рец. - Русские и немцы в Палестине

Русские и немцы в Палестине
Геннадий Шлаин


          Непросто было решиться на написание данного материала, поскольку понимал, что пытаюсь соединить трудносовместимые явления. Совсем не ставилась цель дать ДЕТАЛЬНОЕ описание двух достаточно известных страниц в истории освоения Святой Земли русскими крестьянами-субботниками и немецкими темплерами. (Для интересующихся - на просторах Интернета существует множество сайтов по этой тематике). Сделана попытка увидеть их общие и различные черты, а также показать, как по-разному можно вести себя на новых землях и как по-разному может сложиться судьба поселенцев на новых условиях.

Введение

            В 1517 году турки-османы изгнали мамлюков (правящий клан Египта) из Палестины, установив там свою власть. Несмотря на то, что официальной верой Османской империи был ислам, другие религии вполне мирно существовали рядом с ним на этой территории. Святая Земля (Земля Израиля или Эрец Исраэль) является таковой не только для еврейского народа, исповедующего иудаизм, но и для приверженцев христианской религии. Неудивительно, что на протяжении последних трёх столетий не прекращались попытки некоторых христианских общин и отдельных христианских семей переселиться в эти места.
 
      Одной из первых, в обозримом прошлом, прибыла из Ливана в Галилею (северная часть современного Израиля) и обосновалась тут в древнем поселении Гуш-Халяв община христиан–маронитов. Они занялись сельским хозяйством, и по сей день местные маслины и произведённое из них оливковое масло считаются лучшими в стране. Маронитов сейчас немного – около 2,000 человек, живут там же, действует в посёлке и большая новая церковь.

          В 1821 году американская пресвитерианская церковь отправила в Эрец Исраэль своих представителей с целью проверки возможности осуществить "крестовый поход мира". Идеологи данного христианского направления мечтали уничтожить "гражданские" элементы власти на Святой Земле, уменьшить роль ислама и создать теократическое государство для трёх основных мировых религий. С этой целью посланцы из-за океана проводили многочисленные проповеди в европейских странах, призывая христианскую паству к переселению на Святую Землю. Однако, инициатива быстро заглохла, не найдя достаточно последователей.

       Первая серьёзная попытка организованного поселения, базирующегося не только на вере, но и на производительном труде, была сделана членами американской секты "Церковь Мессии" в 1866 г. Тогда 156 переселенцев из Штатов, большинство из которых были заводскими рабочими или ремесленниками, разместились юго-восточнее Яффо. Учитывая местные особенности, предприимчивые американцы, кроме немалых денежных средств, привезли даже материал для постройки деревянных домов. Вскоре, после столкновения с восточной реальностью, начались первые разочарования. Видя страстное желание новоприбывших поселиться в Палестине, турецкие власти заломили высокие цены за земельные наделы, и значительная часть финансовых средств была сразу потрачена.
       Большинство этих христиан не имели опыта работы на земле и, нанимаемые арабские рабочие, понимая их трудности, требовали непомерно большую зарплату. Деньги быстро таяли. Бытовых проблем было не меньше, чем производственных: появились такие болезни, как трахома, малярия, дизентерия. День за днём усиливалось отчаяние, исчезало сплочение общины, появилось разочарование молодёжи в целесообразности переезда. Первый собранный урожай был весьма скудный и не покрыл даже половины затрат. К тому же, выяснилось, что рабочие-арабы обманывали своих работодателей, используя для посева неподходящее зерно. Этим они препятствовали усилиям американцев закрепиться на земле Палестины. Уже через год больные, усталые, а, главное, разочарованные в своих благих помыслах, члены секты, с помощью правительства Соединённых Штатов, вернулись домой.

