Былинные земли. Чаша Грааля в долине Vla A. Ч. 149

УЧАСТЬ МОНАШЕСКОЙ ОБИТЕЛИ

(Продолжение)

                "Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался"
                (Федор Достоевский)


Священник Тараткевич читал молитвы в церкви Николая Чудотворца. В обиходе ее называли Николаевской, чтобы отличать от другой. Всего в то время (1906 год) в Чашниках было две церкви и три молитвенных еврейских дома.

Помимо Николаевской, действовала Преображенская церковь. Она сохранилась, и до сих пор функционирует, украшая город неоклассической архитектурой.

А Николаевская исчезла, о ней забыли, и теперь мало кто вспоминает. Ее корни в далекой эпохе Речи Посполитой, когда монашеские ордена создавали свои приюты.

Переломным явилось время строительства водотока – речного сообщения между частями света, совпавшего с присоединением к Российской империи. Землевладельцы (шляхта) воспротивились индустриальной волне преобразований и подняли восстание. Оно было бессмысленным и провокационным, ибо дележ Речи Посполитой происходил в содружестве двух империй – западной и восточной, и было обречено. Что могли поделать собственники в тисках двух мощных держав? К тому же, основная масса населения – крестьяне не поддержали шляхетские порывы. После подавления власть воспользовалась ситуацией и приняла меры к упрочению своего положения, а ее приверженцы получили возможность осесть на закрепленных территориях.

Тогда же был подписан приговор обителям древних монашеских орденов. Они не вписывались в крутые капиталистические условия.

Передо мной архивные документы – свидетельства царской эпохи за 1891 год. Староста Коптевичской волости 2-го полицейского стана отчитывался о собственниках земли в подотчетном крае. Напомним, что Чашники входили в состав этой волости.

Доминировал, конечно, Викентий-Винсент Володкович, «коллежский ассесор-католик», обладавший главным имением в Иванске и 3345-ю волостными десятинами. Староста писал, что землю он наследовал – она досталась ему «от отца». Пятьдесят две володковичских десятины принадлежали церковному причту. Площадь приличная, по сути, это 52 гектара, но они сложились со всех религиозных объектов в уделе магната. Сколько же отводилось непосредственно чашникским церквям?

Чашники упоминались дважды, и оба раза с «церковным уклоном». Назывались два местечковых причта, наделенных примерно одинаковыми участками. Различались они степенью формулировок. Одна церковь обрела причт «по установленному наделу», а вторая – «по дару», причем «дар» полагался не местной церкви, а «Бешенковичскому римско-католическому костелу». Общим было то, что оба причта формировались из «бывшего фундушевого» фонда. А фундуш представлял собой дарственную, полученную доминиканским монастырем еще в XVII веке, и дарителем выступал давний хозяин Чашников - не Володкович.

В связи с осложнением обстановки, вызванной шляхетскими бунтами, монашеская обитель была упразднена. Доминиканцы, с их мечтой о «солнечном городе», перестали пользоваться вниманием. Их авторитет упал, нищенствующий орден не отвечал прагматическим настроениям. Население потребляло другую «пищу». Открывались питейные заведения и крамы (магазины), устраивались ярмарки и распродажи, главенствовал товарообмен: купля-продажа.

Религиозный фон стал другим. Наследственный «удел» Володковича тоже менялся. По данным за 1906 год, тринадцатью десятинами в Коптевичской волости владели крестьяне, объединившись в Чашникское сельское общество, что можно рассматривать как предзнаменование коллективных форм хозяйствания в советскую эпоху. Местечковцы-мещане тоже выкупали свои сажени, пополняя доходы пана-магната и царскую казну.

Естественно, коренные преобразования не могли не отразиться на духовном облике людей. Если в эпоху Речи Посполитой проявлялась особая роль католической церкви, то теперь преобладающей становилась православная. В церковном обустройстве Чашников произошли перемены. Рассказывает белорусский ученый-историк Вячеслав Носевич:

«Игнатий Володкович (отец последнего Володковича, Викентия-Винсента, - авт.) в 1843 году основал (построил на собственные деньги и, вероятно, на своей земле) Преображенскую церковь, сохранившуюся доныне. А на нужды причта (дом священника, его огород и пр.) землю выделяло уже государство – Российская империя. И нашло способ, как это сделать – из фондов доминиканского кляштора (монастыря, - авт.), после его закрытия. Это случилось около 1843 года, после выступлений шляхты».

Так появилась новая церковь, названная Спасо-Преображенской.

- А Николаевская, как она возникла?

«При монастыре был костел, и он продолжал действовать, его поддерживали своими пожертвованиями прихожане. Но после новых восстаний (1863 год) костел закрыли окончательно. Здание передали православному духовенству, и после переделки его освятили (1868 год), так появилась Николаевская церковь. На нужды причта пошла часть земли, указанная коптевичским старостой «по установленному наделу». Другую часть передали в ведение сохранившегося Бешенковичского храма. Скорее всего, тамошний ксендз получил возможность сдавать эту землю в аренду, а деньги тратить на нужды католического прихода в Бешенковичах. Обе церкви просуществовали до революции. А в сталинское время, в 1930-е, в пылу борьбы с религией, одну из них (Николаевскую) закрыли и еще раз «претворили» - переделали в дом культуры. В белорусской «Вікіпэдыі» сообщается, что уникальное здание бывшего святилища разрушено в 1960-е гг. Теперь на том месте - спортплощадка местной школы».

История, представленная Носевичем, совпадает со статьей, написанной для географического словаря царства Польского и других славянских стран в 1880 году и завизированного царской цензурой. Современная книга «Память. Чашникский район» подтверждает этот вывод, правда, исчезновение кирхи не отражено. «К сожалению, здание костела не сохранилось», - таково резюме книги.

Да, мы потеряли удивительную сокровищницу-святыню. Историк Без-Корнилович, этнограф, военный топограф, генерал-майор Генерального штаба русской армии, характеризуя Чашники в середине XIX века, называл в местечке «две площади: на одной каменная церковь, среди другой – великолепный каменный костел (бывший доминиканский монастырь, построенный в 1786 году вместо прежнего, основанного хорунжим литовским Адамом Служкою в 1674 году)».

Можно представить, какого наследства мы лишились.

(Продолжение следует).

На снимке: Николаевская церковь - бывший костел Святого Луки при Чашникском доминиканском монастыре. Фото 1913 года (из интернета).


24.10/21 


Рецензии