Родословная хомо сапиенс. Глава 5

ГЛАВА 5. НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Швейцарский писатель Макс Фриш один из своих романов озаглавил «Человек появляется в эпоху голоцена» (нем. Der Mensch erscheint im Holoz;n). Однако истинное положение вещей отражено в этом названии лишь частично.
Современный человек как биологический вид сложился около 40 тыс. лет назад, когда в разновидности Хомо сапиенс, именуемой неоантропами, или «людьми современной анатомии» (Anatomically modern humans, AMH), выделились «изящные» подтипы с более мелким скелетом и более тонкими костями – gracile AMH, или Хомо сапиенс сапиенс (homo sapiens sapiens). Но три четверти этого срока люди, почти ничем не отличавшиеся от нас, продолжали жить почти по-звериному, питаясь тем, что удавалось найти, поймать, убить.
Видимо, с лкончанием ПЛП и началом голоцена совокупность климатических изменений и накопленного к тому времени опыта позволила тогда некоторым продвинутым общинам, находившимся в наиболее благоприятных условиях, самим наладить производство жизненных благ. Они перестают вечно мотаться с места на место и начинают строить более-менее постоянные жилища. Так был сделан первый шаг на пути к цивилизации, который знаменитый археолог Гордон Чайлд назвал неолитической революцией.
Переход от мезолита к неолиту, от потребляющей экономики к производящей, в разных регионах совершился в разное время. На Ближнем Востоке уже мезолит сменился докерамическим неолитом около 10 000 лет до н. э., а в большей части Европы это произошло лишь около 5000 лет до н. э. Дольше всего мезолит сохранялся в районе Балтийского моря и Финского залива (Кампинийская культура). Ряд культур мезолитического типа исчезли относительно недавно (индейцы юга Калифорнии, пигмеи до их подчинения племенами банту) или продолжают существовать сейчас (бушмены, аборигены Австралии, ряд групп индейцев Амазонии).
Неолитическая революция совершилась не за сутки, как «Великая Октябрьская», и даже не за полтора столетия, как «промышленная». Она растянулась на многие тысячелетия. Ход её окутан густым туманом – по крайней мере, с точки зрения историка. Ну да, орудия из камня, дерева и костей становились всё более совершенными. Неведомые первобытные инженеры, не имевшие  дипломов об университетском образовании, мастерили разнообразные топоры, молотки, ножи, пилы, иглы, свёрла, копья, гарпуны, луки. Позже они изобрели тесло, долото, стамеску, смычковую дрель, научились делать глиняную посуду, выдалбливать челны и сооружать примитивные ткацкие станки. Но для полноценной истории этого маловато. Основным источником наших знаний о той эпохе по-прежнему является археология, а археолог, по меткому замечанию сэра Роберта Мортимера Уилера, может найти бочку и не заметить в ней Диогена. Правда, теперь к археологии добавилась палеогенетика. Но пока изученные древние останки по отдельным периодам и регионам исчисляются в лучшем случае десятками, эпоху неолитической революции мы вынуждены по-прежнему относить к предыстории. В ней не различимы  не только «исторические личности» (а они наверняка были, хотя для той эпохи их приходится  называть «доисторическими»), но и отдельные народы, – только следы древних поселений, неизвестно кому принадлежавшие. Поселения возникали, жили и развивались, – иногда несколько десятков лет, иногда несколько тысячелетий, а потом пропадали, причём археологи не могут однозначно установить причины их исчезновения. Лишь очень медленно сквозь туман, окутывающий «неолитическую революцию», начинают проступать очертания древнейших народов и государств.
Переход к производству и оседлости начался в восточной части Средиземноморья. Почему не в Америке или Австралии? Возможно, из-за того, что там не было крупных животных, которых можно было приручить: в Австралии они исчезли ещё 40 ТЛН, в Америке – около 12 ТЛН. Есть предположение, что тамошние жители всех их съели, тем самым перекрыв себе дорогу в светлое будущее.
Случайно или нет, «неолитическая революция» началась там, где «человек разумный» особенно долго жил бок о бок с неандертальцами – на территории т. н. Плодородного полумесяца, включающего Месопотамию и Левант (современные территории Кипра, Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции, юго-запада Ирана и северо-запада Иордании). Произошло это за 9-10 тыс. лет до Р. Х. То есть от египетских пирамид ранние неолитические поселения отделяет больше времени, чем пирамиды от Эйфелевой башни.