Субботники

        Религиозное движение субботников появилось в Центральной России в конце 18-го века. Все члены этой секты днём отдыха считали субботу (а не воскресенье), признавали Божество в одном лице (а не Троицу), отрицали иконы и священнослужителей, чтили авторитет Ветхого завета. В 1826 году по указу Синода многие субботники были выселены в предгорья Кавказа и Сибирь. В зависимости от места проживания различались их взгляды на обряды, признание Иисуса, Мессии и Талмуда. В том же указе Синода говорилось, что "существо секты не представляет полного тождества с еврейской верой". К началу 20-го века общины субботников существовали в тридцати губерниях Российской империи и насчитывали десятки тысяч человек. Вступая в контакты или браки с евреями и караимами, члены секты не стремились к полной ассимиляции, называя себя "герами".
       Все исследователи, при знакомстве с субботниками, отмечали их трудолюбие, грамотность, исполнительность в отношениях с властями, отсутствие пьянства, разврата и нищеты.
       Когда на российских просторах в конце 19-го века появились посланцы из Палестины, призывающие евреев переселяться на Святую Землю, среди субботников нашлось немало желающих отправиться туда.

К У Р А К И Н Ы

       Одним из первых смельчаков, не побоявшихся переехать в неведомые земли, был крестьянин из села Солодники Астраханской губернии Агафон Куракин. Он решил ещё до прибытия в Палестину официально, в соответствии с обрядом, перейти в иудаизм. Вместе с женой и двенадцатью (!) детьми приехал в Вильно (признанный центр сионизма), учился там какое-то время в ешиве (еврейское религиозное учебное заведение), постигая основы иудейской религии, а затем прошёл гиюр (обряд перехода в еврейство). После этого, в 1898 году, уже под новым именем Авраам, Куракин со всей семьёй отправился на Святую Землю. Он ехал в составе большой группы евреев-репатриантов, чтобы вместе с ними строить жизнь на новом месте.
      В 1901 году Авраам Куракин получил свой первый земельный надел. Это была выжженная солнцем пустошь, которая никогда не обрабатывалась. Плуг с трудом вгрызался в песчаный грунт, а первые колоски, едва пробившись к свету, дрожали от сухого ветра. Поскольку еврейские поля и фермы подвергались постоянным нападкам арабских бандитов, один из сыновей Авраама, Ицхак, вступил в еврейский отряд самообороны "Ха-Шомер"("Страж").
     Сын Ицхака Реувен пошёл по стопам отца и погиб в одной из схваток с арабами.
       Другой потомок Авраама, Менахем Куракин, не думал о военной карьере и с детства тяжело работал на родительской ферме. Но в 15 лет изменил свою судьбу, вступив в еврейскую подпольную организацию "Хагана" ("Защита"). Достойно проявив себя там, он был направлен на курс подготовки морских коммандос.
Во время Второй мировой войны британское правительство договорилось с "Хаганой" о совместных операциях против нацистов. Менахем был включён в состав группы из 23-х еврейских и британских спецназовцев. Им предстояло атаковать штаб пронацистского режима Виши в Ливане. В январе 1941 года корабль с коммандос отправился в Триполи. Однако операция сорвалась и все бойцы, включая Менахема, погибли в неравном бою.
       Уже после войны, в 1948 году, сражаясь за существование, только что провозглашённого Израиля, погиб при прорыве арабской блокады Иерусалима ещё один из рода Куракиных, 18-тилетний Рафи Коэн.
       Правнук Авраама, Авраам Авигдоров, остался без отца в возрасте шести лет. Отец также погиб в стычке с арабами. В 16 лет, вместе с одноклассниками по сельскохозяйственной школе, он вступил в "Пальмах" (боевые отряды "Хаганы"). В марте 1948 года, пожертвовав собой, он уничтожил конвой, который вёз из Ливана оружие арабам в Палестину. Выжив после трёхнедельной комы, Авраам вернулся в строй и много лет работал в министерстве сельского хозяйства.  Авигдоров был удостоен звания Героя Израиля (один из сорока награждённых за всю историю страны).
         Морской десантник Арье Куракин стал четвёртым поколением основателей семейной династии на Святой земле. Соответственно, его сын Йоси – пятым.
          Йоси родился в 1964 году, рос спортивным мальчиком и с детства готовил себя к военной службе. В десятом классе окончил курсы боевых пловцов и в 1983-м был призван на срочную службу. Он пошёл по стопам отца и сразу попал в отряд морских коммандос.
Йоси последовательно шёл по ступеням военной карьеры: срочная служба, офицерские курсы, командир взвода, командир роты морского спецназа. В тридцать один год получил звание подполковника. Выполнял множество ответственных боевых задач. Осенью 1997 года Израиль содрогнулся от страшного известия: в тылу врага, на ливанском побережье погибла группа спецназа морских десантников, возглавляемая подполковником Йосифом Куракиным. Они попали в засаду, приняли неравный бой, сражались до конца и погибли как герои.
        В 2003 году в день празднования 55-летия Израиля, почётное право зажечь символический факел на горе Герцля доверили восьмилетнему Нево Куракину, сыну Йоси. Через десять лет этот мальчик был призван на военную службу, которую проходил в роте морских коммандос.
       На сегодняшний день число потомков семьи Куракиных в Израиле уже превышает тысячу человек.
 
