Чудеса рядом, оглянись!

Чудеса  рядом,   оглянись!

      Как  быстро  возрастает  скорость  того,  что   мы никогда  не  видели,     но принимаем  и  верим  в  его  существование.      Следим  за этим  явлением  по   самым  первым  старинным  приборам  --- часам.
    Первая   материализация  мысли,   которая  способствовала  старту  развития   интеллекта  и  стремлению  к  познанию  окружающего мира!
          Время!! Время!! Время!! Время!! Время!! Время!!
         Оно  может  стоять,  двигаться  медленно,  бежать,  мелькать  и  наконец , стремиться    вперед,  лететь! Но  может  и  остановиться  или  просто исчезнуть!   
 Ах,  какой  соблазн догнать     и   перегнать  его ! Перегнать  и  увидеть  первыми,  что  там  будет?!!!!  Или  вернуться  вспять  и  увидеть,  что  было! 
И  чтобы  хватило  нашей  жизни,  увидеть,  оценить,  а  может  что-то  изменить !
        В    4  классе  в   нашу   школу на  урок рисования  пришел  художник   Васильев,   который   предложил  двум  девочкам   посещать  занятия   изостудии   Дома  Пионеров.  Одной   из  девочек  была  я, Галя  Фадеева.
    Обстановка  в  студии  мне очень  понравилась.   Запах  красок    завораживал   и   манил.   Мы  рисовали  чучела  птиц. Различные  предметы. Рисовали  на  Девичке,  парке  напротив  академии  Фрунзе, На  улице  Погодина,   рисовали  его  старинный   дом.  Работали  над   изображением  Новодевичьего      монастыря  и  его  пруда.
       Однажды  Васильев предложил     проехать   в  дом  художника,  хранителем  которого  он  был.     Он  взял  меня с  собой  и Иру   Устюгову   Как  нам  показалось  ехали  по  Садовому  кольцу  очень долго.
   Троллейбус   «Б»  остановился  у  кинотеатра  «Форум».   Уже  вечерело,   и  машин  на  улице   почти  не  было.  Перешли  самую  широкую  часть  Садового  Кольца  и  утонули  в Троицких  улочках  старой  Москвы.
       Стаи  голубей под  свист  и  разговоры  мальчишек  и  мужичков  кружили  над  дворами.  Золотые  шары,   самые  любимые  цветы  москвичей,  приветствовали  нас  поклонами.   На  самодельной  волейбольной  площадке  шла  встреча  дворовых  команд.    Мужички еще стучали  костяшками  домино,   почти  на  угад  ощупывая  рабочими  пальцами  количество  ямочек  на  фишках. 
      -----   Ну,  все  мужики. По  домам.  Завтра  вставать  рано!
               Вовка,   Колька   пошли  домой!!!
----    Ну папа-а-а!  Еще  чуть-чуть!   Слышалось  в  ответ.
      Одноэтажные  домики разной  архитектуры,   уцелевшие  части  домов  и  дворов  богатых  жителей  Троицкой   слободы.  Сады   и  палисадники   наконец  привели  нас  к  сказочному  дому -избе,      окруженному  высокими  деревьями.   Из  трубы    поднимался легкий  дымок.  Пахло   печкой  и  выпечкой.
       Дом  стоял крепко  упираясь  в  землю и  звал  зайти,  как настоящий  русский    хозяин.
.      В 1893 г. Виктор   Михайлович   Васнецов приобрел участок земли, на котором по собственному проекту построил дом.
Имея талант не только художника, но и архитектора, он   продумывал детали дома до мелочей. Строительство, в котором принимали участие крестьяне Владимирской губернии, длилось около года, и было окончено осенью 1894 г.
          Мы  вошли  в  реальную русскую  сказку!
Планировалось, что здание будет использоваться не только как квартира, но и как помещение для работы живописца. Здание привлекает внимание необычной архитектурой. Внешне оно имеет сходство со старой русской избой. Благодаря деревянной пристройке и зеленой крыше с причудливыми рисунками строение получило название «Теремок».
        Семья Васнецова прожила в доме более 30 лет. Здесь художник написал свои лучшие полотна.
День рождения музея — 25 августа 1953 г. Место, где находится здание, с тех пор именуется переулком Васнецова. Музей входит в состав Третьяковской галереи как официальный научный отдел.
Дом художника, как и его картины, является произведением искусства и творческим достоянием русской культуры
           Васильев   представил  нас, как    учениц,  и убежал  по своим   делам,  а   перед  нами  появилась  высокая, стройная  старушка  в    русской  старинной  одежде.
