Родословная хомо сапиенс. Глава 4
Конец Последнего ледникового периода
Окончание Последнего ледникового периода – ПЛП (The Last Glacial Period – LGP) не было равномерным процессом.
В середине XII тысячелетия до н. э. (13,5 ТЛН) началось глобальное Аллерёдское потепление; в Атлантике температура поднялась почти до современного уровня. Но спустя тысячу лет, в середине XI тысячелетия (12, 5 ТЛН) Аллёредское потепление сменяется очередным похолоданием – поздним (иначе верхним, или младшим) дриасом. (Вообще дриасами – по цветку дриаде, характерному для холодных климатических зон, – именуют периоды похолодания).
Ок. 9700 г. до н. э. (11,7 ТЛН) поздний дриас кончается, а вместе с ним кончаются весь ПЛП и эпоха плейстоцена. Голоыен, пришедший на смену плейстоцену, начался с тысячелетнего тёплого пребореального периода (9610-8690 гг. до н. э.). В это время мито-группа U7 начинает распространяться в сторону Южной Азии. Примерно тогда же носители Y-хромосомной гаплогруппы R1a, ранее в своём многотысячелетнем движении на запад прошедшие Тибет, прошли и через Индостан. Поскольку R1a, как и R1b, считают индоевропейскими, сказанное может означать, что некоторые предки индоариев, пришедших в Индостан с севера за 3000 лет до н. э., уже побывали там на несколько тысячелетий раньше. Впрочем, в прикаспийско-приуральский регион, рассматриваемый сейчас как наиболее вероятная прародина индоевропейцев, носители R1a могли попасть иным путём, и ннаша информация проосто недостаточна.
Общие рамки мезолита
В Европе с окончанием последнего оледенения исчезли гигантские млекопитающие – мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь, гигантский ленивец, одетый в панцирь глиптодон с массой тела до двух тонн, и т. п. Еды древним европейцам стало не хватать, соответственно изменился характер охоты. Повсеместно распространяется лук со стрелами, изобретённый в предшествующую эпоху, но мало применявшийся. О рыболовстве свидетельствуют гарпуны и рыболовные сети. Археологи этот период окрестили мезолитом. Для регионов, не затронутых этим процессом, вместо термина «мезолит» используется хронологически идентичный термин «эпипалеолит»; для эпипалеолитических культур граница с палеолитом проходит не столь резко, иногда она весьма условна. На Ближнем Востоке мезолит начался раньше всего – около 15 ТЛН.
Для мезолита характерно преобладание микролитической каменной индустрии, в которой применялись каменные орудия c составными лезвиями из кремня или обсидиана, а также микрорезцы и другие типы микролитов. Шлифовка уже была известна, но использовалась эпизодически. Наряду с камнем широко применялась кость, например, для наконечников стрел и вкладышевых орудий. Имеются находки деревянных изделий, в том числе лодок-долблёнок и плотов. В этот период была приручена (выведена) собака, которая могла использоваться на охоте, в качестве сторожа иди употребляться в пищу. Гончарное дело почти нигде не практиковалось. Петер Джордан считает, что керамика начала распространяться из двух центров инноваций: из Восточной Азии ок. 16 ТЛН и из Северной Африки около 12 ТЛН (то есть с X тыс. до н. э.).
В археологии доколумбовой Америки термин «мезолит» не используется во избежание хронологической путаницы, поскольку явления, подобные европейскому мезолиту (окультуривание растений, местная керамика), возникли в Америке существенно позднее – около 2000 г. до н. э. (поздний Архаический период американской хронологии). Одним из древнейших примеров окультуривания растений в Америке является памятник Эджуотер-Парк, который датируется около 1800 г. до н. э. У большинства племён Северной и Южной Америки охота и собирательство доминировали над земледелием вплоть до контакта с европейцами.
