Счастье на копейку
Дождалась, когда монеты будут пересыпать в кассу. Зажмурилась, и прыгнула вниз. Копеечка просто хотела немножко прогуляться. Прокатиться по прилавку, позвенеть слегка по его гладкой поверхности. Оглядеться по сторонам, и вернуться в глубокий лоток кассового аппарата.
Как всякая малышня, она слишком разбежалась. Без оглядки. Докатилась до края и полетела вниз. Полет, казалось, был бесконечным. Копеечка больно ударилась о пол, громко зазвенела от боли. Подпрыгнула несколько раз, ойкнула и затихла.
Маленькие теплые пальцы ловко подняли её, зажали в кулак. Там монетка согрелась, успокоилась и стала ждать, что будет дальше. Через узкие щелочки между пальцев она видела, как мальчик, её поднявший, вышел из магазина и направился к большому серому ящику с окошком в самой середине живота. Внутри стоял стеклянный стакан, перевёрнутый вверх дном. Мальчик протянул руку к стакану, нажал на него. Тонкие струйки воды взметнулись вверх, омывая стенки.
- Вовка, хорош воду пить! В книжном тетрадки с таблицей Пифагора продают. Айда, а то закончатся.
Тетрадка в клеточку, с таблицей Пифагора на обороте обложки была давней мечтой Вовки. Не раздумывая, он двинулся вместе с приятелем в книжный магазин.
Копеечка обомлела, заволновалась. Какой книжный? Какая газировка? Ей пора домой, в кассу! Теперь она потеряется навсегда.
Попытка выскользнуть между пальцев мальчика потерпела фиаско. Кулак был крепко сжат. По обрывкам фраз, глухо доносящимся снаружи, монетка поняла, что ребята стали в очередь за тетрадью. Через несколько минут копеечка лежала вверх блестящим брюшком на ладони. Она затаила дыхание: ещё чуть-чуть, и она окажется в привычном окружении медных подружек.
- Вовка, у тебя тетрадок целая стопка. А мне конверт для карточек по математике нужен. Купи….пожааалуйста.
- Зина, попроси маму.
- Мама сказала, склеить конверт самой.
- Ну так склей.
- У меня кривой вышел. Купи, пожааалуйста. Тебе копейка просто так досталась. Я видела, ты её в магазине с пола поднял.
- Мальчик, ты тетрадь берёшь? Очередь не задерживай.
- Ох, Зина…Где там твой конверт?
- На почте.
- Ну…пошли.
Копеечку вновь зажали в кулаке и понесли покупать конверт. Шли долго, копеечка нагрелась, покрылась испариной. Она ругала себя за скоропалительный побег, отсутствие выдержки, авантюризм. И не могла дождаться, когда закончится её заточение.
- Ну, вот. На обед закрыто.
- Вовка, ты мне копеечку отдай. А я сама после обеда на почту сбегаю.
Копеечка перекочевала из шершавой мальчишеской ладошки в карман девчачьего сарафана. В нём было просторно и не так жарко. Зина понеслась вприпрыжку по своим девчачьим делам. Копеечка весело подпрыгивала в кармане в такт резвому бегу, пыталась подпрыгнуть как можно выше. Чтобы дотянуться до края кармана. Подбадривала себя:
- Раз…иии…раз…ещёёёё …раз…
Как всякая копеечка, она умела считать только до одного. Из-за этого монеты
большего достоинства всегда подтрунивали, называли мелочью и полузнайкой.
Даже пятачки, которые сами умели считать только до пяти.
- Ррраз…
Очередной прыжок монетки совпал с резкой остановкой Зины. Копейка вылетела из кармана, и упала в песок. На неё сверху глянули стоптанные подошвы нечищеных ботинок.
- А! Вот и на спички копеечка нашлась. А то, понимаешь, закурить нечем.
Заскорузлые, пахнущие табаком пальцы обхватили её за бока.
- Дяденька, это моя копеечка.
- Было ваше, стало наше. Или малая домой, к маме. Она тебе ещё даст.
Шершавые пальцы сунули копеечку в карман. Она упала на кучку мусора и чуть не закричала от отвращения. Карман раскачивался от быстрой ходьбы, копеечка каталась по его дну. Ей становилось всё хуже от грязи, неприятного запаха и непрекращающейся качки. Она каталась из стороны в сторону и думала, что долго так не выдержит. Надо что-то делать. Монетка внимательно оглядела карман: табачная пыль, хлебные крошки, обрывок нитки, кусок газеты. А это что? Очень похоже на…Так и есть! Она спасена! Обрывок нитки торчал из распоротого шва кармана.
Качка усилилась. Похоже, мужчина поднимался по лестнице. Копеечка разбежалась. Сейчас главное – не промахнуться. Дзиннььь…
- Так ёлки ж…палки…В дырявый карман копейку положил. Дурень старый. Нет, чтоб сразу в магазин зайти.
Монетка быстро закатилась в щель ступеньки, подальше от неприятного дядьки и его громкого ропота. Забилась поглубже. Затаилась.
- Только бы он меня не нашёл. Давай-давай, шагай отсюда.
Твердила она тихонько про себя. Даже по сторонам перестала смотреть. Сверху раздавалось неясное бубнение, шуршание ладони по ступенькам. Наконец всё затихло. Копеечка перевела дух. Столько разных событий сразу с ней еще не происходило. От перемещений, переживаний и усталости её клонило в сон.
Маленькая монетка впала в забытьё. Она не знала, сколько времени пролежала в укромном уголке лестницы. Если ты умеешь считать только до одного, времени для тебя не существует. Минута, час или вечность тянутся одинаково.
Копеечка очнулась от влажного прикосновения. Мокрый край веника щекотал её по ребру.
- Сто лет здесь не убирали, что ли? Пыли, грязи…Ой, батюшки…
- Тётя Лиза, бросьте, вам за это всё равно не заплатят.
- По такой грязи деньги в дом не придут. За подъезд может и не заплатят. За что другое получим. Нам с тобой копеечку бы на развод. А мы к ней уж постараемся, прибавим.
Вот оно! Копеечку на развод! Малышке понравился спокойный голос говорившей, её желание избавиться от грязи в подъезде. Когда веник в очередной раз прошёлся по ней своей мокрой каймой, копеечка выскользнула из щели и звонко запрыгала по ступенькам.
- Я здесь!
Звенела она.
- Я здесь.
Звонкий голосок раздавался по всему подъезду.
- Гляди-ка. Не успела сказать. Вот и копеечка.
- Так она старая. Уже года два из оборота изъяли. Ничего на неё не купишь. Ни аптечного пузырька, ни марки, ни коробка спичек.
Копеечка готова была разрыдаться. Так долго беречь себя, чтобы узнать, что ты ни на что не годишься!
- Ничего. На развод в самый раз. Раз сама к нам выскочила, значит это наша копеечка. Счастливая. На развод. Идем, милая.
Дома копеечку отмыли, оттёрли до блеска. Даже отдельную квартиру предоставили: маленький кармашек в кошельке.
Специально для СЧАСТЛИВОЙ копеечки.
Свидетельство о публикации №221102300969