           Это   была  старшая  дочь Васнецова,  которая  жила  в этой  сказке. На  ней   была  длинная холщовая  юбка,  светлая,   расшитая     красными   национальными узорами  блузка, теплая , коротенькая жилетка и  фартук.  Лет  ей  наверно  было  под  100.      Руки  сложены   на  груди, и   правая   рука поддерживала  голову,  покрытую платком.
          Поражало  лицо!   Все   в  морщинках, оно  излучало гордость,   тепло и  доброжелательность.
 Мы были  простые,  еще       маленькие      девчонки, и не  до  конца      могли    оценить      подаренную  нам  Судьбой  встречу!
    Именно   с  нее, со  старшей  дочери,    В.М. Васнецов  писал  одну  из  самых знаменитых  своих   картин   «Спящая  царевна».
        «Спящая царевна» входит в цикл Виктора Васнецова «Поэма семи сказок». По замыслу художника, в ней были запланированы такие сюжеты: «Спящая царевна», «Баба-яга», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Сивка-бурка» и новый вариант «Ковра-самолета». 
Можно все эти прекрасные картины рассматривать как иллюстрации к сказкам, и такой взгляд, во-первых, имеет право на жизнь, а во-вторых - оправдан. Иное дело, что он раскрывает далеко не всё, что важно в «Поэме семи сказок». 
          Сюжет «Спящей царевны» базируется на «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и «Спящей красавице» Шарля Перро.
          И   эта  женщина из  сказки  провела  нас  по  комнатам  первого этажа,    подарив   при расставании  открытки    с  картинами  отца.
И   только   с   возрастом   я  стала  понимать,  что  цены  этой встречи  не  существует! 
          Даже  рабочая встреча  и  личное  знакомство  с  первым  президентом  России  Б.Н.  Ельциным,  описанная  в  одном  из     моих  рассказов,   и  вызвавшая  зависть  коллег,  была  более  спокойной.
            Итак,  мы  идем  по  комнатам  первого  этажа.
       Интерьеры комнат, разработанные Васнецовым, отличаются любовью к русской культуре. По рисункам и эскизам художника изготовлена мебель, многие предметы домашнего обихода. Утварь и посуда приобретены на скупках и в антикварных лавках.  Гостиную украшает деревянная мебель с резными узорами. С потолков свисают старинные светильники. Русская печь, скамья и утварь придают комнатам уют крестьянского быта.
          Это  было   путешествие  во  времени  назад.  Все  можно  было  потрогать,  пока  хозяйка     колдовала  с  чугунком   около  печи               
      На  втором  этаже,  мы  с  Ириной,  открыв  рты,  рассматривали,    картины.    Было  уже  поздновато  и  нас  позвали    домой.
При  расставании  старушка   взяла  меня   за  плечи , и   сказала:
          ----    А   мы   с   тобой уже    встречались    Галочка!    Когда-нибудь  ты  вспомнишь нашу  первую встречу..   Приходи  почаще.  Сына  приводи и  внуков.  Ни  чему  не  удивляйся  и  верь  в   сказочные чудеса!!  Они будут   с  тобой  всю  жизнь.
Я  ничего  не  поняла,  но  появилась  загадка,  которую  я  попыталась  разгадать  через  много  десятилетий. 
          Прошло   не  мало  лет  и    наша  семья  переехала на  новую квартиру, в  дом  на  Садовое  Кольцо!  Позади дома  шла  Троицкая  улица, в  которую  упирался  переулок   Васнецова.    Уже  не  было    маленьких   домиков!     На  одной стороне   детский  сад.  На другой   стандартная,    безликая многоэтажка.
Теремок  Васнецова  с  трех    сторон    окружают   типовые  дома   Его окружающие     деревья,  кажутся  маленькими,  а   сам      дом кукольным.
         Но   эта     сказка    живет,  и   долго    будет   дарить свои  тайны      новым  поколениям!
   У   моего     маленького сына   было  две   сказки,  в  которые  он  любил  ходить.
Это  Успенский     собор    Кремля и Теремок.  Но     в  дом-музей  В.М.  Васнецова  мы  ходили  часто
       -  Пойдем   в    наш теремок  к  художнику. Может  баба-яга  ушла,   
           а    сестрица Аленушка  нашла  братика?!!
   В    мастерской   художника   сына поражали   размеры   кистей,  которые  были  выше    его роста.  Картины  «Серый  волк»  и  «  Баба - яга», казались      ему    написанными  с натуры.
         Благодаря проведенным реставрационным работам и бережному отношению сотрудников музея, все помещения дома сохраняются в том виде, какими они были при жизни художника.
Коллекция Музея Виктора Васнецова насчитывает около 25000 экспонатов.