А Г Е Е В Ы

         В 1923 году на территорию тогдашней Палестины из деревни Косачёвка Смоленской области переехал 39-летний Родион Трофимович Агеев с женой Екатериной Петровной и 4 детьми. В российской армии он дослужился до унтер-офицера. Приняв иудаизм супруги получили новые имена – Элиша и Ривка. Все дети Агеевых активно участвовали в жизни поселенцев и героически защищали новую родину. Один сын был в "Хагане", другой отправился добровольцем в Еврейскую бригаду (национальное воинское соединение в составе британской армии в годы войны). Третий сын поселенцев из Косачёвки Яков служил в роте морского десанта, а дочь Дора была в бригаде водителем грузовика.
        В недавнее время появились новые факты из жизни этой семьи. Илан, внук Родиона и Екатерины (сын Шломо Агеева), проживающий в приморском Ашдоде, уже в зрелом возрасте начал интересоваться историей своей семьи. В 1995 году, в составе группы специалистов по спутниковой связи, он находился в командировке в Подмосковье. Доброжелательность людей, русская культура, музыкальность языка, который немного слышал в детстве, возбудило в нём желание воссоздать полузабытую историю семьи Агеевых. Через некоторое время Илан отправился в Смоленскую область. К сожалению, сама деревня Косачёвка была уже (после перестроечных катаклизмов) заброшенным нежилым местом, но в соседних сёлах проживало немало Агеевых, переселившихся из родимого места деда.
        От этих людей Илан услышал историю о том, как во время немецкой оккупации семья Прокофия и Лидии Ивановых из этого села укрывала в доме раненного еврейского подростка Лёву Гуревича. В один из дней, видимо по доносу, в их дом ворвались немцы. Мальчика они не нашли, но забрали в гестапо Лидию Петровну и младшую дочь Люсю. Назад мать и дочь уже не вернулись. По словам бывших косачёвцев, семья Ивановых и семья Агеевых, уехавшая в далёкую Палестину, были родственниками. В Израиле Илан продолжил поиски и обнаружил, что Лев Гуревич выжил, в 90-е годы репатриировался в Израиль и живёт в городе Йокнеам. При личной встрече он рассказал Илану, что слышал от своих спасителей историю про выезд их близких в Палестину. Поведали они ему об этом потому, что убитая немцами Лидия Петровна была родной сестрой бабушки Илана (жены деда Родиона), Екатерины Петровны. Сегодня имена спасителей еврейского мальчика высечены на мраморной доске в Иерусалиме в институте "Яд Вашем", в их честь посажены деревья на Аллее праведников мира.

