Гуманитаризм

     Мы не Грета Тумберг. Она, несмотря на то что ещё не закончила даже церковно-приходскую школу, умнее нас. Да, какой бы развитой ни была человеческая философия, она так ещё и не научила ни обычных людей, ни мыслителей чётко различать явления ИДЕОЛОГИИ и УКЛАДА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЖД) людей. Это, оказывается, нужно делать сейчас.

     А между тем ИДЕОЛОГИЯ и УКЛАД отличаются, прежде всего, тем, что одно из этих двух явлений древнее другого. Предположим, что УКЛАД древнее ИДЕОЛОГИИ.

     Если КУЛЬТУРУ считать ОТРЫВОМ от ПОВСЕДНЕВНОСТИ, то есть ПОДЪЁМОМ людей к какие-то ЭМПИРЕИ, - высокие НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ (или бытия), то УКЛАД ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей представляет собой ЕСТЕСТВЕННОЕ явление.

     И тогда ИДЕОЛОГИЯ, которая появляется благодаря ОТРЫВУ людей от своей текущей ПОВСЕДНЕВНОСТИ, является НЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ, а ИСКУССТВЕННЫМ, то есть именно КУЛЬТУРНЫМ явлением.

     ИДЕОЛОГИИ, в отличие от УЖД (укладов жизни и деятельности, хозяйствования) людей, появляются если не после, то хотя бы одновременно с появлением и использованием в МАТЕРИАЛЬНОМ производстве МАШИН.

     Орудия РУЧНОГО, не машинного, не механизированного ТРУДА, являются частью ЕСТЕСТВЕННОГО, ДО ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО, УКЛАДА ЖИЗНИ и ТРУДА, обходящегося, в управлении людьми, без всяких ИДЕОЛОГИЙ.

     Монархам-правителям, получающим ВЛАСТЬ по наследству,  силу своего ПРОИСХОЖДЕНИЯ, и даже узурпаторам, незаконно захватывающим власти в государстве, ИДЕОЛОГИЯ была не нужна, нужна была или господствующая в государстве РЕЛИГИЯ или другие её варианты.

     РЕЛИГИЯ представляет собой часть ЕСТЕСТВЕННОГО для человека УЖД, - УКЛАДА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, хозяйствования.

     Весь семнадцатый век в Англии, с её буржуазной революцией и отсутствием МАШИННОГО УКЛАДА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, друг с другом сталкивались не ИДЕОЛОГИИ, а различные варианты РЕЛИГИИ.

     В восемнадцатом веке в Европе, прежде всего, в Англии и во Франции, появляются МАШИННЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ, хозяйствования и  ИДЕОЛОГИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ, в которой, как зародыши, содержатся все последующие ИДЕОЛОГИИ: 1)АНАРХИЗМ, 2)ГУМАНИЗМ, 3)КОММУНИЗМ, 4)КОНСЕРВАТИЗМ, 5)ЛИБЕРАЛИЗМ, 6)НАЦИОНАЛИЗМ, 7)РАСИЗМ.

     Девятнадцатый век стал веком удачных и неудачных попыток СОЕДИНЕНИЯ таких ИСКУССТВЕННЫХ, КУЛЬТУРНЫХ явлений, как ИДЕОЛОГИИ с такими УЖД (укладами жизни и деятельности людей), как 1)ГУМАНИТАРИЗМ, 2)ЕСТЕСТВЕННЫЙ, основанный на РУЧНОМ труде, УКЛАД ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 3)ТЕХНОКРАТИЗМ (или ТЕХНОЛОГИЗМ).

     Начнём рассмотрение УЖД с ТЕХНОКРАТИЗМА, с которыми К. Маркс и Ф. Энгельс попытались СОЕДИНИТЬ и, вполне удачно СОЕДИНИЛИ, именно КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ.

     ТЕХНОКРАТИЗМ или ТЕХНОЛОГИЗМ - это ИСКУССТВЕННЫЙ, КУЛЬТУРНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, хозяйствования, в котором ОРГАНИЗАТОРАМИ МАТЕРИАЛЬНОГО МАШИННОГО ПРОИЗВОДСТВА являются СОБСТВЕННИКИ СРЕДСТВ производства, а УПРАВЛЯЮЩИМИ производством ТЕХНОКРАТЫ или ТЕХНОЛОГОКРАТЫ.

     ТЕХНОКРАТАМИ (технологократами) являются люди с ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫМ и ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ образованием, а марксизм, как ИДЕОЛОГИЯ, созданный учёным-ГУМАНИТАРИЕМ К. Марксом, оказался вполне удачно СОЕДИНЁННЫМ с МАШИННЫМ, ТЕХНОКРАТИЧЕСКИМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей.

     Революционные народники, в России, создавая свою революционную ИДЕОЛОГИЮ, тк и не смогли определить УЖД, с которым их ИДЕОЛОГИЮ нужно было СОЕДИНИТЬ.

     Поражение в России РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ НАРОДНИКОВ объясняется, конечно, многими причинами, одной из которых является то, что сами народовольцы так и не выбрали тот УЖД (уклад жизни и деятельности), с которым они могли бы СОЕДИНИТЬ свою РЕВОЛЮЦИОННУЮ ИДЕОЛОГИЮ, - или с ЕСТЕСТВЕННЫМ, основанным на РУЧНОМ крестьянском ТРУДЕ, УЖД, или с ИСКУССТВЕННЫМ, КУЛЬТУРНЫМ МАШИННЫМ УКЛАДОМ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА города.

