Словесный портрет

Ейский художник Юрий Петрович Коротков рассказал мне одну историю из своей богатой событиями творческой жизни. Еще в прошлом веке он познакомился с семьей Ахсоваровых, проживавшей тогда в Ейске на улице Советов. По национальности они были лакцы – это одна из народностей Дагестана. В этой семье старшей по возрасту была бабушка Аня, так все её называли по-русски, а родные называли - Ата. У неё были сыновья: Магомед - по-русски Миша и Курбан, которого обычно называли Колей. Бабушка Аня родилась в начале прошлого века, её выдали замуж в 13 лет, а муж Магомед Аминов-Ахсоваров был намного старше. До революции он был кустарём-ювелиром, и жена мастера с гордостью показывала Короткову грамоту, полученную её мужем от Российского императора Николая Второго, свидетельствующую о признании заслуг Магомеда в ювелирном искусстве. Жаль, что Юрий Петрович не запомнил полного имени мужа бабушки Ани и не узнал подробностей его жизни. Возможно, что мастер-ювелир происходил из лакского села Кумух, являющегося одним из центров ювелирного искусства Дагестана, а может быть, из села Ханар - еще одного центра известных мастеров-ювелиров. Достоверно известно, что в годы войны Магомед работал слесарем-лекальщиком и был направлен в Сталинград. Там он выполнял специальный заказ для военного завода и вместе с другими рабочими погиб при бомбежке, вероятно, это произошло в 1942 году.
 
Фотографических изображений главы семьи у Ахсоваровых не сохранилось. Старший сын Магомед, родившийся в 1928 году, кое-что рассказывал Юрию Петровичу о своем отце, а младший сын Курбан его почти не помнил. Бабушка Аня говорила, что её муж Магомед был немного похож на самого вождя народов - Иосифа Виссарионовича Сталина. Она, несмотря на свои уже немолодые годы, хорошо помнила не только внешность своего супруга, но и живописные пейзажи горного села, где они жили раньше. Непременным атрибутом ее воспоминаний были извилистая река и величественные горы, видневшиеся вдалеке. Вдохновившись этими рассказами, Юрий Петрович, как человек творческий, решил написать портрет горца Магомеда, хотя никогда его не видел. И он приступил к выполнению этой сложной задачи, пользуясь только словесным описанием своего героя, данного его родственниками. Как бы то ни было, но в начале 1990-х годов этот портрет был им создан. Автор назвал свою картину «Горец», не решаясь написать на ней настоящее имя героя, ведь его портрет всё же был словесным. До поры до времени он держал всё в секрете от Ахсоваровых. Но когда его работу увидели сыновья Магомеда, они дружно признали её очень удачной. По общему мнению, изображённый на портрете мужчина имел большое внешнее сходство с их погибшим отцом. И только бабушке Ане, которой в то время было уже около 90 лет, Юрий Петрович всё никак не решался показать портрет, даже когда он уже экспонировался на городской выставке. И вот однажды он собрался с духом, взял свою картину и вместе с Колей-Курбаном отправился к бабушке Ане. Она, ничего не подозревая, в этот момент возилась в коридоре. Когда увидела в руках у Короткова портрет, то сначала даже отшатнулась от неожиданности, а потом заплакала и сказала, что это ведь он, её Магомед. Юрий Петрович и сам был очень смущён, он совсем не ожидал такой эмоциональной реакции на своё художественное творение, а бабушка Аня повторяла, что на картине всё именно так, как она помнила, и похож даже горный пейзаж на заднем плане. И ейский художник Коротков от души подарил свою картину «Горец» вдове Магомеда, как впрочем, нередко поступал с другими своими произведениями – дарил друзьям.

С тех пор Юрий Петрович стал желанным гостем в её доме, вдова Магомеда оказывала художнику почтение даже больше, чем своим сыновьям. Её благосклонность выражалась и в том, что только ему одному она разрешала пить особое виноградное вино, приготовленное ею собственноручно. И пока она была жива, портрет Магомеда находился рядом с ней. Теперь, когда старшие члены семьи Ахсоваровых уже ушли из жизни, картина «Горец» работы Ю.П. Короткова хранится у внучки мастера Магомеда, в Санкт-Петербурге.


Рецензии