Д У Б Р О В И Н Ы

       Андрей Кириллович Дубровин (1831-1935) был мелким помещиком и имел свою землю в с. Заплавное, 40 км южнее Царицына (Волгограда). Был он православным, но соблюдал субботу. Часто общаясь с евреями Царицына, он всё больше проникался иудейской религией, в которой есть только один Всевышний. Затем начал тесно общаться с местным раввином и поменял своё имя на библейское – Йоав. Женился на девушка из семьи субботников Гришиных, стал отцом трёх дочерей. В 27 лет он овдовел, но затем женился на младшей сестре покойной супруги (в еврейских семьях так было принято), которая поменяла имя Авдотья на Рахель. Чтобы вернуть отступника в лоно православия, местные власти применяли разные методы, вплоть до погромов его небольшого поместья по субботам.
     В Ковно (Каунасе) Йоав Дубровин, при содействии равина Ицхака Спектора, проходит полный гиюр по Галахе (свод религиозных правил) и знакомится с сионистской организацией "Ховевей Цион"("Почитатели Сиона"). У него появляется идея переезда на Святую землю. Для начала, в 1903 году, в Палестину приезжают сын и брат Йоава -  Ицхак и Реувен, а также племянник Даниэль Назаров. Все они поселяются в Петах-Тикве. Через три года в 1906 году прибывает вся остальная семья: сам Йоав с Рахелью, сын Яков с женой Сарой, дочери Дина, Ципора, Ехудит и сын Эфраим.
      Семья поселяется в Бейт-Гане и начинает хозяйствовать. Из-за болезней за два года умирают четыре члена семьи. В 1909 году Дубровины за личные деньги покупают участок земли в 650 дунам (65 га) и строят там ферму. Это было открытое место неподалёку от посёлка Есод а-Маале, и никакой охраны тут не было. Однако, зная бесстрашие и решительность хозяев фермы, арабы не решались нападать на неё. Выращивая фрукты и овощи, разводя кур, уток, лошадей и коров, труженики из России добились впечатляющих результатов. В 1922 году на сельскохозяйственной выставке Йоав представил самого тяжёлого быка Галилеи (северная часть современного Израиля), а через пять лет, на подобном мероприятии, все восхищались его зёрнами хумуса (бобовое растение) размером с голубиное яйцо (2-3 см) при обычной их величине в полсантиметра.
        Но даже такое упорство не могло справиться с малярийными комарами, обитавших в несметном количестве в прилегающих болотах долины Хула. Даже на картах времён британского мандата это место называется "болото Дубровина". Болезнь убивает сыновей Якова (22 года) и Авраама (37 лет), а затем и двух внуков главы семьи.
      В возрасте 94-х лет Йоав вместе с женой и семьёй младшего сына Эфраима перебирается в Рош-Пину, а несколько обитателей фермы - в Метулу. На месте остаётся только одинокий сын Ицхак. Несмотря на годы, Дубровин на новой ферме разводит кур, гусей, коз. У него три коровы и стадо овец. Но судьба не щадит его. От укуса какой-то мухи умирает сын Эфраим, а через три месяца во время преждевременных родов не стало и жены Эфраима Эстер. Йоав и Рахель были вынуждены растить внуков: семилетнего Якова и восьмилетнюю Рут. Через пять лет умерла Рахель и столетний Дубровин остаётся один с подросшими внуками. Свой жизненный путь он окончил в возрасте 104-х лет, успев вырастить и Якова, и Рут.
       Сын Ицхак так и жил в Есод а-Маала, и при переезде в дом престарелых (в возрасте 92-х лет) завещал землю и усадьбу государству Израиль. В 1986 году, после реставрационных работ, тут открылся музей "Ферма Дубровиных".

      После Гражданской войны в 1921 году группа субботников создала свою общину на новом месте в селе Ильинка Воронежской области. Там же появилась сельхозкоммуна "Еврейский крестьянин", которая впоследствии вошла в крупный колхоз "Россия". Так и жили на земле эти добросовестные труженики иудейского вероисповедания. При всеобщей паспортизации в СССР в 50-х годах большинство из них записались как евреи. Когда в 70-х появился тонкий ручеёк отъезжающих в Израиль, субботники присоединились к нему, воплощая в жизнь мечту о жизни на Святой Земле. В последующие двадцать лет значительная часть жителей села Ильинка переехала туда на постоянное жительство. Большинство выходцев из этих семей проживают в Бейт-Шемеше (между Иерусалимом и Тель-Авивом).

      В 2004 году главный сефардский (выходцы из Северной Африки) раввин Израиля Шломо Амар постановил, что субботники не являются евреями и должны проходить ортодоксальный гиюр. Они были признаны христианской сектой, которая не попадает под действие Закона о возвращении. В 2014 году это постановление было отменено и признано право этих людей на иммиграцию в Израиль с получением статуса еврея.