          Теперь  я  поведую  о  том,  что  произошло  со  мной  когда-то.
Это   случилось  в   начале  июля.    Погода была      гнетущей      и     душной.  Дождь  должен  был  ,  как    говорят   «ливануть»,  я   шла с      работы от   остановки   трамвая   мимо  теремка,  когда  внезапно  вертикальный    разряд-молнии    ударил   в     мостовую     и   рассыпался  сотнями    маленьких,   разноцветных   салютов.  В  глазах   потемнело,   и  я   вбежала  в  дом-музей. Ливень  не  заставил  себя ждать!   Звуки  грома  сотрясали  землю,   заставляя  все живое  прятаться.
           Никого,   не   встретив, я поднялась   в  мастерскую  художника.  Стоял   полумрак.   Посмотрев   в   окно, я   увидела  как,    вокруг  дома  грозы   водили   хоровод.
 Обратила   внимание,   что  нового корпуса  больницы  №63  не  было  видно  из-за  дождя.  Но   пока  не   села,    не   огляделась,  значения  этому  не  придала.
            Всполохи    грозовых танцоров   внезапно   осветили  фигуру   художника,  на   шляпе  которого  горели  две   свечи,  а в  руках   была       огромная  кисть.  На  полу   лежало большое  чучело  медведя
      Вошла  молодая, красивая  девушка,  и  пригласила  нас  вечерить   т.е.  ужинать.   Мы  спустились  на  первый этаж.
   На  столе ,  покрытым  белой  скатертью,   под  строгим  урчанием  большого  самовара,  была  расставлена  чайная  посуда  и    блюда,  название  которых   для   меня    были  неизвестными.
Комнату  освещали  канделябры  с  горящими  свечами.  Неожиданно  в  стекле   темного  окна я   увидела  свое  отражение!
  Мне  было  лет 12.   Причесана  на  прямой  пробор  и    две толстые  косы лежали      спереди  на  новом сатиновом  платье в горошек,  сшитом  моей   бабушкой  Серафимой.
              -----  А   теперь   будем     знакомиться   с  нашей юной гостью,
      да   в   таком  красивом      наряде,    но   почему-то   без украшений:!?Дочка  исправь  положение  дел.
Дочь   встала,     извлекла   из  красивой  шкатулки    белые   и   красные    бусы,    и  надела    их    мне     на  шею.
 ------  Ну, вот,   другое   дело   Галочка!!! Теперь   ты   будешь   Галинка-картинка!!!  сказал Виктор   Михайлович.
 
      Я    интересовалась  у   мамы, откуда эти   бусы, но она  ничего  о  них  не  знала.    Лишь  Александра   Петровна,  наша  соседка  по  квартире,  некогда  работавшая  экономкой  в  богатой  семье,  сказала:
            -------    Берегите  эти    бусы!  Раньше,   такие   дарили
                дочерям    на  совершеннолетие    богатые   люди.  Красные
                сделаны из  кораллов,   их  дарили  на  счастье  и  любовь!
                Белые   это      натуральный жемчуг ,  приносящий  красоту
                и     богатство!
               Храните  их   даже   в  самые  тяжелые  дни!
             -------   Расскажи о  себе.  Где живешь,  кто   твои родители?!
 Рассказывала   я   о   многом.   Мои   слушатели  удивлялись,  переглядывались,  переспрашивали. Верили   или  нет,  так   я  и  не поняла.
Начали   есть   и   пить необычный,  душистый   чай!   Все  блюда    не попробовала,  но  названия   запомнила.

