Встреча с юностью через 60 лет...
-Как это не беру? Взяла же! А он свое: мой брат вам дозвониться не может…
- Какой мужик? Какой брат, мам?
- Да помнишь, я тебе как-то рассказывала…Иван этот когда-то работал участковым в нашем городе. Потом мы с ним вместе с паспортном столе работали, когда замена паспортов была. А его младший брат когда-то ухаживал за мной в молодости. Ну как ухаживал? Я же дикая была. Ни с кем не дружила. А он приходил каждый вечер и стоял напротив ворот. Потом я уехала по распределению на работу. Он ушел в армию. Ну а потом вышла замуж за твоего отца…
- И что случилось с ним? Почему он вдруг тебе звонит?
- Да откуда я знаю! – мама возмущена. – Димка потом тоже женился. Двое детей у него. Два сына. Жена болела долго, тяжело. Он за ней ухаживал. А несколько лет назад умерла…
Моей маме к этому времени исполнилось 85 лет. Отец умер 13 лет назад. И она жила одна. После инсульта у нее немного потянуло правую сторону лица. А пять лет назад она упала, сломала шейку бедра. И после этого ходила с тростью. Но по-прежнему была активна и деятельна.
Так получилось, что с этим Иваном я встретилась буквально через несколько дней на встрече с ветеранами войны. Это очень уважаемый человек в городе, прекрасный рассказчик. Я бы даже сказала – трибун. Его часто приглашают (вернее сказать, приглашали на разные мероприятия – сейчас же пандемия, никаких мероприятий), где он выступал, обращаясь к молодежи. Высокий, могучий, с хорошо поставленным голосом.
Так вот, после встречи мы и обменялись с ним телефонами. Я ему продиктовала мамин мобильный. Ведь не всегда же она сидит возле стационарного телефона дома. Она у нас еще та лягушка-путешественница! Было это как раз накануне Дня Победы.
В День Победы мы, как всегда, всей семьей сходили на парад. А оттуда – к маме – поздравить. Она хоть и не участница войны, но войну пережила в детстве. Во время отступления наших через Дон в Павловске, 12-летней девчонкой на отцовской лодке плавала на правый берег реки, перевозила раненых и тех, кто не умел плавать. А когда немец стоял на высоком правом берегу и обстреливал город, где укрепились наши части, не раз выполняла задания разведчиков, перевозя их на ту сторону и обратно, иногда день и ночь ожидая военных, спрятав лодку в кустах.
День Победы в нашей семье – святой праздник. Обычно мы маму тоже берем на праздник. Но в этот раз она предпочла остаться дома, смотреть парад на Красной площади.
С цветами, гостинцами мы переступили порог родительского дома и с удивлением увидели за празднично накрытым столом незнакомого мужчину. Увидев нас, он встал – высокий, импозантный, в сером костюме и светлой рубашке. Представился – Дмитрий, знакомый вашей мамы.
- Давно знакомый? – улыбаясь, спросила я, поняв, кто это.
- Давно! – серьезно сказал мужчина. – И пока мама готовила новые приборы к столу, начал рассказывать.
- Я знаю вашу маму с детства. Она было немного старше меня, но настолько красива, что на нее заглядывались многие. А она была очень строгая, ни на кого не обращала внимания. Так воспитана была. А уж на меня – тем более. Я для нее малолетка был – на два года младше, кто ж на таких внимание обращает! Но влюбился просто без памяти. У нее были такие красивые волнистые волосы – черные, с синим отливом. Карие глаза. Вся такая маленькая, стройная, гибкая. Я каждый вечер приходил к ее дому и ждал, вдруг выйдет, чтобы только увидеть...
Он говорил, и глаза его светились. Рядом присела смущенная мама – вся в своем возрасте, со своими болячками, с палочкой, морщинами, седыми волосами. Конечно, мама всегда следит за собой и за прической, и за лицом ухаживает. И платье праздничное одела с кружевным воротничком. Но…возраст! Она давно уже не похожа на ту юную Машеньку, о которой говорит этот мужчина, и глаза его при этом просто сияют от счастья, от того, что он здесь – рядом с ней. Видит ее, общается с ней…
Мама несколько раз по своей командирской привычке пыталась прервать гостя. А он улыбался и, обращаясь ко мне, все говорил и говорил. И смотрел на маму с такой нежностью, с такой радостью и любовью…Я несколько раз ошарашенно переводила глаза на маму – ну как?! Она же уже в возрасте, ей глубоко за восемьдесят! Он что – не видит?!
И с изумлением поняла – не видит! Не видит ее морщин, ее седых волос... Хотя, честно сказать, мама по-прежнему стройная, следит за своей осанкой. Он видит ее такой, какой видел в молодости, и какую любил всю жизнь! И всю жизнь следил за ней, за ее жизнью. А редкие случайные встречи давали ему стимул жить. Но он был глубоко порядочным человеком. И, женившись, был предан своей жене, и своей семье. И многие годы ухаживал за больной женой. А вот сейчас помогает своим детям – хотя они давно состоятельные и самостоятельные люди…
Господи, неужели так бывает?!
Оказывается, бывает! И мама, как будто помолодела. Глаза ее светились – от воспоминаний юности? Или от мужского внимания?
Как выяснилось, один из сыновей Дмитрия жил на одной улице с мамой. А сам Дмитрий – в пригородном селе, где у него был свой дом и хозяйство. И еще он был активным общественником с принципиальными взглядами на жизнь.
Раз или два раза в неделю он приезжал к сыну и заходил к маме с небольшими гостинцами, проведывал ее, рассказывал о жизни, оказывал знаки внимания. Мама по-женски наставляла его, советовала сократить большое хозяйство, так как здоровье уже не то. Надо себя беречь, тем более, что ребята у него - люди не бедные. И обойдутся без его помощи. Они часто перезванивались. А однажды он пригласил маму к себе на Рождество, где познакомил со своей сестрой и сыновьями. У нее было много впечатлений от поездки. Она все удивлялась, как мужчина в возрасте управляется с таким хозяйством в одиночку. И дом содержит, и огород. И успевает на собрания ходить, где обсуждаются самые насущные вопросы страны и партиии, в которой он состоит. И при этом так выглядеть!
Наступило лето. Забот прибавилось у всех. Мама занималась заготовками на зиму. Я тоже была, по обыкновению, загружена на работе – время отпусков – нагрузка на оставшихся работников двойная. И как-то никто не заметил, что звонков давно не было от маминого знакомого. И не заезжал давненько – время горячее, некогда…
А потом ко мне на работу кто-то зашел и между прочим так сказал, что вот три дня назад схоронили боевого товарища – Дмитрия такового-то.
-Как?! – поразилась я. – Как схоронили? Он же такой живчик был. Что случилось?
- Сгорел за две недели – думали воспаление легких, положили в больницу. Оказалось – онкология. Никто не ожидал.
Позвонила маме. Рассказала.
- Вот почему от него давно никаких известий, - задумчиво сказала мама. - А я ему ко Дню рождения приготовила кружку с его фотографией, где он - молодой...Надо передать его сыну.
- Зачем она ему? Оставь себе. На память.
Кружка так и стоит у мамы в серванте как напоминание о молодости, где все были красивые и молодые. Где бурлили чувства и все еще было впереди.
Свидетельство о публикации №221102300510