       В посёлке Итав, в Иорданской долине, продолжают родословную субботников более сорока семей. Главой этой общины является Ури Кармели, чья дочь Яэль - офицер Армии обороны Израиля.
             До сих пор живут потомки субботников в Есод ха-Маала, что севернее озера Кинерет, где бегущая на север трасса № 90 вытягивается прямой линией к Кирят-Шмона и Метуле. В Бейт-Гане (он же Явниэль), раскинувшимся несколько западнее южной оконечности Кинерета также трудятся последующие поколения российских переселенцев. Ещё в одном живописном месте северо-восточнее библейского Назарета, в поселении с нежным именем Илания, немало семей происходят от русских субботников.
      А ещё трудятся, служат и растут на Святой Земле новые поколения Матвеевых, Евдокимовых, Протопоповых, Нечаевых, Сазоновых и других русских, принявших иудейскую веру,

ТЕМПЛЕРЫ

         В 60-х годах 19-го века на пустынных землях Палестины появляются немецкие религиозные идеалисты из секты темплеров. Это течение, вышедшее из среды протестантизма, основывалось на принципах и Ветхого, и Нового заветов. Его основатель Кристоф Хофман проповедовал скорое пришествие Мессии и призывал своих последователей встретить это событие на Святой Земле. Кроме того, каждый верующий должен построить в своей душе подлинно христианский храм через праведный образ жизни в семье и общине. Для общения с Богом им не нужны были церкви (кирхи) и все службы проводили в обычных домах, где духовными наставниками были старейшины общины, а не пасторы. Темплеры не планировали заниматься миссионерской деятельностью, а на собственном примере показать местному населению, что счастливыми можно стать только при достойном христианском образе жизни.
       Вот с такими благими помыслами прибывают в начале 1868 года в хайфский порт 26 молодых сектантов. Уже через несколько дней они начали пахать землю в районе Эмек Исраэль (обширная заболоченная равнина). Однако тяжёлый климат, неустроенный быт, а, главное, болезни подорвали их здоровье в короткий срок. После того, как умерло 12 человек, немцы сбежали в Нацерет, где только медицинская помощь в здании английской миссии спасла их от полного вымирания.
       Был сделан вывод, что живя в палатках на голых холмах, в окружении малярийных комаров, невозможно развитие сельскохозяйственных поселений. Поэтому, вторая группа сектантов, прибывшая в октябре того же года, сразу направилась в город Хайфу и, вместе с остатками первой группы, занялась созданием Немецкого квартала. Такой путь поселенчества оказался более приемлемым и уже в 1869 году темплеры приобрели земельные участки в Яффо, а в 1873 году в Иерусалиме. Места проживания выходцев из Германии резко отличались от окружающей действительности. Это были дома с лужайками на широких чистых улицах, с наклонными крышами из красной плитки. Открывались механизированные мастерские, мельницы, гостиницы для паломников. В немецких столярках строились первые брички, вышедшие на местные дороги, а затем налажено курсирование дилижансов из Яффо в Иерусалим и из Хайфы в Назарет. Была организована регулярная доставка недостающих материалов из Германии.
    Так к началу 20-го века существовало уже несколько сельских поселений и городских кварталов, созданных вторым поколением общины темплеров.
При этом немцы жили очень обособленно, с окружающим местным населением контактировали только в практических целях и при необходимости. Браки, естественно, заключались только внутри общины. Перед Первой мировой войной эта группа поселенцев процветала, увеличивая свои доходы от года к году.