Археологические культуры европейского мезолита
К периоду Аллерёдского потепления относят эпипалеолитическую Азильскую культуру на севере Испании и юге Франции, которую считают заключительным этапом Мадленской. Таяние льдов уменьшило пищевые ресурсы, а это иголо привести к утере мадленцами некоторых технологических достижений. В результате азильские орудия и искусство (наконечники – микролиты с закруглёнными спинками, плоские костяные гарпуны, галька с абстрактными декоративными рисунками) имеют меньшее распространение, чем их предшественники Ледникового периода, и выглдят либо грубее, либо совершенно иначе.
У представителя азильской культуры жившего в Бишонском гроте в Швейцарии 13,56–13,77 ТЛН, обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа I2a и митохондриальная U5b1h. У представителей азильской культуры из Бальма де Гилания, или Бальма де ла Гвинеу (Balma Guianya в Пиренеях, испанская провинция Льейда) определены Y-хромосомные гаплогруппы C1a1a (BAL003, 12,8-11,0 ТЛН) и I1 (BAL0051, 11,1 ТЛН) и митохондриальные гаплогруппы U5b1, U5b2a, U2'3'4'7'8'9. Кластер Вильябруна (Villabruna Cluster) из 15 особей послеледникового максимума (14-7 ТЛН) связан с Азильской культурой и лругими культурами эпипалеолита и мезолита.
На последней стадии существования Азильская культура испытала сильное влияние соседней мезолитической Тарденуазской культуры, что проявилось в наличии вплоть до наступления неолита большого количества геометрических микролитов, которые в ряде западных областей появились намного позже, ближе к эпохе халколита.
Очень похожая на Азильскую культура существовала в средиземноморской Испании и на юге Португалии. Поскольку у данной культуры отсутствуют изделия из кости, её условно обозначают как «Иберский микроламинарный микролитизм». Её наследником стал «геометрический микролитизм», родственный Тарденуазской культуре.
Азильская культура долгое время сосуществовала с другими ранними мезолитическими культурами Европы – Федермессер, Тёнгерской (Тьонгерской) и Бромме-Лингби в Северной Европе, Свидерской на северо-востоке Европы, Совтерской и последующей Тарденуазской в ряде регионов Франции, Бельгии и Швейцарии, мезолитическая Маглемозе в Дании и на востоке Британии.
Культура Федермессер возникла ок. 9800 г., охватывала север Германии, Ютландию, северо-восток Нидерландов и север Бельгии. Представляла собой традицию изготовления орудий позднего верхнего палеолита на Североевропейской равнине. Тесно связана с Тёнгерской культурой; считается, что обе они произошли от Азильской культуры.
Культура Федермессер использовала небольшие кремнёвые режущие орудия и по ряду характеристик сближается с существовавшей в Великобритании Кресвельской культурой (Creswellian culture).
Тёнгерская культура возникла ок. 9200 г., распространялась с севера Германии и из Польши, где её называют Тарновской или Витовской. Очень похожа на Азильскую и Кресвельскую культуру.
Поздний дриас завершился примерно 11,6 ± 0,1 ТЛН (в середине X тыс. до н. э.). После отступления ледника и очередного потепления новые группы охотников на тундровых и степных зверей продвинулись на север. В Северо-западной Европе они представлены культурами ромме-Лингби и Аренсбургской, в Восточной Европе – Свидерской.
Бромме-Лингби – культура финального палеолита, датируемая концом X – началом IX тыс. до н. э.
. Охватывала территории Северной Германии, Южной Скандинавии и смежных земель от Британии до Верхней Волги, включая бассейны Вислы, Одера, Эльбы и Немана, а также Полесье. Корни Бромме-Лингби уходят в традиции позднего Мадлена на территории Франции или в культуру Федермессер Северной Германии. На основе Бромме-Лингби сложилась Аренсбургская культура, существовавшая примерно тогда же на территории европейских зандровых низменностей (зандр – пологая волнистая равнина, расположенная перед внешним краем ледниковых отложений-морен). Аренсбургская культура столь схожа с Бромме-Лингби, что некоторыми археологами объединяется с ней. Кроме неё, от Лингби ведут свое происхождение и другие культуры разных местностей – Гренская, Иеневская и пр.
