Кто написал Му-му?

Кто написал «Му-му»?..

Недавно в салоне троллейбуса я оказалась рядом со старшеклассниками и спросила у них, читают ли они книги и какие из прочитанных им запомнились. Ответ меня шокировал. И чтобы не шокировать читателей, начну издалека.
Ещё недавно мы по праву считались самой читающей страной в мире. Увы, с этим титулом пришлось распрощаться. Мы не только стали меньше читать, но и культура чтения значительно снизилась. Из художественной литературы основное внимание уделяется фантастике и детективам. О классиках стали забывать, библиотеки опустели.
Я записана в нескольких библиотеках и скажу, как очевидец, что очередей там нет, как бывало раньше. Основными посетителями являются школьники, мамы с детьми, бабушки с внуками да пенсионеры. В разговоре один из них заядлый 79-летний читатель признался, что устал от производственных и бытовых конфликтов в литературе и в жизни, поэтому предпочитает лёгкое чтение «о золушках», где все приключения, какими бы невероятными они ни были, всегда заканчиваются хэппи-эндом. На душе от этого становится легче и появляется надежда, что и в реальной жизни всё будет хорошо.
И пока пенсионеры пополняют ряды читателей женских романов, аудитория классиков сужается. Для некоторых учеников даже список заданной литературы выглядит как китайская грамота. Вот пример. Приходит школьник и, читая с телефона, обращается к библиотекарю:
- Мне надо…м-м-м…горький…на дне. Что это, я не знаю, но у меня в телефоне так записано. Есть у вас такое?
- Есть, это пьеса Максима Горького «На дне».
Любой педагог подтвердит, чтобы человек был на ты с классиками, книги должны сопровождать его с раннего детства. В помощь родителям и на радость всем читающим горожанам книжный фестиваль «Читай, Ижевск!» (или попросту «ЧиЖ») проводится у нас каждый год. Радует разнообразие предлагаемых там изданий, но цены зашкаливают. Особенно это огорчает в отношении детских книг. Да, они интересные, яркие, отличного полиграфического качества, но нужны ли технически филигранные книги дошкольникам?
Подарочный вариант, который редко достают с книжной полки, интересен не многим. Для повседневного чтения достаточно книги в мягкой обложке, но таких на прилавках почти нет. Детям же интересно в первую очередь самому полистать книгу, рассмотреть картинки, а то и раскрасить их, и стоит только ему взмахнуть карандашом или фломастером, как полиграфический шедевр исчезнет и вместо него останется шедевр детского рисования.
- У нашей Муськи во-о-т такие усы и у этих котяток должны быть такие же, - сказала однажды моя шестилетняя дочь и раскрасила обои в своей комнате, где были изображены котята. Одно время с помощью бабушек новые раскраски появлялись у нас еженедельно, но любимые книжки всё равно не избежали участи (или счастья) быть разрисованными. А как без этого? Ребёнок с помощью карандашей участвует в жизни героев своих книг.
В книгах сына, понятное дело, в любимые цвета были раскрашены машины и мотоциклы. Рисуя, он даже сочинил сказку: «Жил-был мотоцикл, пошёл он в лес, понюхал там ягодку-земляничку и обратно пришёл». С тех пор эта литературная изюминка украшает наш семейный альбом.
Дети выросли, а любовь к книгам и чтению осталась.
И нынешние подрастающие школьники, ещё не потерявшие интерес к русской литературе, однажды узнают, что «м-м-м… горький» писал не только пьесы, но и романы, стихи и рассказы. Кто-то докопается, что Алексей Пешков назвал себя Горьким потому, что рассказывал о горькой судьбе простых людей, среди которых вырос. И чьи-то нежные струны души непременно затронут «Песнь о Буревестнике», «Челкаш» или «Макар Чудра».
Теперь о разговоре в троллейбусе. Напомню, я спросила у молодых людей, уткнувшихся в смартфоны, читают ли они книги и какие из них запомнились. Один из них ответил:
- Мне «Алые паруса» понравились. Ещё «Му-му» запомнилась.
Я поинтересовалась, кто написал «Му-му». Старшеклассник задумался и неуверенно ответил:
- Наверно, Экзюпери написал.
- Экзюпери, француз, написал «Му-му»?!  Он «Маленького принца» написал!
- А, он француз… тогда понятно, почему о принцах писал.
- Вроде, это Куприн написал, - решил помочь однокласснику его товарищ.
- Нет, ребята, не Куприн. Это наш известный писатель, писал он хорошо, потому и рассказ запомнился. В нём он рассказал о случае из своей жизни, точнее, из жизни своей матери. Он ещё «Первый поцелуй» написал, читали?
- Нет, - хором ответили мальчишки и вышли.
Ребята ушли, а у меня появились вопросы, которых оказалось немало. Двое ижевских старшеклассников не вспомнили классика русской литературы. А только ли двое забыли его имя? Если спросить у остальных, много ли найдётся помнящих?
Нынче в сентябре открыла двери Национальная библиотека Удмуртии. Запись там пока бесплатная, но даже при таких идеальных условиях пойдёт ли туда молодёжь, и если придёт, что возьмут для чтения, только учебники? Как найти богатого мужа или заработать миллион толкуют все кому не лень. А кто научит холить и лелеять сердце и душу, иметь желание и потребность читать не только книги «о золушках», но и более серьёзную литературу?
Мы каждый год пишем географические диктанты, чтобы не забыть широту просторов нашей необъятной родины. Литературные границы русскоязычных писателей также необъятны. И сейчас впору писать не только географические, но и литературные диктанты, чтобы не забывать отечественных авторов, которые своим творчеством украшают не только русскую, но и мировую литературу. И в этой связи я намеренно не называю фамилию известного писателя, забытого школьниками, чтобы каждый читатель проверил себя, знает ли он, кто написал «Му-му».