        В начале 1916 года обострилась военная обстановка в районе Суэца, где турецкий корпус, возглавляемый немецкими офицерами, атаковал английские войска. Наступление провалилось, и англичане начали наступление на Иерусалим. В этот период темплеры были официальными поставщиками продуктов и мелкой амуниции для подразделений немецкой армии находившихся на Синае. Там же представители общины, в качестве инженеров, техников и прорабов, помогали германским войскам строить оборонительные сооружения. После захвата Палестины англичанами, темплеры, как граждане вражеского государства, были высланы в Египет в лагерь Хелуан возле Каира. Там они пробыли около двух лет, с 1918 по 1920 год. Британцы не очень хотели возвращать их на Святую землю и настойчиво предлагали переехать из лагеря прямо в Германию. Некоторые так и сделали, но большинство было против такого решения. Раз за разом изгнанники обращались к первому Верховному комиссару Палестины сэру Герберту Самюэлю с просьбами о возвращении. Они утверждали, что всегда жили в дружбе и сотрудничестве с местным еврейским населением и другими народами. Еврейская община это не опровергала и поддержала решение сэра Самюэля о возвращении темплеров и возврате им оставленного имущества.
      В последующем десятилетии (20-е годы) между темплерами и еврейским населением устанавливаются весьма добрососедские отношения. В освоении немцами пустынных земель евреи видели отражение своей поселенческой политики. Европейский менталитет выходцев из Германии был близок многим евреям, также прибывшим из стран этой части света. Трудолюбие, дисциплина и обязательность очень импонировали еврейским торговцам, ремесленникам и бизнесменам. Служащие барона Ротшильда, который вкладывал значительные суммы в еврейское освоение Святой Земли, передали немецким строителям большой подряд на возведение домов в Зихрон-Якове. Первым еврейским симфоническим оркестром, созданным в Яффо, руководил немецкий дирижёр из поселения Сарона герр Эфингер.

       Первые марши фашистов в городах Германии, на которых звучали и антисемитские призывы, вызвали смущение и неприятие со стороны членов общины темплеров. Однако через некоторое время стало заметно, что немцы стараются вежливо воздерживаться от дружеских, деловых и культурных связей с евреями. Многие объясняли это, ещё не прошедшим комплексом "побеждённых" в минувшей войне и относились с пониманием к отдельным фактам.
Тем не менее, торговые немецко-еврейские связи не рушились, врачи и инженеры обеих общин поддерживали деловые контакты, в еврейских школах организовывались экскурсии в немецкие поселения. Владельцы еврейских магазинов активно торговали немецкими товарами, в кинотеатрах демонстрировались фильмы из Германии. До 1933 года в немецких торговых точках и мастерских работало немало евреев. Даже в небольшом банке темплеров было 15 служащих-евреев.

       Назначение Гитлера рейхканцлером Германии не сразу нашло отклик у немцев Палестины. Несмотря на вопли радио из Берлина о том, что этот человек избавит страну от позора поражения в Первой мировой войне, сделает её великой, прекратит еврейское засилье в экономике и докажет избранность арийской расы, большинство немецких поселенцев заняло выжидательную позицию. Очень их беспокоило будущее, таких уже налаженных  экономических связей с евреями Палестины. К этому моменту на Святой земле колония выходцев из Германии насчитывала около 1500 темплеров, 400 лютеран и 150 католиков. Из Германии всё чаще стали приходить известия об агрессивных высказываниях лидеров нацистов в отношении евреев, об участившихся случаях бойкота и безнаказанного грабежа еврейских магазинов и предприятий. Однако, выходящая в Иерусалиме, газета общины темплеров в апреле 1933 года утверждает, что это ложные сообщения, исходящие из британской пропаганды. Тут же выражается надежда, что если даже и были подобные единичные случаи в "Новом Рейхе", то это не повлияет на хорошие отношения между двумя общинами в Палестине.

       Старейшины общины темплеров пытаются объяснить своим верующим, что агрессивность, ненависть к другим народам, проповедуемые нацистами, неприемлемы для христианской морали. Но из репродукторов и со страниц, доставляемых из Рейха, газет постоянно раздаются обещания фюрера стереть позор поражения 1918 года и вернуть Германии отобранные территории. Это всё очень нравится молодёжи, и на старейшин смотрят как на уходящее поколение.
       Создателем первых нацистских групп в Палестине был Карл Руф. Он родился в Хайфе, на рубеже 20-х и 30-х годов учился в Германии, где в 1932 году примкнул национал-социалистической партии. В этом же году в Палестине была создана первая ячейка, и в момент прихода Гитлера к власти она насчитывала всего 5 членов. Но уже к концу 1933 года Руф организовал группы сторонников Гитлера в Яффо (под началом Корнелиуса Шварца) и в поселении Сарона (руководитель – Сэм Хофман). Шварц быстро впитал в своё сознание новую идеологию, сместил Руфа с должности нацистского куратора в Палестине и стал местным духовным вождём гитлеровцев.

