Учитель рисования
Евстигней учил детей рисованию. Не в школе учил, а у себя во дворе, если тепло, или в доме, если холодно. Детишки приходили разного возраста, и он для каждого находил нужные темы и слова. Пятилетнему говорил: «Нарисуй так, чтобы солнце светило и птички щебетали на твоей картинке.» Девятилетнему советовал добавить воздуха вдали и контраста на переднем плане. Детям постарше раскрывал секреты линейной перспективы и волшебства живописи. Ему нравилось возиться с детишками, а они любили проводить у него время. Там можно было и чай попить с печеньками и поговорить о разных интересных вещах. Однажды рыжая девочка спросила: «Евстигней Анатольевич, а как узнать хорошая картина или плохая?» «Очень просто, Лерочка, поднеси пальчик к картине и смотри широко раскрытыми глазами. Если ты забудешь про пальчик и с увлечением, не отрываясь, будешь картину разглядывать, значит, она хорошая. А если твой пальчик окажется гораздо интересней, то на картину можно не обращать внимания,» - отвечал Евстигней.
Иногда заглядывали родители: «Чем там наши дети занимаются?» Некоторые даже сами брали кисточки в руки. Тоже хотелось приобщиться к чему-то светлому и беззаботному.
- А где Вы берете идеи для своих картин? – спросил его как-то один из родителей.
- Да они повсюду, куда ни глянь. В каждой веточке, в каждой завитушке, в каждом уголке, где есть свет и тень, линия и пятно, движение и дыхание можно увидеть приглашение к творчеству. Помню, в мастерской в Петербурге протечка была на потолке. Сколько интересных идей она мне подарила! А мокрый питерский снег! Живой вуалью накрывает улицы так, что хочется их съесть!
- Улицы съесть?
- И улицы, и всех людей на улице, и автомобили, и столбы.
- Но сами Вы редко рисуете улицы, автомобили и столбы.
- Я очень много этого добра перерисовал в свое время, пока не пришел к пониманию того, что надо писать ощущение от окружающего мира, межпредметное пространство, а не сами предметы. Не бабочку, а едва уловимое движение воздуха от ее крыльев. Не лаву, стекающую по склону вулкана, а жар, исходящий от этой лавы. Возьмем двух влюбленных – Петю и Любу, например. Они сидят друг напротив друга и смотрят глаза в глаза. Между ними существует особое напряжение, почти ощутимое физически магнитно-живительно-удивительное поле. Хоть пальто на него вешай. Цветы вокруг распускаются, воздух наполняется озоном. Вот что интересно рисовать! А снежинки и столбы – это необходимые ступени для понимания красоты. Без них тоже нельзя.
- А что с Петей и Любой?
- А Пете и Любе можно только позавидовать.
Свидетельство о публикации №221102301575