P.S. Никогда не думала, что буду ворчать по поводу современной молодёжи, а тут – на тебе! – накатала целую статью. Прочитала рецензии и решила добавить постскриптум.
Статью я поначалу отнесла в редакцию ижевской газеты. В публикации мне отказали, сказав, что такие заметки должен писать человек известный, с именем. Но очевидно, что известные люди с именем городским транспортом не пользуются и даже если случайно там окажутся, вряд ли будут задавать школьникам вопросы о литературе.
Я благодарна Прозе.ру и всем заинтересованным читателям за интерес к этой небольшой статье. И особая моя благодарность рецензентам. Большое всем спасибо! Истинное наслаждение читать обоснованную критику. С чем-то соглашусь, с чем-то поспорю, о чём-то задумаюсь.  И поразмышлять предлагаю всем вместе.
Соглашусь, что не каждому нужно знать классическую литературу. Это дело вкуса и наклонностей характера. Действительно, можно в любой момент щёлкнуть по клавишам и узнать имя автора любого произведения. И если бы тот школьник в троллейбусе назвал имя любого русского писателя, статьи бы не было.  Можно не знать Экзюпери, но назвать его автором «Му-му»… это достойно не одной публикации.
Я знаю, что в лицейских классах некоторых школ «Маленького принца» читают в третьем классе. В своё время приятно удивила бойкая девчушка, которая сказала, что прочитала всю книжку, хотя было задано несколько глав. Возможно, от обилия информации школьники со временем путают произведения и авторов. Но не это главное.
Каким бы хорошим ни был любой специалист, жить одними профессиональными знаниями всю жизнь невозможно - выгоришь через полчаса. «Выйду на пенсию, не напишу ни строчки», - обещают некоторые журналисты. «Я и так всё знаю, не прочитаю ни одной книжки, - мог бы сказать любитель гаджетов, - У меня всё под рукой, зачем учить таблицу умножения». Да, многим математика не нужна, чтобы проверить сдачу в магазине достаточно арифметики. 
А география зачем? Ни параллелей, ни меридианов на земле не отыщешь, заблудишься в лесу – нажимай на кнопки телефона, поисковики тебя выведут. Биология тоже ни к чему, съедобные грибы от ядовитых можно на собственном желудке познать. Астрономия-то зачем? – все звёзды в Ютубе. На что физика сдалась? Сколько яблок на голову ни упадёт, всё равно закон притяжения не откроешь – он уже открыт. А химия для чего существует? Водку с пивом не смешивай, «Крота» не пей и живи припеваючи. Анатомия вообще лишний предмет – в любой подворотне все знания получишь – и ни одной двойки!
Можно прожить без книг, без кино и театра, даже без музыки… Выйдет такой супер-профессионал после работы, старательно закрутив все болты и гайки, возьмёт баночку пивка – она же дешевле любой детской книжки – и в тёплую компанию к друзьям-подружкам, в кафе, ресторан, подворотню, где светят потёртые звёзды гаджетов и караоке.
И не взрастают у нас новые Циолковские, Мичурины, Пржевальские, Вавиловы, Макаренко, Менделеевы и Ландау, что уж говорить о Пушкиных и Толстых – пишущих много, писателей единицы. А ведь любой их них, ещё будучи школяром, за пояс заткнул бы некоторых обладателей современных дипломов.
Хотя, в принципе, не всё так безнадёжно. Противоядием всесильному интернету может быть только массовая культура, прививаемая с детства. Да и тот мальчишка в троллейбусе – замечательный парень, истинный романтик. Ему же «Алые паруса» нравятся и «Му-му» запомнилась. Чем бы он ни занялся в дальнейшем, собачонку не утопит. Душа у него чистая. Желаю ему попутных ветров в жизни, алых парусов на горизонте и любящую Ассоль на берегу. И всем читателям того же самого.
С любовью, Наталья Ижевская.

А статью всё-таки напечатали. Спасибо редакции!





Рецензии
Да уж. А вот современные наблюдения на тему "му-му" - http://proza.ru/2015/01/14/376
Относительно классики с Вами согласен. Нам с внучкой Гоголь нравится, только его вслух читать нужно http://proza.ru/2020/05/16/1541 при чтении вслух классиков совсем другое впечатление получаешь.

Дмитрий Маштаков   14.05.2022 18:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.