Чайоню
Поселение в Чайоню, близ нынешнего Диярбакыра в турецком Курдистане, возникло ещё в X тыс. Западная его часть была застроена неказистым жильём, улицы в ней замусорены отходами производства каменных орудий. В восточной части располагалась большая прямоугольная площадь, очень ухоженная, обставленная каменными монолитами. С севера к площади примыкали три больших здания из крупных обтёсанных камней. Здесь хранилась уйма ценных вещей, по крайней мере часть которых, вероятно, были привозными: большие блоки горного хрусталя, каменные скульптуры, раковины, высококачественное оружие, кремень, обсидиан. А ещё в этих зданиях археологи обнаружили штабеля из человеческих костей,  «разделочные» плиты и сточные каналы, покрытые коркой засохшей крови – опять же человеческой, как показал анализ на гемоглобин. Картина красноречивая: властные жрецы, распоряжавшиеся  общественным богатством, и регулярные человеческие жертвоприношения.
А потом в Чайоню происходят какие-то бурные события. Жуткие здания, залитые человеческой кровью, сожжены и разрушены, каменные столбы вокруг площади повалены или разбиты на куски, сама площадь превращена в мусорную свалку. Домишки в западной части поселения сносятся, строится более благоустроенное жильё – возможно, в рамках какой-то доисторической социальной программы. Любые указания на классовые различия исчезают.
Объяснение напрашивается само собой: в VIII тысячелетии до Р. Х. в Чайоню в дополнение к неолитической революции произошла ещё и самая натуральная социалистическая, как бы непривычно ни звучало это слово применительно к каменному веку.

Чатал-Хююк

Примерно в 700 км к западу от Чайоню, в районе турецкого города Конья, на холме Чатал-Хююк (;atalh;y;k, тур. «Вилка-курган») между 7400 и 5600 гг. существовал крупный по тем временам город: его руины занимают 13 га, в разное время в нём жили от 5 до 10 тыс. чел.
Раскопанное проселение располагалось в 140 км от двуглавой вершины потухшего вулкана Хасандаг и состояло из двух отдельных курганов. Более старый и более крупный восточный курган возвышается над равниной на 20 м и датируется примерно 7100-5900 гг.  К западу от него – курган меньших размеров, , датируемый примерно 6000-5600 гг.; в нескольких сотнях метров к востоку от малого кургана обнаружено селение армянской и византийской эпох.
Дома в древнем Чатал-Хююке стояли впритык, роль улиц и площадей играли сомкнутые крыши с отверстиями вместо дверей. Этот город, похожий на пчелиные соты, террасами поднимался на холм. Еду, воду из протекавшей внизу реки, материал для постройки и оштукатуривания новых домов, – всё носили вверх по лестницам и по крышам. Покойников хоронили под полами; анализ хорошо сохранившихся скелетов позволил определить продолжительность жизни, причины смерти, число родов у женщин, характер питания, и т. п. Перед археологами словно ожили трагедии многотысячелетней давности: охотник, раненный быком, умирает от гангрены и костоеды; девушка с переломом бедра гибнет в 17 лет; мать с 12-летним сыном задавлены рухнувшей крышей… Однотипная архитектура, погребения, мебель, домашняя утварь, одежда, – всё говорит об отсутствии пропасти между богатыми и бедными. Детская смертность в Чатал-Хююке была ниже, а продолжительность жизни вдвое выше, чем в большинстве других поселений той эпохи. И никаких признаков войны, убийств или сознательно нанесённых увечий. Мужчины и женщины выполняли одинаковую работу, вместе охотились, вместе возились с детьми. Видимое противоречие с принципами либеральной экономики не мешало обитателям Чатал-Хююка производить продукцию, достойную знака первобытного качества: оружие и инструменты из кремня и обсидиана отличались тщательностью отделки, а отшлифованное обсидиановое зеркало блестело сильнее металлических зеркал, сработанных рабами Рима много тысячелетий спустя.
Чатал-Хююк демонстрирует переход от докерамического неолита к керамическому: в старых слоях керамики нет, а в промежутке от 7050-го до 6800 г.  кувшины встречаются повсеместно.
У древних обитателей Чатал-Хююка выявлены:
1) митохондриальные гаплогруппы K1a, K1a4, K1a4b, K1a17, K1b1, K1b1, K2a11, N, N1a1a1, W1c, H2a2a, H+73, T2, T2c1, T2e, U3b, U5b2, X2b4. На основе митохондриальных геномов установлено отсутствие родства по материнской линии между людьми, похороненными под полами домов в Чатал-Хююке.
2) Y-хромосомные гаплогруппы G2a2a1, H3a1 и C1a2.

