Размышлизмы. Творчество

               

     Вашу первую реакцию на этот заголовок нетрудно предугадать: ну, что, мол, за выпендрёж? Неужели нет адекватного этому процессу нормального русского слова? Но тонко чувствующий читатель уразумеет, что скрывает автор за этим «измом».
     Вы совершенно правы: с одной стороны, он хочет порассуждать сам с собой, выслушать свою и оппонентскую точки зрения и в результате неизбежно прийти к какому-то, устраивающему пишущего, выводу. Или в крайнем случае уйти в многоточия…
     С  другой стороны, слово «размышление» всё же предполагает глубину, взвешенность, многогранность – в общем, претендует на некую объективность, а значит, обязательность и правильность суждения.
     Но в данном случае, в силу характера, личностных и прочих качеств пишущего, всего вышеперечисленного не будет. Но мысли на эту тему не покидают, да и жизнь постоянно подкидывает то занятный сюжет, то любопытный материал, провоцирующий возникновение размышлизмов.
    Неожиданно возникла потребность если не проанализировать, то хотя бы коснуться природы понятия творчества. «Но с  какой стати?», подивилась я сама.
     Ну да, полвека как бы творческого преподавания,  скорее, актёрской игры с языком, как я это ощущала. Ну, составление книг и словарей, расширяющих кругозор и углубляющих знания иностранного языка.  Ну, может быть, дюжина юношеских стихов. Вот, собственно,  и всё творчество.
     К сожалению, в наше время слово «творчество» утратило подлинный, глубинный смысл  (см. сноску) и стало разменной монетой, бейджем, навешиваемым на каждого, без особого учёта значимости им содеянного.
     Признаюсь, что тема сегодняшних размышлизмов выросла у меня из чувства лёгкого раздражения, испытываемого всякий раз, когда по прочтении моего рассказа или знакомства с написанной картиной, друзья-приятели произносят в мой адрес слова «писатель» или «художник».
     Такая негативная реакция может показаться странной, ведь человек слаб, падок на лесть, самодоволен, хвастлив и пр. Я такая же, чтобы вы не подумали, что у меня крылышки прорезаются…
    Теперь маленькое отступление от повествования.
Дело в том, что если бы ещё год назад кто-то сказал, что за это время я напишу и издам свою жизнеописательную книгу, возьму в руки кисть – я, люто ненавидевшая всю школьную жизнь уроки рисования -- и напишу маслом пять картин, я бы громко расхохоталась в лицо сморозившему такую глупость и нелепость!
     Так что же происходит? То ли это сигнал, исходящий от заложенной в тебе программы, оповещающий о том, что жизненный срок исчерпаем, а многое, запланированное для тебя, не свершилось? Или было много наносных факторов, тормозящих реализацию программы: быт, болезни, работа? И начинается процесс навёрстывания чуть было не упущенного? Похоже на то…
       Вернёмся к неожиданному чувству обидного раздражения, возникающего, казалось бы, от похвалы.
     Не знаю, как вы (имею в виду пишущих читателей), а я всегда в словах «писатель»  и «художник», сказанных в свой адрес, слышу если не издёвку, то уж во всяком случае, ироничное похлопывание по плечу, мол, знаем мы вас, творцов – писак и каляк-маляк…
     Теперь подбираемся, наконец,  к главному вопросу: «Так кто же я?»
     В словарь русского языка за синонимами не полезу, но всё же в голову приходят слова «автор», «сочинитель», «создатель», которые применимы к человеку, отвечающему заложенной в слове характеристике, независимо от объекта его деятельности, часто называемой творчеством.
     А вот я лично ни одному из вышеперечисленных слов не соответствую. И творчеством я не занимаюсь.
     Написав книгу, я ничего не сотворила, не создала. Я просто вспомнила и какими-то крючками (читай, буквами) воспроизвела цепочку оставшихся в памяти мелких событий в их окружении.
Да, запоминается далеко не всё в жизни, что я не так давно уразумела из лекции профессора Т. Черниговской, а только то, что имело яркую эмоциональную окраску.
     Получается, я просто скопировала, перевела на бумагу свои мысли, чувства, переживания. Но ничего не сотворила, что делает настоящий писатель, когда он творит сюжет, композицию, характеры, диалоги и т.д. Вот он имеет полное право так называться, и обиды это слово в нём не вызовет: он его заслужил.   
Хотя зачастую мы узнаем из уст самих поэтов, писателей, художников, композиторов, что они творят в значительной степени подсознательно, как будто кто-то водит их рукой…
     То же самое с моими картинами: я же только копирую, будь это картина М. Утрилло, или осенний букет безвременников, стоящий передо мной в вазе, или фотография выведенного дочкой сорта абутилонов, или, в конце концов, автопортрет…
     Так что я себя ощущаю, в лучшем случае, интерпретатором, копиистом, толкователем, но никак не творцом.
     Отсюда возникает масса вопросов: великие пианисты, скрипачи и другие музыканты, исполняющие готовое, не ими написанное произведение, они кто? Вот например, Святослав Рихтер, он кто? Исполнитель, но не творец?
     А вообще в творчестве  что важнее, процесс или результат?
Кто бы узнал о Шестой симфонии Чайковского, не будь оркестра исполнителей, которые, не будучи творцами, сотворили чувственное потрясение, охватившее публику и отпечатавшееся в её душе навсегда? А великий роман Толстого остался бы пылиться в ящике стола, не будь он напечатан, прочитан и запечатлён навечно в наших умах и сердцах? Здесь читатель  – интерпретатор, без которого творческий процесс был бы бессмысленным, а композитор без таких интерпретаторов как музыканты и слушатели остался бы неведомым сочинителем?
     Вот, пожалуй, у картины путь к завершающей фазе творческого цикла короче и прямее…
     Очень хотелось бы разомкнуть и подвергнуть дотошному анализу все многочисленные (и далеко не все перечисленные) звенья длинной цепи, в которой  тесно переплетаются  процесс и результат творчества.
Пожалуй, одно можно рискнуть сказать: все творческие люди, генерирующие эмоцию, всего лишь Проводники, пусть и с большой буквы.
     А Творец  - он один. Он там, наверху…



    
    


    

      
    



Творчество – деятельность, порождающая что-то качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической (!–комм. автора) уникальностью  (Советский  энциклопедический словарь, М., 1983 г.)


Рецензии
Дорогая Лариса!
Интересные размышления на тему творчества и Творца. Наверное, у каждого на эту тему есть свое мнение и свои размышления. Всю жизнь я работала с детьми и старалась развивать их творческие способности. Каждый человек уникален и неповторим, но не каждый становится великим писателем, художником или музыкантом.Но если человек проявляет свои чувства и вкладывает СВОЮ душу в СВОЕ творчество, то это интересно и важно не только для него, но и для других. Так что будем творить по мере своих способностей! А Бог - он в душе каждого!
Удачи и добра!
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   22.04.2022 09:06     Заявить о нарушении
Да, пожалуй, творчество -- это краска, придающая жизни яркость и разнообразие. Ка-ак сказала! А ведь ты меня на эту сентенцию подвигла своим откликом - мерси . И с добрым утром -- смотрю, уже все при деле :)

Лариса Шитова   22.04.2022 09:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.