца этому господину и мы с тобой пойдем, капитанскую дочку  спасать! (лупит Вульфа по черепу).
 А Пушкин мне: и уксусу не жалей с перцем для этого господина!

(Вульф убегает за ширму).

Появляется  ЖВАНЕЦКИЙ  с портфелем.

ЖВАНЕЦКИЙ (в смысле-похож)
Звали директора? Я -  директор. Исполняю обязанности. Временно и постоянно. Что случилось, почему переполох?
Почему не играем спектакль? Почему стоим, кого ждем? Куда ушли артисты? Куда уехал цирк?
Что это за пьеса? Кто автор? Кто написал этот, без преувеличения сказать, юмор?
Ах! Никто не хочет брать на себя ответственность за происходящее? Тут отвечать придется мне!
(пауза)
Почему молчим? Спросите, кто я? Да, конь я в пальто! Шуточка. Почему тишина на иподроме?
Не слышно взволнованного ржанья?
Я жду вопросы из зала! Стою и жду. Вот стою я тут, стою, жду, а меня никто ни о чем не спрашивает.
Уже пять минут как я буквально выворачиваюсь на изнанку, чтобы ответить на все ваши вопросы,
удовлетворить ваше без ложной скромности любопытство, и ровно пять минут меня никто не о чем не спрашивает!
У вас что, кончились ко мне вопросы?  Или вы считаете, что у вас такие приличные вопросы,
что их нельзя задать такому неприличному человеку? А вот, вижу!
ПЕТРУШКА (кашляет)
ЖВАНЕЦКИЙ
У вас молодой человек, с носом, которого хватило бы на двух Сирано и на трёх де Биржевых раков и который, тем не менее, утверждает,  что он русский, созрел ко мне вопрос?
Вопросик на засыпочку, вопросик с носиком… ?
ПЕТРУШКА
Да! Мой вопрос: когда ты заткнешся?
ЖВАНЕЦКИЙ
А ты кто такой, чтобы меня об этом так непосредственно спрашивать?
ПЕТРУШКА
Я–то Петрушка! Брат Пушкина! А ты кто?
ЖВАНЕЦКИЙ
Конь в пальто!
ПЕТРУШКА
Ты-то мне и нужен!
(Петрушка шарахает Жванецкого дубинкой. Тот ржет как конь и убегает вприпрыжку за ширму).

Выходит РАДЗИНСКИЙ (похожий просто прохожий)

РАДЗИНСКИЙ
Полный абсурд! Что для России очень характерно! В России все любят царя, но зачем-то его свергают, все любят капусту, но выращивают зачем-то кукурузу. И ещё  заметьте следующую странность:
во всем мире прачки свергают царя чтобы жить как аристократы, а у нас аристократы свергают царя, чтобы жить как прачки!
И этот парадокс  русской истории произошёл именно здесь, в этом Петербурге,
построенном по слову одного человека за каких-нибудь двадцать лет.
ПЕТР- 1
Это ты про меня, что ли? Ну-ка покажись! Бороду сбрить надо! Иначе головы не сносить!
РАДЗИНСКИЙ
А в тясяча семьсот  .... году Петр первый издаёт указ: ....
ПЕТР-1
Что ты врешь?
РАДЗИНСКИЙ
Я - изучал историю!
ПЕТР 1
Историю не изучать, историю надо творить! Петрушка!
ПЕТРУШКА
Я здесь, Петр Алексеич!
ПЕТР 1
А ну-ка, проучи-ка этого  историка- истерика!

Часть II
ПУШКИН ВОЗВРАЩАЕТСЯ!

Сцена представляет город Петербург.
Мост.
Через улицы огромная растяжка: «ПУШКИН! МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ!»
Пушкин подходит к мосту. Мост разведен. Под ним плывет кораблик.
В кораблике красуется Петрушка.
 «От шляпы до ботинка не мужчина, а картинка!» - кричит он про себя.
На берегу дамы под зонтиками и их кавалеры – все хлопают Петрушке.
И скандируют: «Виват Пушкин! Браво Пушкин!».
Кораблик уплывает. Кавалеры-дамы уходят. Мост сводится. 
Пушкин переходит через мост. 
Ему навстречу Жуковский.
ЖУКОВСКИЙ
Вот так встреча! Пушкин?
ПУШКИН
Жуковский?
Обнимаются, целуются троекратно.
ЖУКОВСКИЙ
Куда ж ты?

