Из записок странника. Часть шестнадцатая

Я медленно поднялся на ноги. Падая, я сильно ударился лицом. Я потрогал ушибленное место на скуле. Подождал немного, пока уляжется гул в голове. Я всё ещё не мог понять, что произошло. Похоже, меня изолировали. А кузнец остался по ту сторону двери. Кузнеца мы потеряли. Впрочем, и меня тоже. Я наощупь двинулся вперёд, хотел проверить, опустилась ли решётка. Если нет, у меня оставался шанс выбраться отсюда, когда пираты сбросят воду.

- Решётку решил проверить, старина, - раздался где-то недалеко знакомый голос. - Увы, решётка на месте. Мы заперты.

Я обернулся на голос:
- Сэм, ты? Жив?
- Жи-и-ив, - в голосе его звучала горечь.
- А остальные?

- Были живы час назад. Их куда-то увели. А меня здесь заперли. Вода нас застала в боковом ответвлении.  И у нас не было другого выхода, кроме как в мышеловку. Тут нас и встретили. Вылавливали по одному из воды. Полная конфузия. А ты как? Успели выбраться?

Я наощупь пробрался поближе к Сэму и присел рядом на корточки. Усталость вдруг навалилась на меня. Я буквально валился с ног. Ещё минуту назад у меня была цель – найти и спасти Сэма. Сэма я  нашёл, но не спас. Осталась одна усталость и холод, я вдруг почувствовал, как я замёрз.

- Успели. А я шёл вас спасать, но сам попался.
- А как ты оказался по ту сторону двери?
Я рассказал ему всю историю.

- Да-а-а, - многозначительно произнёс он, когда я закончил свой рассказ, - ключ ко всему подземелью был у тебя в руках. И так бездарно его упустить. Второго такого шанса судьба нам не предоставит.
- И всё-таки по сравнению со вчерашним днём мы здорово продвинулись, - заметил Сэм после небольшой паузы.

- Да, и поэтому мы здесь. И будем здесь сидеть, пока всё не закончится. И это в лучшем случае.
- Ничего, вдвоём веселее. Я тут час просидел один. Ты знаешь, жуть, хоть на стенку лезь.
- Я думаю, скоро эти два головореза доложат обо мне. И Пират примет решение. Будем ждать. Правда, я сомневаюсь, что это каким-нибудь образом повлияет на наше положение. 

И мы ждали, время шло. Но о нас словно забыли. Холод и голод медленно точили нас изнутри и снаружи. Я ещё пытался держаться, но меня пробирала дрожь, и внутри уже была пустота. Если до вечера они о нас не вспомнят, значит нас списали, как того парня, в назидание другим. Как мы узнаем, что наступил вечер? По ощущениям прошли сутки или больше. Сэм всё время о чём-то говорил, нёс всякую ахинею. Сначала, предлагал способы выбраться. Начиная от подкопа, заканчивая попыткой демонтировать дверь. Мы остановились на том, что с первыми лучами солнца начнём.

Затем Сэм начал пенять, на потерянное время. Сколько полезных дел можно было бы выполнить пока мы здесь сидим. Нам бы ту женщину, помощницу архитектора, она бы нам чертила схему подземелий. Нам бы любую женщину, женщины всего привносят, что-то магическое в любую мужскую компанию. Женщина не дала бы нам раскиснуть. При женщинах мужчины стараются не раскисать. За малым исключением. Тут я вспомнил про Мари. Помнит ли она меня, или снова погрузилась в свои серые дела. Или, наконец, дождалась своей погоды и сидит на старой перевёрнутой лодке, настраивает свою серую душу на длину зеленой волны. И я попробовал. Раз, два, три… Ничего не получилось.

Затем я попытался разговорить Сэма на предмет его прошлой жизни.
- А где носят боевые трещотки?
- На ногах.
- А в какой части Африки?
- Да по всей Африке бегают. Страх наводят. В Америке гремучие змеи, в Африке свирепые воины с трещотками на ногах.

- Ты знаешь, в одном городе я видел бумагу, что на ней напишешь, то в жизнь переходит. Вот бы нам такую бумагу сейчас, - мне вдруг вспомнилась бабушка с её лёгкими беззвучными шагами. -Ты в своих странствиях ничего подобного не встречал?
- Разве что в сказках. В арабских.

Разговор не клеился, и я снова стал настраиваться на длину волны. Раз, два, три, и-и-и всплеск. Кажется, получилось. У меня в голове звучал шум волн, а в душе установилась полная гармония. раз, два, три, и-и-и всплеск. Мне стало легче. И теплее. Я потерял счёт времени, раз, два, три и всплеск…
- Смотри свет, - голос Сэма вернул меня к действительности.