Хаджилар
Это поселение эпохи неолита в юго-западной Турции, в 25 км от современного города Бурдур, представляло собой большой двор, окружённый группами домов на каменных фундаментах, со стенами из оштукатуренного дерева или необожжённого глиняного кирпича, скреплённого известковым раствором. Внутри дома плоскую крышу поддерживали деревянные столбы. Предполагается, что у домов был деревянный верхний этаж.Стены внутри были покрыты штукатуркой и кое-где покрашены. На полу были найдены жернова, жаровни, ступы. Ниши в стенах использовались как шкафы. Кухня была отделена от жилых комнат, верхний этаж использовался в качестве мастерской.
Жители несколько раз покидали хаджиларское поселение и снова возвращались в него. Самые древние находки относятся к 7040 г. На уровне 5700 г. найдены статуэтки богини верхом на леопарде или стоящей и держащей детёныша леопарда. Также найдены статуэтки стоящей, сидящей и отдыхающей богини, одной или с ребёнком. На более позднем уровне (5435-5200 гг.) фигурки богини не встречаются. На поздних этапах существования поселения Хаджиларская культура характеризуется изысканной керамикой, богато украшенной геометрическими формами.

Иерихон

В VIII тыс. в Палестине в долине реки Иордан, в оазисе Иерихон, существовало поселение, состоявшее из небольших, овальных в плане глинобитных домов, частично заглублённых в землю. В VII тыс.  дома становятся прямоугольными, полы в них  тщательно обмазаны и нередко окрашены в красный или кремовый цвет. Поселение окружала стена из бутового камня толщиной 1,7 м, в высоту она сохранилась до 4 м, а какой была на самом деле, можно только гадать. Как видно, жизнь в Палестине VIII-VII тыс. была далеко не безопасной. К стене, возведённой ок. 7200 г., примыкала круглая башня, имеющая 10 метров в диаметре и высоту 8,5 м, с лестницей из 22 ступеней. Жители древнего Иерихона делали орудия из кремня и костей, сажали ячмень и пшеницу-двузернянку (эммер, или полбу), у них были козы, но, например, глиняную посуду они ещё не изобрели.

О других поселениях этого региона известно меньше, но признаков классового расслоения в них не наблюдается. Назвать этот коммунизм «первобытным» язык не поворачивается: ведь речь идёт не о бродячих охотниках на мамонтов, одетых в звериные шкуры, а о зачаточной цивилизации с развитой производящей экономикой. Не удивительно, что приверженцы социализма и феминизма видят в Чайоню и Чатал-Хююке образец «правильного» общественного развития.