Свидерская культура, младшая современница Бромме-Лингби, датируется IX-VIII тыс. до н. э. и относится к финальному палеолиту. Её ядром считается территория Польши, Литвы и Беларуси, однако её элементы прослеживаются на сопредельных территориях России (Псковская область) и Украины вплоть до Крыма. Свидерская культура по происхождению связана с Броме-Лингби. Связь установлена по типам наконечников стрел. От кремневых наконечников культуры Бромме-Лингби выводят наконечники стрел двух родственных культур – Аренсбургской и Свидерской. Имеются данные о поселении в Финляндии, построенном в 8500 г. до н.э., к которому возводят культуры Свидерскую и Кунда.
Свидерские традиции прослеживаются на многих памятниках мезолита Польши. Сходные со свидерскими памятники известны в Литве и Белоруссии. В Польше Свидерская культура представляет начальный этап обширного верхнепалеолитического Мазовшанского цикла, включающего Выгляндовскую и Плудскую культуры (Аллерёд), Гулинскую и Осницкую культуры (верхний дриас).
Ко времени написания этой работы останки свидерцев не исследовались на ДНК. Предположительно у носителей свидерской культуры доминирует Y-хромосомная гаплогруппа I.
Капсийская культура (эпипалеолитическая) сложилась в IX тыс. до н. э. в Магрибе. Предполагается, что капсийцы были представлены двумя древними европеоидными подрасами: прото-средиземноморской и мехтоидной. Их основные занятия – охота и собирательство. Капсийцы раньше, чем в Северной Европе, начали использовать лук и стрелы. Предполагается, что носители данной культуры оставили наскальные росписи в Северной Африке и Восточной Испании.
Иберо-мавританская культура (иначе Оранская или Уштатийская), по характеру эпипалеолитическая, сложилась в Северной Африке на рубеже XI-X тыс. По одной из гипотез, она возникла в результате миграции кроманьонцев-мехтоидов с территории Пиренейского полуострова, а по другим – как наследница либо более ранней Атерийской культуры, занимавшей ту же территорию, либо мигрировавшей на запад Халфской культуры, существовавшей на территории Египта и Нубии в XXIV-XV тыс. до н.э. (не путать с гораздо более поздней Халафской культурой в Сирии и Месопотамии).
Культуру Совтер (фр. Sauveterre, ранее также называлась Монклюзской, фр. Montclusien), существовавшую в 8000-7000 гг. до н. э., относят к эпипалеолиту. Занимала значительную часть западной и центральной Европы. Характерные артефакты: геометрические микролиты, углубления для пальцев на микрорубилах. Деревянные орудия отсутствуют. Имеются свидетельства совершения ритуальных погребений.
Совтерская культура постепенно эволюционировала в Тарденуазскую с теми же отличительными характеристиками, а также в первую известную скандинавскую культуру – Маглемозе.
Тарденуазскую культуру (VII-IV тыс.), наследовавшую Совтерской, относят к мезолиту. Она представлена стоянками охотников и собирателей. Нередки находки мусорных куч из раковин моллюсков, но заметно сильное влияние североафриканской Капсийской культуры. Антропологический тип – смягчённый кроманьоидный. На Пиренейском полуострове, а также в южной Германии, в тарденуазских могильниках встречаются следы негроидного влияния.
Культура Маглемозе входила в нордический круг мезолитических культур, включавший также Стар-карр, Дуфензее, Коморницкую и ряд других культур.
Культура Маглемозе, подобно Тарденуа унаследовавшая многие черты Совтерской культуры, сложилась ок. VII-V тыс. до н. э. там, где ранее существовала культура Бромме-Лингби (Аренсбургская) – на южной окраине Северного и Балтийского морей, на пространстве от восточной Англии до Литвы и от южной Норвегии до Пикардии, включая в себя территории северо-восточной Франции, Голландии, Великобритании, Ирландии, южной Швеции, северной Германии, Польши, Эстонии и Финляндии. По-видимому, маглемозцы были первыми людьми, вновь заселившими Северную Европу после отступления гигантского ледника.
