Дошел до Берлина
В семье Иван был средним сыном. Мать растила троих сыновей сама. Отца забрали еще во время коллективизации, увезли куда-то. И больше о нем не было ни слуха, ни духа. Старший брат служил в армии, младший работал в колхозе.
В 1944-м, когда Иывану исполнилось 18 лет, пришла и ему пора встать на защиту Отечества. Новобранцев отвезли из Павловска в Масловку, оттуда на поезд. Высадили в лесу, где, в каком месте - не знали. И особо не разъясняли. Развели костры, наварили в солдатских котелках каши. Месяц молодых солдат обучали в учебном батальоне на младших командиров. А потом выдали автоматы и - на передовую. Первый бой Иван Родионович принял ночью. Темнота - хоть глаз выколи. А пули свистят отовсюду. Не поймешь, где свои, где враги. Уже утром стало ясно, что их часть вклинилась в немецкие укрепления. Впереди шли под пули штрафники, а за ними необстрелянные солдаты. Пообсмотрелись молодые ребята, расспросили, где находятся. Оказалось, первый бой они приняли под Варшавой. Недалеко от их траншей протекала быстрая, чистая река. Поляки укрепились на поляне, русские - в лесу. А вода близко - в траншеях по колено. Срубили лавочки и сидели около автоматов. А чтобы союзники не перепутали немцев с нашими солдатами выдали белые простыни и застелили ими траншеи.
Рядом находился поселок, вернее то, что осталось от него. Одни обгоревшие трубы.
Выдали бойцам снаряды, ручные гранаты. Артподготовку проводили в течение 35 минут - на каждом метре воронка была, немцам головы не давали поднять. По сигналу красной ракеты ринулись в атаку, на немецкие траншеи. Иван бежал с криком: «Ура!», прыгнул во вражеский окоп и не сразу понял, что случилось, когда почувствовал сильный удар в руку и стало горячо. Так Иван попал в госпиталь. А потом раненых погрузили в санитарный поезд и привезли в Алма-Ату. Встретила их медработница на автобусе, забрала истории болезней, и поехали они в горы, которые многие видели впервые. Госпиталь находился высоко в горах. Тяжелораненых понесли на носилках, а ходячим предложили перебраться по канатной дороге.
До сих пор Иван Родионович с добрыми чувствами вспоминает врачей и медсестер госпиталя, их чуткое и внимательное отношение. Многим, очень многим помогли залечить глубокие раны лечебные горячие источники, чистый горный воздух, минеральная вода.
- Сейчас бы там подлечить старые кости - хвори бы как ни бывало, - улыбается Иван Родионович.
Раны на руке долго гноились, рука плохо разгиналась, но выздоравливающий боец помогал по мере сил госпиталю, - пилил дрова, выполнял посильную хозяйственную работу.
После госпиталя Самарканд, где формировалась рота автоматчиков, затем - Прибалтика. Шел уже победный 1945 год. Армия получала современные пушки, танки, снаряды. Там, на берегу Балтийского моря, сформировался специальный полк для штурма Берлина.
На поезде бойцов довезли до границы Германии, высадили на берегу реки Висла. Передохнули, покормили лошадей и двинулись в путь. Шли через немецкие деревни и села. Жители этих сел панически бежали от твердой поступи успешно продвигающейся Красной армии. Намеревались попасть в американскую зону, бросая все нажитое. В пустых, наспех оставленных домах русские солдаты находили булькающую кашу на топящейся печи, хрюкающее хозяйство, вольно разгуливающее по дворам. Прорваться к союзникам удалось далеко не всем. И те, кому пришлось вернуться домой, вынуждены были поделиться с советскими бойцами своими лошадьми, получая взамен измученных тяжелой дорогой коней. Так двигались неделю. Торопились, всем хотелось принять участие в штурме Берлина. Да, видно, не судьба. Только дошли до указателя-стрелки «До Берлина - 90 км», увидели далекое зарево решающих боев, как пришло известие о полной капитуляции Германии и разгроме врага. Хоть и обидно было, что не пришлось оставить свою подпись на рейхстаге, но ликовали и радовались вместе со всеми.
Служить пришлось еще четыре года. Два года стояли на границе у Эльбы. А потом еще два года службы в тяжелом самоходном полку на Западной Украине - здесь считалось уже дома, на родине.
И лишь в апреле 1949 года Иван Родионович Лисянский демобилизовался, вернулся в свое родное село Поддубное. Женился. Через год завербовался и уехал на Сахалин.
Всю жизнь трудился, не покладая рук, растил троих детей. И не думал, что на старости лет окажется со своими хворями один.
Немало лет отдал Иван Родионович Лисянский и Павловскому ГОКу. Работал на автогрейдере, потом на тракторе «Беларусь» в тогдашнем РСЦ.
Хорошие люди - земли украшение
Свидетельство о публикации №221102300521