      Под влиянием этих событий среди евреев начала распространяться тенденция к бойкоту товаров из Германии и продукции, произведённой темплерами. Это особенно обеспокоило немецких торговцев и предпринимателей. К тому же, в Хайфе, Тель-Авиве и Иерусалиме происходили еврейские демонстрации протеста против преследования евреев в Германии.
         Тем временем всё больше эмиссаров прибывало на Святую Землю из Рейха, они же привозили массу пропагандистских материалов. Страсти внутри общины бурлили, необходимо было определяться: принять кровожадную идеологию новой власти в Германии, или стать изгоями, сохранив при этом верность христианским ценностям.   В мае 1933 года после лихорадочных споров и совещаний община темплеров в Палестине приняла решение о подчинении своей жизни принципам "гляйхшальтунга". Этот термин обозначал контроль правящей партии над общественными организациями и политическими процессами для борьбы с плюрализмом и индивидуализмом. Конечной целью было создание общества, полностью лояльного к политическому режиму Германии, в котором жёстко пресекаются любые оппозиционные настроения. Таким образом, немецкие поселенцы Палестины перешли от христианской идеологии к идеологии нацизма.

         Еврейское население на Святой земле, видя всё это, проникалось антинемецкими настроениями.  Бойкот немецких товаров вступил в силу, последовали отмены заказов на немецких предприятиях, транспортные конторы прекратили использование немецких кораблей. Из-за потери клиентов начали закрываться превосходные пекарни, рынки не брали на продажу цветы немецких оранжерей, тяжело пострадали молочные хозяйства темплеров и другие отрасли их деятельности.
       Не обошлось и без насильственных действий. В том же мае 1933-го группа евреев подняла свой бело-голубой флаг над зданием немецкого консульства в Иерусалиме, а затем покрыла стены антинацистскими надписями. На территории консульства в Яффо был сорван флаг со свастикой, а в еврейский праздник Лаг ба-Омер на традиционных кострах жгли книги и газеты фашистского содержания.
        Однако вирус нацизма продолжает распространяться в среде темплеров. Летом 1933 года членским билетом партии владеют уже 42 члена общины. Антиеврейскую позицию гитлеровской идеологии необходимо было поддерживать и распространять, а кто как не арабы могли стать опорой в этом деле. Поэтому, несмотря на свою малочисленность, новые нацисты начинают встречаться в арабских сёлах с образованными молодыми арабами, будущими лидерами этого народа.

       На берега Средиземного моря увеличивается поток "туристов" из Германии. На деле, это, в основном, нацистские пропагандисты, напичканные различными брошюрами и инструктирующие местных активистов, как организовывать новые партийные ячейки, а, главное, как действовать в отношении немцев, не приемлющих нацизм. Результаты таких визитов проявляются незамедлительно. Уже к концу года появляются сообщения о нападениях и поджогах хозяйственных построек на фермах таких немцев, отравлениях скота, о бросании камней в окна их домов. Детей пытаются настроить против родителей. Какие-то люди, представляющиеся сотрудниками немецких консульств, намекают на определённые меры, что будут приняты против, проживающих в Германии, родственников "строптивых" темплеров.
        Напряжённость в отношениях с евреями нарастает. Портовые рабочие в Хайфе отказываются разгружать немецкий корабль "Синус", поскольку на нём развевается флаг со свастикой. В рождественскую ночь были забросаны камнями окна консульства Германии в Иерусалиме. Возникает опасность вооружённых действий против немцев со стороны еврейского подполья ("Хагана", ЭЦЕЛЬ).

