Четыре Восхода на один Джемини

Четыре «Восхода» на один «Джемини»
                Ю.А. Тяпченко. октябрь 2021
Это переработанный вариант статьи «Урок 1 космонавта К.П. Феоктистова, опубликованная в апреле 2019

 После запуска первого искусственного спутника земли (1957 г), первого пилотируемого полёта человека в космос (1961 г.), первого полёта в космос женщины (1963 г.), руководство страны, не имея научно-обоснованной программы развития пилотируемой космонавтики, требовало от создателей ракетно-космической техники подарков к торжественным  событиям таких, как партийные съезды, съезды Совета народных депутатов  и пр.
 Американское правительство решило: США должны быть первыми на Луне. Полёт на Луну стал национальной идеей. Они свернули программу «Меркурий» и открыли  «Джемини». «Джемини» - это новый двухместный корабль или первый этап в их лунной программе.

  В рамках этой программы предусматривались:
1) выход человека в открытый космос,
2) сближение двух космических объектов,
3) стыковка пилотируемого КА с другим космическим объектом,
4) создание искусственной тяжести при полёте на орбите.
 
  Всё это делалось для отработки технологий полёта на Луну.
Партийному руководству СССР очень не хотелось, чтобы наше отечество оказалось на вторых ролях в освоении космоса. Ему подавай всё и сейчас. В соответствии с этим от С.П. Королёва требовали опережающих действий.
Но после провала лунной программы удивлять мир уже было нечем. Работы по ПКК «Союз», который рождался в рамках этой программы двигались медленно.  Очевидно, Сергей Павлович понимал, что отказавшись удивлять Н.С. Хрущёва, он может лишиться дальнейшей поддержки своих работ, и потому поручил проектантам своего КБ проработать возможность решения задач «Джемини», используя корабли «Восток».
 
 За решение этой задачи взялся  К.П. Феоктистов. Им  было предложено три типа кораблей на базе корабля «Восток» вместо одного ПКК «Джемини» или ПКК  «Союз»:
 1) трёхместный корабль «Восход» (3КВ),
 2) двухместный корабль «Восход-2» (3КД)) для выхода человека в открытый космос;
 3) корабль с искусственной тяжестью («Восход-3», 3КВ №6, 7).
С помощью указанных кораблей решались все задачи одного «Джемини», кроме задачи стыковки. Для стыковки нужен был новый корабль, которого в СССР ещё не было.
Итак, американцы планировали полёт двух космонавтов. В ОКБ-1 решили отправить трёх.
 
  Как известно, спускаемый аппарат  корабля «Восток» предназначен для размещения одного космонавта в скафандре в катапультируемом кресле и спуске на парашюте.  Разместить трёх, сохранив безопасность на том же уровне, не представлялось возможным. Предложение Константина Петровича было «гениально» простым:
а) отказаться от скафандров, обеспечив, как кто-то из знаменитых сказал, полёт «в трусиках»;
б) развернуть кресла космонавтов на 90 град и разместить их ступеньками;
с) пульт космонавтов перенести на новое место, перевернув его в вертикальной плоскости сверху вниз, приборную доску оставить на месте. Таким образом она (приборная доска)  и оптический прибор «визир-ориентатор» оказались не перед космонавтами, а сбоку от них.
 
 Вместо скафандров космонавтов одели в спортивные костюмы. Их удалось разместить в индивидуальных креслах "Эльбрус" в очень неудобных позах - лежа на спине с подогнутыми к груди коленями. Сами кресла располагались ступеньками.
 
  Принятое расположение кресел делало невозможным управление кораблем вручную из кресла. В первом полёте космонавтам повезло. Посадка прошла в автоматическом режиме. А на «Восходе-2» автоматика отказала, командиру корабля Беляеву пришлось вылезать из кресла, чтобы провести ориентацию вручную. Леонов в это время держал его за ноги. После ориентирования перед включением ТДУ было упущено несколько секунд, пока Беляев возвращался в кресло. В результате задержки вместо жаркой солнечной казахской степи СА «Восхода-2» свалился в сугроб в суровой сибирской тайге. Только мужество и профессионализм космонавтов Беляева и Леонова спасли Россию от позора.

 Вследствие доработок общая надежность корабля существенно снизилась, во-первых, из-за отсутствия катапультных кресел космонавтов никак нельзя было эвакуировать из корабля при аварии ракеты-носителя на старте и в первые 27 секунд полета; во-вторых, при полете без скафандров ничто не могло спасти экипаж при разгерметизации спускаемого аппарата на орбите, в-третьих, отсутствие запасного парашюта при отказе основных неминуемо привело бы к гибели экипажа. (На спускаемом аппарате корабля "Восток" тоже не было запасного парашюта, но он приземлялся без космонавта. Космонавт приземлялся отдельно, и у него был свой запасной парашют) .

 Выход человека в открытый корабль был осуществлён на корабле «Восход». Для обеспечения выхода был придуман специальный шлюз, который надувался на орбите и использовался как переходной отсек и перед спуском отстреливался. Для управления шлюзованием были созданы новые пульты спускаемого аппарата и шлюзовой камеры. Корабль был подвергнут многочисленным испытаниям в том числе и лётным. Но в части обеспечения безопасности он обладал теми же недостатками, что и корабль «Восход-1».

 Для создания искусственной тяжести был спроектирован, изготовлен и прошёл все виды наземных испытаний корабль «Восход-3» (3КВ № 6,7). Корабль был изначально прикреплён тросом к последней ступени РН. После выведения на орбиту они расходились и затем связка закручивалась относительно общего центра масс, создавая тем самым искусственную тяжесть. Для управления кораблём и его системами, а также управления процессом создания искусственной тяжести была создана система отображения информации второго поколения.

  Корабль был готов к полёту. Готовы были и космонавты. Но полёт отменили. Деньги и огромный труд – на ветер. Почему, я - непосредственный создатель пультов нового поколения для этого корабля - до сих пор не знаю.

 
  В Филиале ЛИИ коллектив под руководством С.Г. Даревского, в том числе и я,  принимал непосредственное участие в создании СОИ кораблей и тренажёров для подготовки космонавтов.
 
  Почему так получилось, что корабли, не отвечающие требованиям безопасности экипажа, корабли с недопустимыми отклонениями от требований эргономики были допущены к полётам? Я и тогда и тем более сейчас считаю, что это с одной стороны стремление верхнего эшелона власти к возвеличиванию своей значимости в мире любой ценой, и с другой – рождение нового явления, которое поразило головное  ОКБ-1, – желание быть первыми по любому поводу и любой ценой, и соответственно необузданная жажда наград и почёта. Последние потребности стали главными стимулами их работы.

 К сказанному следует добавить, что проектанты К.П. Феоктистова внесли главный вклад в пренебрежение требований безопасности и при создании корабля «Союз-7К», где космонавты до трагедии корабля «Союз-11» летали без скафандров в спортивных костюмах («в трусиках»).
 
  Пренебрежение проектантами эргономики при создании СОИ ПКА выразилось и в том, что сопровождение СОИ было передано из проектного отдела в отдел систем управления бортовым комплексом СУБК (начальник отдела Юрий Степанович Карпов), предоставив этому отделу самостоятельно защищать контур ручного управления от его поглощения отделом управления движением и навигацией (начальник отдела Борис Викторович Раушенбах).

  Таким образом можно утверждать, что проектный отдел РКК «Энергия», которым руководил К.П Феоктистов, внёс большой вклад в  удовлетворение амбиций руководителей страны и деградацию отечественной пилотируемой космонавтики.


Рецензии