Формула Судьбы 2

Продолжение
......И так,руанский палач Шарль Сансон ехал в Париж, чтобы по приказу Короля Людовика 14, принять   должность Главного Палача Парижа. Ему будет предоставлен дом, государственное жалованье и, возможно, форменная одежда.
               
Тогда, в королевской карете, он не мог отказаться от возможных перспектив не только для себя, но и сына. И, естественно, он не предполагал, что через 19 лет в 1793г. его сын будет участвовать в казни Короля Людовика !6 ( правнука Людовика 14). Разве не парадокс истории? И скольких королей и важных государственных особ «провожали» его потомки в мир иной почти за полутора вековой период династии Палачей Самсонов.
Именно в Париже он – Шарль Сансон, начал родословную династии семи поколений Палачей.

Последний из семейной хартии Палачей, а я пользуюсь исповедью его последнего потомка, который не смог передать эти традиции. Сам он «работал в  должности» Палача до 60 лет,  А, если бы смог?   

Из «Дневника Палача»(этого Палача), который опубликовал Эдвард Радзинский:
«18 марта 1847 года я возвращался домой, утомленный одной из тех долгих прогулок, в которых я искал лишь уединенных мест, чтобы подавить тяжкие мысли, волновавшие мой ум. Это было - мое увольнение от должности».

Это не сожаление, а облегченный вздох  освобождения от полутора вековой кары, которая преследовала его род. Передача «скипетра» Палача от отца к сыну. Он благодарил Бога за то, что в его семье не родился сын, а женщин, к счастью, на эту профессию не привлекали. Для меня остается вопрос, можно ли совместить любовь к Родине и злодейски вершить убийство?

Первые упоминания о должности палача во Франции встречаются в документах 13 века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за Палачами  только к 16 веку. До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди. В том числе иногда и сами судьи 

По сути я не могу понять психологию людей ( правильнее Палачей) совершаемые отдельным человеком или в поколениях. Как можно смириться с тем, что  один человек может прервать жизнь другого?  По праву юридических и нравственных законов, существующих тогда  в стране?  Слабое утешение.
Но какое жестокое сердце надо иметь, чтобы вершить заплечные дела. И каждому ли профессиональному Палачу, или вельможным особам, принимавшим участие в казни снятся «мальчики кровавые в глазах» по замечанию классика русской поэзии.

Существовала в то время и после практика, что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать Палачом. Это, в какой-то степени, можно понять. Во спасение собственного благополучия и  даже жизни. Но не всем осужденным могли предложить такой выбор. Для этого необходимо было, чтобы место палача было вакантно,   

В истории поколений Палачей Самсонов случалось всякое.  «Работа», как правило была всегда, но было и такое. Известен достаточно забавный факт бесславного ухода из профессии французской династии одного из них.

В Париже долгое время никого не казнили. Сдельная работа Палача?  Возможно. Поэтому палач Клемон -Анри Сансон сидел без денег и влез в долги. Самое лучшее, что придумал Палач,  как заложить гильотину. Но,  как только, он это сделал, по иронии судьбы, сразу появился «заказ». Сансон умолял ростовщика вернуть гильотину на время. Однако, тот был непоколебим. И Палача уволили. Не столь серьезное наказание, какое он заслужил за годы своей «работы». А династия продолжала свой скорбный путь судьбы. 

Из дневника последнего Палача династии Сансонов:  «Позвонив, я велел принести себе чашку воды, и перед ликом Господа Бога, все читающего в наших сердцах и в глубочайших тайниках нашей совести, торжественно умыл руки, которым уже не придется быть запятнанными кровью себе подобных.
Кто ввел в наше поколение зловещее наследие, передать которое мне, благодаря Господу Богу, некому?. Я вспомнил ряд своих предков, в числе которых даже семилетний ребенок не имел пощады. Прадед мой, Шарль-Баптист Сансон, родившийся в Париже 19 апреля 1719 года, вступил в должность своего отца 2 октября 1726 года.   Но было невозможно, чтобы ребенок его лет сам мог выполнять такую обязанность, на которую был обличен. И потому  Парламент дал ему в помощники палача по имени Прюдом, требуя, чтобы  ребенок, хотя бы присутствовал при всех казнях, совершавшихся в то время. Всего лишь для того,чтобы придать им законный вид  в истории эшафота.…Что касается меня, то я уже принял решение. Я спешил продать старый дом, в котором семь поколений моих предков провели свою жизнь в презрении и унижении».

И еще в дневнике есть запись о том, что после его ухода сразу несколько человек стали  искать возможность занять это место.
Говорят «свято место не бывает пусто». Оказывается, не только святое мместо
Что означает для семи поколений Палачей служение не Богу, а Дьяволу? И утешал ли каждый из них себя тем, что служит Родине?   Или  обвинял в этом Судьбу?      
 
Судьба? Возможно, но как говорил Лафантен, «Мы встречаем свою судьбу на пути, который избираем, чтобы уйти от нее».  Добровольно  не ушли. Не могу утверждать, что не смогли.  Но  уверенно говорю, что это необычная категория предательства.
Есть предательство друга, родственника, близкого человека. Помнит история и  тяжкие предательства Родины.  Были иезуиты, убийцы, нацисты. Тяжкие жестокие категории людей. Но еще более жестокой, непостижимой для моего  понятия, - предательство Человечества. Попрание святых христианских заповедей -"не убий", "не навреди другому", "возлюби ближнего своего".

Такой и была вся  нечеловеческая жизнь семи поколений Палачей Сансонов.


Рецензии