      В апреле 1934 года нацистское приветствие "Хайль Гитлер" между членами общины темплеров было уже общепринятым. При этом её лидеры объясняли, что такие слова не являются провокацией и не должны никого оскорблять, а только отражают духовную основу немцев Палестины. В рядах партии насчитывалось уже 240 человек. Британская администрация усилила проверку "туристов" из Германии, поскольку выявляла среди них всё больше гитлеровских агентов, но многие ухитрялись въезжать в Палестину через Египет. Часто в их багаже было несколько чемоданов, наполненных экземплярами книги Гитлера "Майн кампф" на немецком и арабском языках. Сами же пропагандисты не уставали повторять тезисы о том, что евреи хотят "вытолкнуть" арабов из Палестины, захватить их земли и святые места. При этом добавляли, что только немцы способны спасти мусульман от такой участи.
        Полиция Иерусалима получила сведения о том, что арабские националисты планируют создать "Нацистскую партию Палестины". Целью партии будет организация борьбы с еврейским населением при всесторонней поддержке властей Германии. Всё больше изображений свастики появлялось в арабских сёлах, а арабские газеты посвящали целые страницы описаниям прекрасной жизни на территории Рейха.

       В 1935 году в Яффо был созван слёт "Гитлерюгенда" Палестины, в работе которого участвовали 200 молодых людей из всех немецких поселений. На слёте были избраны 70 делегатов на всегерманский съезд этой организации.
        Робкие попытки старейшин общины напомнить о христианских основах немецкого общества на Святой Земле были окончательно пресечены Готхлифом Вагнером на собрании в Яффо. По его словам, необходимо отождествить веру в Бога с верой в принципы нацистской партии. Другой лидер общины, Бальдор фон Штрайх, утверждал, что тот, кто служит Германии, тот служит и Богу.
     В 1936 году из Германии в немецкое консульство в Иерусалиме и в местное отделение партии приходит указание из Берлина о призыве юношей в ряды вермахта. Призыв должен проходить в день рождения фюрера с произнесением клятвы на верность ему.
      В этом же году начинается арабский мятеж в Палестине против евреев и британских властей, который сопровождается полугодовой арабской забастовкой. В полицию поступают косвенные данные о финансовой поддержке мятежников со стороны немецкой общины, о нелегальных поставках оружия, о тренировке террористов инструкторами из Германии. Но на следующий год уже появляются точные факты: оружие и мины для арабов, в немалом количестве, производятся в немецких мастерских и фабриках Палестины.
      
        Через два дня после немецкого нападения на Польшу, Британия объявляет войну Германии. Члены общины темплеров за один день превращаются в граждан вражеского государства и подлежат изоляции (интернированию). Это был длительный и достаточно либеральный процесс, в результате которого в четырёх огороженных поселениях было сконцентрировано чуть более тысячи человек и около семисот отправлены на корабле в Австралию.
 
      Сразу же после окончания военных действий в Европе, руководство Еврейского агенства в Лондоне обратилось к правительству Британии с официальным посланием. В документе содержалась просьба не давать разрешение на возвращение в Палестину бывшим немецким поселенцам, находящимся в Германии и Австралии. Кроме того, предлагалось переправить в Германию поселенцев, содержащихся в Палестине. Эта просьба была удовлетворена.
       На сегодняшний день потомки немецких христианских поселенцев, осваивавших Палестину, проживают, в основном, в Германии (район Штудгарта) и в Австралии.

        Использованные источники:
 --- Е. Озеров "Жизнь и судьба темплеров". Журнал "Мир путешествий". Ноябрь, 2009.
--- Д. Маркиш "Тринадцатое колено". Журнал "Лехаим" №5, 2007.
--- Х. Кнаан "Пятая колонна" (1933 – 1945) (на иврите). 1968
---Н. Манн "Сарона в годы борьбы" (1939 – 1948) (на иврите). 2009
--- Г. Шлаин "Появление и крах нацизма на Святой Земле"   Сайт "Проза.ру" 2020.
--- Статьи "Википедия". Интернет   
      
      
  Написать рецензию
.............................
Cпасибо за научный труд-
хоть много в общем знал и ране
о героизме и о драме-
в семье пусть каждой оживут
те первые- одной рукой
пустыню к жизни возрождали,
держа оружие в другой !..

С уважением-
Эдуард

КАРТА ПОДМАНДАТНОЙ ПАЛЕСТИНЫ,
где две трети подло переданы
Британией ставленнику Абдуле
под пару сот тысяч кочевников


Рецензии