По мнению некоторых исследователей, культура Маглемозе и родственная ей Тарденуазская культура являются результатом переселения берберских племен Капсийской культуры с севера Африки через Испанию в Европу в VIII-VI тыс. до н. э. Амулеты этой культуры изготавливались из янтаря. На костяных и деревянных изделиях сохранились резные изображения геометрического характера (так же, как в однотипной культуре Тарденуа), схожие с берберским искусством Северной Африки. Попадаются и фигуры реалистического характера – эти походят на иберийские. Однако антропология людей Маглемозе говорит об их близости к облику кроманьонского населения верхнепалеолитической Европы. Это были люди высокорослые, с массивными черепами, широким лицом и выступающим носом. Они заметно отличались от более грацильного средиземноморского населения.
Маглемозцы предпочитали селиться по берегам озёр, обычно поодаль от морского побережья, в шалашах и плетёных хижинах. Они одними из первых использовали лодки-однодеревки с вёслами.
Подобно остальному мезолитическому населению, люди маглемозе в связи со сменой природной среды перешли от палеолитической облавной охоты с копьями на стадных животных к индивидуализированной охоте на всякую дичь с помощью лука и стрел с костяными наконечниками и костяных гарпунов. В кремневой индустрии это означало введение микролитической техники.Рыбу ловили на костяные крючки.
Это было время пребореального и бореального климата. Север Европы был покрыт тундрой, позже распространились хвойные леса, перемежающиеся болотами. Благодаря болотистой почве от памятников культуры Маглемозе сохранилось много древесных остатков – луки, рукояти орудий.
Что касается генетики, то К. Норведт связывает с Маглемозе возникновение Y-хромосомных гаплогрупп I1, I2a1 и других производных I. На восточном берегу озера Веттерн (Швеция) обнаружены останки семи мужчин, живших около 8000 лет назад. Уних выявлены митохондриальные гаплогруппы U2 и U5.
Ок. 6200 г. до н. э. гигантский оползень в 3 тыс. куб. км (по-норвежски Стурегга) откололся от норвежского побережья и вызвал цунами, смывшее и утопившее богатые береговые охотничьи угодья Доггерланда – центра обитания людей Маглемозе. Это привело культуру Маглемозе к упадку и отрезало культуры Британских острова от континента.
В X тыс. исчезает Эпиграветтская культура, а Мадленская сменяется различными вариантами Азильской на севере Европы, в Северной Испании и на юго-западе Франции.
Ок. 8800 гг. до н. э. исчезает культура Федермессер, ок. 8550 г. – Иберо-Мавританская культура, поглощённая Капсийской, ок. 8400 г. – Тёнгерская, в VIII тыс. – Свидерская.
Предполагается, что их хронологически близкое исчезновение было вызвано предположительно климатическими изменениями начала голоцена: ушла далеко на северо-восток тундра и исчезла холодная степь, ушли на север и стада оленей, на которых свидерцы охотились. На территории Свидерской культуры и на её основе сформировались в Польше Коморницкая культура, восточнее – культуры Неманская, Бутовская, Сожская (Днепро-Деснинская), а также культура Кунда. С поисками новой ниши для существования связывают появление свидерских стоянок в Крыму, Румынии и Словакии.
Кунда (VIII-V тыс. до н. э.) – мезолитическая культура, соседствовавшая с Маглемозе, развилась на территории восточной Прибалтики от Польши до Ленинградской области и южной Финляндии на базе Свидерской культуры. Пуллиское поселение, относящееся к Кундской культуре, считается следом древнейшего пребывания человека на территории, принадлежащей сейчас Эстонии. На территории Беларуси известны три поселения этой культуры, два в Полоцком районе и одно — в Верхнедвинском.
Представители культуры Кунда часто использовали для производства инструментов и оружия рога и кости, что было обусловлено редкими месторождениями кремня в регионе. Мёртвых хоронили в выпрямленном положении в одиночку или группами (иногда в несколько ярусов), часто посыпали трупы охрой и клали к ним орудия труда.
У представителя Кундской культуры из Звейниеки (Латвия), жившего ок. 8,3 тыс. л. н., определена митохондриальная гаплогруппа U5a1c. У образца Spiginas4 из Литвы определена митохондриальная гаплогруппа U4a2.