Через бойницы пробивался свет. Свет был очень тусклым, как будто на фонарь для маскировки накинули кусок ткани. Он переплывал из бойницы в бойницу. Кто-то двигался по внешнему коридору. Двигался практически бесшумно. На пиратов это было не похоже. Странность поведения незнакомца настораживала. Свет вдруг замер на месте. Шло время, что делал незнакомец, мы не понимали. Потом вдруг где-то в стене раздался знакомый звук, резкий щелчок, свет двинулся в обратную сторону, и вскоре стало снова темно.

- Ты понял, старина. Кажется, кто-то разблокировал нам решётку. Пошли. Не будем терять времени.
Она была тяжела, чертовски тяжела, эта решётка. Если в пазах и была когда-то смазка, то от неё и воспоминаний не осталось. Даже вдвоём мы с трудом оторвали её от земли.
- Главное, не упустить её. Если она упадёт, она может снова заблокироваться. Давай вместе, и раз, - командовал Сэм.

Мы тянули изо всех сил, руки дрожали от напряжения, а зазор от земли едва составлял дюжину сантиметров. 
- Давай, Сэм. Давай, раз, два, три, и внатяжку, - кричал из последних сил я.

Решётка сантиметр за сантиметром поднималась вверх. Но мы понимали, наши силы на исходе и ещё минута-две и нам придётся опустить её вниз, а уж о том, чтобы поднять её до упора вверх, и речи быть не могло. Мои пальцы онемели и сами по себе, мимо моей воли, стали разжиматься. И решётка стала опускаться, отнимая у нас с таким трудом завоёванные дюймы. Потом она вдруг остановилась, застопорилась.  Зависла на волосок от пола, и ни туда, ни сюда. Возможно, её перекосило, или дал сбой заржавевший механизм.  А может быть вмешался его величество случай.

- Сейчас, передохнём немного и ещё раз попробуем, - не сдавался Сэм. В его голосе уже не было прежнего задора.

Тянуть уже больше не было сил, а разжать руки не доставало смелости. Хотя мы уже оба понимали бессмысленность наших усилий. Поднять решётку мы были не в состоянии. И все усилия наши, и нашего таинственного союзника, который разблокировал решётку, пропали зря. Когда решётка снова сдвинулась вниз, совсем немного, на йоту, я всё ещё держал её.  Но это уже не имело значения. Потом онемевшими пальцами я снова почувствовал движение. Медленное, робкое как огонёк свечи. Решётка стала подниматься. Вероятно, заработала система противовесов. Где-то в глубине стены раздался скрип цепей и скрежет металла.

Я не чувствовал пальцев, мои руки дрожали и сердце готово было вырваться из груди. Если каждый шаг будет даваться такой ценой, свободы нам не видать.
- Пошли, старина.   Не думаю, что у нас много времени в запасе, - устало произнёс где-то рядом Сэм.

Выставив руки вперёд, передвигая ноги, словно на них были надеты лыжи, я двигался вперёд к лестнице. Дальнейшая наша судьба зависела от того, ушла ли вода. Мы добрались до лестницы и вдоль стены стали спускаться вниз. Вода ушла, но не полностью. Кое-где в углублениях ещё оставались лужи.

И мы двинулись вперёд. Я тешил себя надеждой.  Если вдруг вода станет прибывать, у нас всегда будет возможность повернуть назад. Существовала другая опасность, попасть не в тот коридор. В кромешной тьме очень легко потерять ориентировку. Повернись вокруг своей оси и всё. Сэм разработал какую-то систему. Мы двигались вдоль противоположных стен. Не знаю, как это работало, и работало ли это вообще. Но уверенность Сэма внушала надежду. Мы боролись с темнотой, мы боролись с голодом, мы боролись с собственной слабостью.

Мы благополучно миновали боковое ответвление. И вскоре добрались до развилки. Той самой, где мы расстались.
- Стой, - сказал Сэм. – Здесь очень важно не ошибиться. Ты не должен отрывать руку от стены. Идёшь до поворота. Повернул? Повернул. Теперь стой на месте.  Я иду к тебе. Вот мы в вышли на финишную прямую. Да, и если вода станет прибывать, обратной дороги у нас нет. Только вперёд.

У нас появился лучик надежды. Впереди. Но он исчез, когда мы увидели свет. Свет сзади мы заметили, когда уже достаточно углубились в тоннель.
- Погоня, - устало произнёс Сэм. – Быстро спохватились.

Комментарии были излишни. Мы инстинктивно ускорили шаг, насколько это было возможно.  Но расстояние сокращалось. Мы не знали, сколько их. Вероятно, не много, двое или трое. Мы видели свет одного факела.

Иногда мысли роятся в голове как пчёлы. А иногда в голове пусто. Что-то возникает с интервалом в полчаса, а то и реже.
- Пока они нас не видят, - эта мысль возвращалась ко мне снова и снова. 