К VII тыс. до н. э. ячелетию племена, обитавшие в горах Загроса, которые отделяют междуречье Тигра и Евфрата от Иранского нагорья, меняют пещеры на жилища из глины с примесью соломы. Около 6000 лет до н. э. в горах Загроса стали разводить лён. 
В VI тыс. схожий процесс происходит в Средней Азии: стоянки в пещерах и стойбища под открытым небом уступают место прочным долговременным посёлкам с населением, не превышающим 150-200 человек. Поселения эти состояли из глинобитных однокомнатных домов площадью 20-25 кв. м; в каждом доме имелся массивный глинобитный очаг, пол покрывали известковой обмазкой, окрашиваемой в красный или чёрный цвет. Здесь уже появилась глиняная посуда, ещё грубая, но украшенная росписью.

Земледелие

Предполагают, что немалую роль в появлении земледелия сыграл эпизод резкого похолодания и иссушения среды в IX-VIII тыс. (поздний дриас), повлекший за собой конец кочевого образа жизни и переход человека к оседлому существованию.
Земледелие возникло в небольшой области в верхнем течении Тигра и Евфрата, на стыке нынешних Юго-Восточной Турции и Северной Сирии. Время возникновения неолитических поселений – 9000-7500 лет до н.э., причем Чайоню, по-видимому, самое молодое из них. Дикие предки всех семи «опорных» для людей неолита полезных растений – пшеницы-однозернянки, пшеницы-двузерннки (полба, эммер), ячменя, чечевицы, гороха, вики горькой, мелкого «турецкого» горшка, – а также льна встречаются вместе только в этом районе. Вне его свидетельства древнейшего земледелия появляются на Ближнем Востоке позже; ещё позднее они выходят за пределы Ближнего Востока.
Распространение окультуренных растений неплохо совпадает с продвижением других технических новаций эпохи неолита. Уже к 8000 г. до н. э. изготавливать совершенные орудия и оружие из кремня и другого камня умели не только на территории среднего течения Евфрата, но и в Южном Леванте, и на Верхнем Ниле, где в древнеегипетском поселении Хелуан недавно были найдены хорошо сохранившиеся каменные наконечники стрел, лезвия серпов и ручные мельницы для размалывания зерн
В юго-восточной Европе земледелие начало распространяться приблизительно в VIII тыс. – на пять-шесть тысячелетий позже появления в местном геноме ближневосточных генов. То есть в данном случае имела место культурная, а не демическая (связанная с миграцией) диффузия.

Скотоводство

Генетический анализ ДНК современных коров и его сравнение с ископаемыми образцами животных показали, что все современные коровы происходят от дикого быка, прирученного в период неолита одновременно с зарождением земледелия, и ведут свой род от популяции первых одомашненных коров, насчитывающей 80 животных. Самые ранние свидетельства одомашнивания коров, датируемые серединой IX тыс. (10 500 лет назад), найдены в Чайоню на юго-востоке Турции и в Джауд эль Мугара, на севере Ирака; эти поселения периода неолита расположены в 250 км друг от друга. (Именно из этой области, как предполагают многие генетики и археологи, началось распространение Y-хромосомной гаплогруппы R1b, которая ныне так часто встречается в Европе).
Овца была одомашнена  примерно на два тысячелетия позже приблизительно в том же регионе – на стыке современной Турции, Сирии и северной Месопотамии. Генетический анализ показал, что овца является потомком  муфлона или уриала.

Гончарное дело

Керамика раньше всего появляется в селениях Чатал-Хююк (центральная часть Турции), Джармо (Ирак) и Хаджилар (юго-запад Турции). Керамика с толстым слоем растительного воска и жирного осадка с ливийских местонахождений в Сахаре Юан Афуда (Uan Afuda) и Такаркори (Takarkori) датируется периодом 8200-6400 лет до н. э. Древнейшие образцы керамики с оттиском раковин кардиума (сердцевидный моллюск) найдены в Библосе (Ливан) и датируются IX тыс. до н. э.


Рецензии