США и Курилы, 1941-1945 гг

До 1855 года на Курильские острова претендовали Россия и Япония, пока в этом году претенденты не заключили Симодский трактат, согласно которому южные острова (Кунашир, Итуруп, Шикотан и острова Хабомаи, на которые по сей день претендуют японцы) отходили Японии, остальная часть островной гряды отходила к Российской империи, а Сахалин становился совместной собственностью обеих государств. По Санкт-Петербургскому договору 1875 года в обмен на Сахалин Россия передала японцам все права на Курилы.
Особого значения Япония своему новоприобретению не придавала, к августу 1945 года гражданское население Курил, занятое рыболовством, составляло всего лишь около 18 тысяч человек, практически полностью проживавшее на южных островах.
Все изменилось с началом Второй мировой войны на Тихом океане. Авианосное соединение, атаковавшее Пирл-Харбор, вышло в этот поход из бухты, расположенной у восточных берегов острова Итуруп.
В начале июня 1942 года от берегов острова Парамушир, расположенного всего лишь в 38 километрах от советской Камчатки, к Алеутским островам направилась японская эскадра для захвата островов Атту и Кыска. Это была единственная часть территории США, оказавшаяся в руках неприятеля в ходе Второй Мировой войны. Впоследствие на Парамушир было эвакуированы японские десантники с Алеутов, почти год удерживавшие захваченные острова.
Ответ американцев не заставил себя долго ждать - 10 июля 1943 года вылетившие с Атту бомбардировщики нанесли удар по Парамуширу. Интересно отметить, что американские летчики получили карты советских аэродромов на Камчатке на случай аварийной посадки, несмотря на то, что СССР старался придерживаться строгого нейтралитета, чтобы не провоцировать японцев.
11 августа 1943 года 25 американских бомбардировщиков, направлявшихся для бомбардировки Парамушира и Шумшу, были атакованы японскими истребителями, которые подбили 19 «летающих крепостей». Один из «Либерейторов» совершил вынужденную посадку в тридцати километрах севернее Петропавловск-Камчатского.
12 сентября у камчатского аэродрома Елизово приземлилось сразу семь американских самолетов, поврежденных при налете на остров Шумшу. Всего же за время Второй мировой войны на Камчатке приземлилось 32 поврежденных американских бомбардировщика, а несколько десятков разбились в камчатской тайге или утонули у берегов полуострова. На камчатской земле оказалось 246 летчиков из США, которые были интернированы. Стоит отметить, что только один летчик, попавший в японский плен на Курилах, остался в живых.
Экипажу одного из Б-24, подбитого японскими истребителями при бомбардировке северных Курил 18 ноября 1944 года, пришлось пережить трагические дни после аварийной посадки на безлюдном камчатском берегу в ста километрах к северу от мыса Лопатка, крайней южной точки полуострова. Семеро из находившихся на борту летчиков были ранены, а на земле бушевала пурга. Только через пять суток удалось сбросить с самолета контейнер медикаментами, теплой одеждой, палаткой и продовольствием. И наконец, вечером 30 ноября до пострадавших добрался отряд из семи советских пограничников с двумя лошадьми для эвакуации раненых.
Последними американцами, нашедшими спасение на советской территории, были экипажи двух Б-25, подбитых над Курилами 17 июля 1945 года.
Случались потери и от «дружественного огня». Так, 28 августа 1944 года в 40 милях к югу от Камчатки американский бомбардировщик атаковал советский танкер «Эмба», приняв его за японский. Два моряка были ранены, один из них смертельно.
10 июня 1945 года советские зенитчики сбили Б-25, возвращавшегося на Алеуты после бомбардировки Курил и вошедшего в воздушное пространство над Камчаткой.
6 августа того же года два американских бомбардировщика атаковали советские пограничные катера у южного побережья Камчатки, посчитав их японскими. Ответным огнем один «американец» был сбит, пограничники потеряли 7 человек убитыми и 14 ранеными.
В июне 2021 года члены совместной экспедиции Русского географического общества и Экспедиционного центра Минобороны России обнаружили на Камчатке и частично идентифицировали остатки пяти американских самолетов времен войны.
Появление американцев на Камчатке стало неприятным сюрпризом для советского правительства, опасавшегося резкой реакции Японии. Для интернированных американцев был создан специальный лагерь под Ташкентом. Последняя группа из 36 американских летчиков прибыла туда с Камчатки в конце июля 1945 года. Интернированные «бежали» из лагеря и затем переправлялись в Иран, а оттуда возвращались на родину.
В США все возвращенные из СССР американские летчики подписывали обязательства о неразглашении, они уже не возвращались в свои части, никто не должен был знать об их пребывании в СССР. Их документы были настолько засекречены, что по окончании войны у многих возникли сложности с подтверждением статуса ветеранов боевых действий. Этот статус они получили только в 1986 году, когда правительство США официально рассекретило документы, касавшиеся спасения и пребывания американских летчиков на советском Дальнем Востоке в годы Второй мировой войны.
После начала американских налетов японцы начали экстренно наращивать ПВО Курильских островов - там было построено девять аэродромов, на которых базировались сотни самолетов. Летом 1944 года их количество на Курилах и Хоккайдо доходило до 500, но к весне 1945 года оставалось всего 18 истребителей на Парамушире и 12 бомбардировщиков на Шумшу. Кроме того, опасаясь высадки янки, на многих островах были построены довольно мощные оборонительные сооружения и размещены дополнительные военные силы. В начале августа 1945 года численность японских военнослужащих на Курильских островах составляла от 50 до 80 тысяч (по различным данным). И на самом деле, американские военные рассматривали планы использования Курил в качестве плацдарма для последующего вторжения на японские острова, но отказались от этого из-за сложных погодных условий в предполагаемых районах высадки (шторма, туманы и т.п.).