Правда, я не знал, даёт ли это нам что-нибудь. Что за день! Или уже ночь.
В этот раз щелчка не было, ни щелчка, ни скрежета, ни какого-либо другого звука. Просто пол подо мной опустился. Рывком. Сэм шёл впереди и благополучно миновал опасную зону.  Я замер на месте. Уклон пока был небольшим. Я понимал, если он увеличится, я начну скользить вниз по влажной поверхности в медвежью яму. Видимо старый механизм заржавел и сработал не сразу. Он выдержал дюжину солдат, он выдержал Сэма.  А на мне сработал. Правда, не до конца, что-то у него там снова заело, иначе моё тело уже покоилось бы внизу на металлических прутьях.

- Что? – раздался голос Сэма из темноты.
- Ловушка. Пол опускается.
- Давай руку, - предложил он.
- Не подходи. Провалимся оба. Пока он меня держит.  Попробую двигаться.

Я перенёс вес на одну ногу, выждал немного и стал передвигать вторую ногу вперёд. Успешно. Теперь ещё один шаг. В этот раз я услышал звук. Скрип. Даже не скрип. Как будто там внизу какой-то старик два раза кашлянул. Кхе-кхе. И пол опустился снова. Чуть-чуть. Самую малость. Но я почувствовал, что теряю почву под ногами, мои башмаки начинают скользить по гладкой поверхности. Медленно, очень медленно я съезжал в пропасть. И я ничего не мог поделать. Любое моё движение усугубляло ситуацию. Говорят, в такие моменты перед глазами пролетает вся жизнь. Выдумки писателей. У меня перед глазами стояли ржавые штыри. Говорят, человек не может представить себе то, чего никогда не видел. Штыри мне довелось увидеть, и они стояли у меня перед глазами.

- Руку, - раздался голос Сэма, где-то совсем рядом.

Я отчаянно, вслепую выбросил правую руку вперёд, Сэм ухватил меня за рукав и потянул. Потянул резко, потянул изо всех сил. Мои ноги были на пути в пропасть, а я упал лицом вниз в какую-то лужу. Ударился. Но Сэм продолжал тянуть меня.
Я наглотался воды, но Сэм не дал мне утонуть.  Он схватил меня под руки и поставил на ноги.

- Тише, старина. Вон они уже близко. Скоро увидят нас. И услышат. Возможно, уже услышали. Поэтому медленно, вдоль стенки отходим.

Да, они действительно были близко. Их было трое. Я уже мог видеть их лица. Впереди шёл Уго.. Уго Пират на мелкие дела не посылает. Значит, мы с Сэмом здорово наступили ему на мозоль.  Уго парень цепкий, от него не уйти. Этот дойдет с нами до церкви, выйдет на улицу, будет идти за нами по улице, как прохожий, растворится в темноте, если нужно, а если очень нужно, то и в дневном свете. Но он нас настигнет и своё дело сделает. Такой человек был Уго. Я не спешил Сэму об этом рассказывать. Пусть пребывает пока в неведении.

- Вон они. Я их вижу, - воскликнул пират, который нёс факел.

Он поднял факел повыше, чтобы лучше осветить пространство впереди. Он ошибся. Видеть нас он пока не мог. И его ошибка дорого ему стоила. Ему и кому-то ещё. Они отвлеклись. Начали всматриваться в темноту, потеряли бдительность. И вместе наступили на злосчастную плиту. Раздался скрежет, крик, и у нас на глазах два человека рухнули в медвежью ловушку. Вместе с ними улетел и факел. На дне ловушки, вероятно, оставалась вода, потому что факел зашипел и погас. Но крики продолжались. Потом темноту разорвали две вспышки, оставшийся в живых пират разрядил свои пистолеты. Не спеша, тщательно прицелившись в темноту. С интервалом в несколько секунд. Шансов конечно у него не было, но он был близок к цели. Пули просвистели совсем рядом. И кто знает, если бы мы не прижались к стене…

- Пожалуй, это всё, - подвёл итоги Сэм.

Это действительно было всё. Услышав выстрелы, нам на помощь уже спешили солдаты, которые охраняли вход в подземелье.
 
Продолжение следует. http://proza.ru/2021/10/24/486


Рецензии
Похоже, горожане лимит ошибок исчерпали, пришел черед пиратов. Соединение Странника и Сэма тут же напомнило роман А. Дюма "Двадцать лет спустя": Портоса и д'Артаньяна можно было удерживать в темнице, но когда туда же поместили Атоса, то роли переменились. Надеюсь, горожане извлекли уроки из неудач. С уважением, Александр

Александр Инграбен   21.12.2021 23:24     Заявить о нарушении
Горожанам трудно переходить из состояния мира в состояние войны. Спасибо, Александр.

Сергей Корольчук   22.12.2021 13:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.