ПУШКИН
К царю.
ЖУКОВСКИЙ
Так ты ж, поди, из ссылки сбежал?
ПУШКИН
Соскучился я брат Жуковский! Скучно одному в деревне с няней!
Я ж уже большой.
ЖУКОВСКИЙ
Постой! Ты к царю не ходи! Он сердит на тебя! Еще повесит, не ровен час,
а помиловать не успеет!
ПУШКИН
А что ж так?
ЖУКОВСКИЙ
Ты ж на него стихи  дерзкие написал.
ПУШКИН
Какие?
ЖУКОВСКИЙ
«Водки царской выпьешь грамм
Закричишь «Напасаран!»
Царской водки выпьешь литр…
ПУШКИН
Дальше не надо!
ЖУКОВСКИЙ
Дак, всё. Сказочке то конец.
ПЕТРУШКА (выныривает из-за ширмы)
Брат!
ПУШКИН
Петька, ты, подлец?
ПЕТРУШКА
Я подлец?
ПУШКИН
Ясное дело! (лупит Петрушку дубинкой)
ПЕТРУШКА
А ты тогда кто? (лупит Пушкина дубинкой)
ПУШКИН
Я Пушкин, ваше всё! (лупит Петрушку)
Петрушка даёт сдачи, но Пушкин ловко уворачивается, и дубинка попадет по ЖУКОВСКОМУ. Жуковский тоже достаёт дубинку.
Через минуту на ширме появляются практически все персонажи,
включая царя и Аню Керн.
Все феерично дубасят друг друга дубинками.
Играет  прелестный менуэт. Гайдн менуэт Nr-2  E-Dur.


Рецензии
А вы по профессии как-нибудь связаны с театрами кукол, простите за нескромный вопрос? Ощущается, так сказать, знание дела. Пиеса занятная.
Но спросил я, подумав: вдруг с театром Образцово связаны. У меня там школьный друг осветителем работает, с которым мы не виделись давно, Александр Михайловский. Если да, то передавайте ему привет.
А лучше не просто привет, но вот как:
поднимитесь в эту его приборную (не помню, как точно называется; я там однажды пиво пил) и со словами "Привет от Дона Глушецкого" загадочно выстрелите в него из револьвера или ружья, но только, чур, не насмерть, не в голову прямо, а в бок куда-нибудь - ну или в ногу.
Сделайте так, если не затруднит. Представляю, как он удивится!

Вечный Праздник   20.01.2023 17:47     Заявить о нарушении
Как интересно!
Дорогой Праздник!
Вы практически угадали.
С Образцовским театром, правда, отношения не склеились.
Я получил приглагение сделать спектакль как художник. Принцессу турандот. Но в театре в этот период менялась власть административная и творческая. Я сделал в эскизах несколько вариантов спектакля.
Но вынужден был сделать вид, что я не обиделся и вернуться в Питер.
Фактически без извинений и авансов
Так что я не успел толком познаеомиться с работниками театра, а только с гарнитуром из карельской берёзы в гостевом кабинете.
Если не лень, вот ролик с эскизами к одному из вариантов спектакля.
Мне он нравится. И его никто не видит. Ролик в облаке. Скачивать не рбящательно, так играет
http://cloud.mail.ru/public/y6V4/6QaqiLpzE

Андрей Севбо   20.01.2023 19:34   Заявить о нарушении
Во как! Значит, в Питере? Ну близко получилось. В том смысле, что в Образцовском все же бывали и по работе притом. Но жаль, что теперь не связаны - так могли бы передать хотя бы словесный привет, было бы забавно.
А эскизы отличные. Не специалист по художественной части, но мне лично понравились. Особенно материк на головах.

Вечный Праздник   20.01.2023 20:55   Заявить о нарушении
Спасибо.
Да, если бы постановка состоялась, то осветителю в ней была бы большая работа.
Впрочем, без дела светоцех никогда не сидит. В темноте много ли увидишь

Андрей Севбо   20.01.2023 21:22   Заявить о нарушении
Кстати, с вашей рецензией, написанной мне, случилось нечто странное - вас из нее как будто стерли (либо это только у меня такой баг и мне все кажется). Уж не Левашовы это сделали, интересно.

Вечный Праздник   20.01.2023 21:46   Заявить о нарушении
я тоже это заметил.
наверное темные силы не терпят разоблачений

Андрей Севбо   20.01.2023 22:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.