~ Рыбные ленивые голубцы, запечённые в печи,
~Малосольные огурцы с яблоками;
~Кабачки, маринованные со сладким перцем, крыжовником и красной смородиной;
~Салат из запечённой цветной капусты, с яйцами и сладким перцем;
~Слоёные пирожки с куриной печенью и яйцом  в  печи;
~Вареники с картошкой, беконом и луком;
~Яблочный пирог-кольцо из дрожжевого теста;
~Расстегаи с капустой.
   А   уж   пряников  и  баранок  не  перечислить!     Вазочек  с  вареньем и  медом  разных  сортов    не  сосчитать!!!!

      -----   Уходить   без   гостинцев  в   России  не   принято! Вот  тебе корзиночка для твоих матушки,  батюшки   и  бабушки!!!!
Домой попадешь    с  первым  лучом  солнца!
А    пока  я   покажу    еще   не  законченную  картину    про   Россию нашу.

      Творчество Виктора Васнецова хорошо известно благодаря картинам, основанным на сюжетах русских сказок, былин и преданий. Он стал первым художником, который ввел жанр сказки в изобразительное искусство. Работы на фольклорные темы принесли живописцу всемирную известность.
      В своих работах автор прославлял храбрость, удаль и доброту русского народа. Он расписывал декорации к спектаклям, создавал эскизы для костюмов.
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном;
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил.

   Васнецов показывал картину лишь родным и близким друзьям. Широкая публика увидела ее уже после смерти художника, на выставке в 1927 году.
 Очень быстро «Спящую царевну» признали одним из лучших произведений Васнецова и даже поставили в один ряд со знаменитыми «Богатырями». «Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник», — писал о картине Михаил Нестеров.
     Виктор  Михайлович      зажег  все  свечи,  и  сказал:
----------       Спит,  как  Россия----матушка наша красавица!    Злые
                чары  усыпили  ее!    Но  наступит   время и   разбудит   ее
                новый  богатырь!    Встанет  она  во  всей  своей   красе   и
                расползутся       злые    вороги  по  норам!   Да  и  сдохнут
                от  зависти   и  немощности!!
                Заживут  тогда  люди  Земли   в любви  и  радости   труда          
                своего!    И славить  Россию  будут  в  веках!!!!!!!!

Я   вышла    с  корзинкой     гостинцев на  крыльцо.. Дождь закончился.     Дышалось  легко, свободно!!
   Сквозь    облака    выглянуло  солнце. Луч  его нежно     поддержал  меня под локоть  и  помог  спуститься!
    Я    подняла  голову   и   обнаружила  себя   около  двери  открытого  лифта.   Рядом стоял сосед:
              ------      Вам  помочь,  дотащить  корзину  до   квартиры?!!
              -------      Помогите,    пожалуйста.
   Я   угостила  его    расстегаем.  Он   улыбнулся,     и   вдруг прочитал   стихотворение:

Старинной поваренной книги
Таинственный смысл постигай,
Пусть нет осетровой визиги,
С горбушей хорош расстегай.
О счастье, ты близко, ты в миге,
Рот попусту не разевай,
Закуске не просто подмигивай,
Скорее к столу подавай.
Мясной или рыбный, московский,
Налимьей печенкой украшенный,
Его описал Гиляровский.
С морковью, грибной пирожок,
Раскрытый, душа нараспашку,
А схватишь и руку обжёг.
Расстегай

Алла Авдеева



Р.S.    Виктор Васнецов умер в своей мастерской в 1926 году. Художника похоронили на Введенском кладбище в Лефортово.





2021 год        Вера  Ольгина


Рецензии