Лепенски-Вир
Стоянка мезолитических охотников, обнаруженная на территории Сербии, состоит из крупного поселения, вокруг которого расположено 10 мелких поселений-спутников. По-видимому, поселение возникло около 7000 года до н. э. и достигло пика развития в период 5300-4800 лет до н. э. Многочисленные рыбообразные статуэтки и своеобразная архитектура свидетельствуют о богатой религиозной и культурной жизни местных обитателей, о высоком культурном уровне древних европейцев.
К настоящему времени известно всего не более 10 поселений данной археологической культуры: на правом берегу Дуная (Лепенски-Вир, Власац, Хайдучка-Воденица, Падина) и на левом (Ветерань, Террассе, Икоана, Разврата, Островул-Банулуй, Скела-Кладовей). Антропологически население Лепенского Вира было кроманьонским, позднее проявляет признаки грациализации, связанной, видимо, с притоком средиземноморского населения с юга Европы (из Анатолии через Балканы).
У представителей культуры Лепенски-Вир определены митохондриальные гаплогруппы H40, J2b1 и Y-хромосомные гаплогруппы R1b1a-L754/PF6269/YSC0000022, I2-M438, I2a2a-L34, C2c-P53.1, G2a-P15.
У других представителей эпохи мезолита и раннего неолита, живших около сужения реки Дунай Железные Ворота на границе Сербии и Румынии были определены митохондриальные гаплогруппы U5b2c, U5a2d, U5a2a, U4a, U5b1d1, U4b1b1, K1c, K1f и K1a, а также Y-хромосомные гаплогруппы I, I2a2a1b, I2, R1b1a2-V88/PF6279, R1b1a1a, R1b1a, R1-P294.
Гаплогруппа R1a и индоевропейцы
Примерно 10 ТЛН носители гаплогруппы R1a прошли Иранское плато и Анатолию, где между 9 и 7 ТЛН лингвистами впервые зафиксированы протоиндоевропейские языки. Около 9 ТЛН носители гаплогруппы R1a пришли на Балканы, а некоторые из них тогда же оказались и в других регионах Европы.
Спор лингвистов, какой регион следует считать прародиной индоевропейских языков – Анатолию, Балканы или приуральско-прикаспийские степи – получает ответ паоелогенетики: все они в той же степени, что ни одна из них. При многотысячелетних миграциях по Евразии развитие любого языка представляет собой длительный процесс конвергенции и дивергенции. Говорить о прародине кязыка, тем более безотносительно к конкретной эпохе, просто не имеет смысла.
Восточные охотники-собиратели (EHG)
Людей, которые населяли территорию от Балтийского моря до Урала и южнее до Понтийско-Каспийской степи, в палеогенетике именуют восточными (или восточноевропейскими) охотниками-собирателями – Eastern Hunter-Gatherer, East European Hunter-Gatherer, Eastern European Hunter-Gatherer, EHG.
Геном EHG на 75% дублировал древних северных евразийцев (ANE). Их Y-хромосомные гаплогруппы представлены двумя индивидуумами из Карелии – один с R1a-M417 (датировка – 8,4 ТЛН), другой с J (7,2 ТЛН), и одним из Самары с R1b-P297 (7,6 ТЛН). Эта линия близка к останкам ANE с Афоновой горы близ Байкала (18 ТЛН). После конца Последнего ледникового максимума эти EHG слились с WHG в Восточной Европе: потомки ANE появляются здесь уже в мезолите. Мито-линии EHG имели субклады гаплогрупп U5a, U2 (в основном U2e), U4 и, возможно, некоторые определенные субклады U5b и H. «Человек бишон» – азильский (ранний мезолитический) скелет, найденный в пещере в швейцарском кантоне Юра, связан с линией WGH. Он был носителем гаплогруппы Y-ДНК I2a и гаплогруппы мтДНК U5b1h.
Линии WHG и EHG слились в Восточной Европе. Факты свидетельствуют о том, что по мере того как древние северные евразийцы мигрировали на запад из Восточной Сибири, они поглощали западных охотников-собирателей и другие западноевразийские популяции.
Свидетельство о публикации №221102301157