Примером может служить остров Матуа, который с 2003 года тщательно изучается совместными экспедициями Министерства обороны РФ и Русского географического общества. На острове японцы оборудовали три взлетно-посадочных полосы, причем две из них, длиной по 1570 метров и шириной по 35 метров были бетонированы, построили четыре ангара, подземные склады ГСМ и боеприпасов, сеть оборонительных сооружений.
В систему ПВО острова входили 12 зенитных орудий и две радиолокационные станции. Стрельбу орудий береговой артиллерии обеспечивали РЛС и прожекторы. 1 июня 1944 года эти орудия потопили американскую подводную лодку USS Herring (SS-233), ее останки на глубине 110 м обнаружила российская экспедиция в 2017 году. На острове 25 августа 1945 года без боя сдались в плен советским войскам 3795 японских солдат и офицеров.
Из протокола допроса командира 91-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Цуцуми Фусаки: «...Из других островов Курильской гряды исключительное значение имеет о. Мацува, расположенный в центре Курильской гряды и являющийся промежуточной авиабазой, а также базой для стоянки судов. С захватом этого острова может быть создана хорошая база для действий против Хоккайдо, а также перерезаются коммуникации с северными островами. Американцы были заинтересованы в этом острове, поэтому Япония держала там много сил и строила хорошую оборону. Этот остров оборонялся 41-м отдельным смешанным полком, который непосредственно подчинялся штабу 5-го фронта и не имел связи с 91-й ПД».
Вокруг острова Матуа родилось множество мифов. Наиболее оригинальные из них это 54-этажные подземные сооружения (и откуда такие сведения?) и снабжения острова топливом... немецкими кораблями. Не остается в стороне и уважаемая Википедия:
«Тайн здесь очень много, и одна из них - возможная работа японцев на Курилах над химическим и бактериологическим оружием. Подводные лодки и рейдеры вермахта приходили на Курилы, косвенно это могут подтвердить даже пустые немецкие бочки тех лет, которые находят на Матуа.»
«Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха, что косвенно подтверждают пустые немецкие бочки тех лет с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»).»
Но на самом деле, после войны осталось несколько миллионов таких бочек, они широко использовались в народном хозяйстве СССР, а также вооруженными силами. Так они и попали на Матуа.
Аналогично возникла и совершенно фантастическая легенда о базе немецких подводных лодок в устье реки Лена, тиражируемая СМИ и авторами ряда псевдодокументальных книг. И все это родилось из нескольких найденных там ржавых бочек с надписью “Kraftstoff Wehrmaght”!
С апреля 1944 до августа 1945 года американская авиация с Аляски, в основном бомбардировщики Б-24 и Б-25 28-й авиагруппы, бомбили Курилы ежедневно. О масштабах этих налетов говорит тот факт, что только над Матуа было сбито около 50 американских самолетов.
Район Курильских островов не обделили своим вниманием и американские подводные лодки и надводные корабли. Начиная с июля 1942 года подлодки начали действовать у берегов Курил. С 1944 года японцы теряли около 10% людей и грузов при морских перевозках с японских островов на Курилы. Так, 9 июля 1944 года SS-281 Sunfish потопила войсковой транспорт «Тайхей Мару» (6284 GRT). Из находившихся на борту 2000 военнослужащих погибло 956. У берегов Курильской гряды американские подводники потопили десятки кораблей и судов противника.
Лодки атаковали не только морские цели, но и береговые объекты. 15 июня 1943 года SS-167 Narwal обстреляла остров Матуа, а 26 июля 1945 года SS-220 Barb во время своего двенадцатого боевого похода выпустила 127-мм ракеты по лесопилке и судоверфи в Шибеторо на острове Кунашир.
Надводные корабли оперативных соединений TF-94 и TF-92 с 4 февраля 1944 до 12 августа 1945 года вели регулярные артиллерийские обстрелы островов Парамушир и Матуа, а также атаковали японские конвои в районе Курил. Примером последнего могут служить действия четырех эсминцев оперативной группы TG-92.2, которые с 26 по 30 июня 1945 года потопили 4 патрульных корабля и 2 транспорта.
Выделяемые для обстрелов оперативные группы (TG) состояли из 1-3 легких крейсеров и нескольких эсминцев.
Первый обстрел Парамушира 4 февраля 1944 года выполнила TG-94.6 в составе крейсеров Raleigh (CL-7) и Richmond (CL-9), а также четырех эсминцев. Обстрелу подверглись две японские артиллерийские батареи и аэродром, где были уничтожены ангар и несколько казарм. Было также потоплено стоявшее на рейде небольшое судно. Это стало своеобразной местью крейсера Raleigh, получившего тяжелые повреждения от японской торпеды в Пирл-Харборе.
11 и 12 августа 1945 года, уже после начала советско-японской войны, американцы нанесли свои последние удары по Курильским островам. Вышедшая из базы на острове Атту TG-92.2  в составе двух крейсеров и двенадцати эсминцев обстреляли острова Матуа и Парамушир. Снаряды, выпущенные крейсером Concord по Парамуширу 12 августа стали последней боевой стрельбой американских ВМС во Второй мировой войне.
18 августа началась Курильская десантная операция войск 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота СССР, продлившаяся до 1 сентября. Японцы оказали сопротивление только на острове Шумшу, вероятно следуя приказу о капитуляции от 16 августа:
«... Однако если в период прекращения военных действий противник попытается продолжить наступление, разрешается вести необходимые боевые действия с целью самозащиты.»


Рецензии