     Если бы народовольцы-революционеры выбрали, для СОЕДИНЕНИЯ со своей РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ, с КУЛЬТОМ ГЕРОЕВ-ОДИНОЧЕК, крестьянский, основанный,  прежде всего, на РУЧНОМ ТРУДЕ УКЛАД ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, то они могли бы стать ПРОПАГАНДИСТАМИ такого УКЛАДА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, как ГУМАНИТАРИЗМ или ЭКОЛОГИЗМ.

     Этот УКЛАД ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ плохо СОЕДИНЯЛСЯ с народовольческим индивидуальным террором, вот у народовольцев и не получилось стать или ГУМАНИТАРИСТАМИ, или ЭКОЛОГИСТАМИ.

     В случае выбора для СОЕДИНЕНИЯ со своей РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ МАШИННОГО ИСКУССТВЕННОГО, КУЛЬТУРНОГО УКЛАДА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, народники, как Г.В. Плеханов с его "Чёрным пределом", превращались в МАРКСИСТОВ - сторонников господства рабочего класса в границах ИНДУСТРИАЛЬНОГО, МАШИННОГО УКЛАДА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     АНАРХИСТЫ в России поступили проще, чем народовольцы-революционеры: в городе они СОЕДИНИЛИ свою ИДЕОЛОГИЮ АНАРХИЗМА с ИНДУСТРИАЛЬНЫМ, ИСКУССТВЕННЫМ, МАШИННЫМ УКЛАДОМ жизни, а в сельской местности, - с ЕСТЕСТВЕННЫМ КРЕСТЬЯНСКИМ, основанным на РУЧНОМ труде УЖД. И АНАРХИСТЫ тоже не победили.

     В двадцатом веке, после Первой мировой войны, соединение ИДЕОЛОГИ КРАЙНЕГО РАДИКАЛЬНОГО КОНСЕРВАТИЗМА с ИНДУСТРИАЛЬНЫМ МАШИННЫМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, привело к появлению фашистской идеологии и КОРПОРАТИВНОГО фашистского ГОСУДАРСТВА, как определённого УКЛАДА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ).

     В Германии ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ МАШИННЫЙ УЖД соединился с ИДЕОЛОГИЕЙ расизма, и получилась нацистская ИДЕОЛОГИЯ и гитлеризм, как УКЛАД ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ немецкого народа в течение двенадцати лет (с 1933 по 1945 год).

     В Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 годов гитлеризм, как УКЛАД ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ немецкого народа и некоторых других европейских народов был побеждён СОВЕТСКИМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, - ИНДУСТРИАЛЬНЫМ МАШИННЫМ УКЛАДОМ рабочего класса города и колхозного крестьянства, соединённым с КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МАРКСИСТКО-ЛЕНИНСКОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ И.В. Сталина.

     После Второй мировой войны соединение ИДЕОЛОГИИ ЛИБЕРАЛИЗМА с ИНДУСТРИАЛЬНЫМ МАШИННЫМ УКЛАДОМ привело, в Европе, к возникновению такого УЖД, как ЕВРОПЕИЗМ, а в США - АМЕРИКАНИЗМ.

     Так случилось, в современности третьего десятилетия двадцать первого века, что в мире АМЕРИКАНИЗМУ и ЕВРОПЕИЗМУ противостоят УКЛАДЫ ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Китая и России.

     И, если действительно АМЕРИКАНИЗМ и ЕВРОПЕИЗМ безнадёжно устарели или, хотя бы, испытывают жесточайший кризис, то замену им можно искать, например, в историческом опыте последних трёх десятилетий Китая.

     Если предположить, что на смену АМЕРИКАНИЗМУ и ЕВРОПЕИЗМУ, как УЖД, может придти такой УЖД, как ГУМАНИТАРИЗМ, то нужно рассмотреть его основные ПРИЗНАКИ, черты:

     1. Отказ от рассмотрения в качестве единственно возможной или господствующей СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ обществом и его хозяйствованием такой ИДЕОЛОГИИ, как КРАЙНИЙ РАДИКАЛЬНЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ.

     2. Признание того, что РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, как ПРОИЗВОДСТВО необходимых ЧЕЛОВЕКУ, еды, питьевой воды и других НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ продуктов, не исчезнет, пока существует ЧЕЛОВЕК,

     3. Осуществление, ГОСУДАРСТВОМ и ОБЩЕСТВОМ, такого КОНТРОЛЯ за РЕАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ, который обеспечивал бы БЕРЕЖНОЕ, ЩАДЯЩЕЕ, ЭКОНОМНОЕ отношение к ОКРУЖАЮЩЕЙ, человека, СРЕДЕ и ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ.

     4. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ искусства или ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ общества, рассматриваемая как, в первую очередь, СТРЕМЛЕНИЕ людей ВОСПРОИЗВОДИТЬ себя, как БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД, как ВИД ЖИВЫХ РАЗУМНЫХ СУЩЕСТВ.

     5. НАЛИЧИЕ ПРОПАГАНДЫ РАЗУМНОГО или РАЦИОНАЛЬНОГО отношения людей к ОБРАЗАМ своей ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, межличностного ОБЩЕНИЯ и своего ОТДЫХА.

     6. Обеспечение ЧЕЛОВЕКУ, государством и обществом, МНОГОСТОРОННЕГО и ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ его ЛИЧНОСТИ.

     7. Предоставление, для УПРАВЛЕНИЯ всеми сферами жизни общества, ВЛАСТИ только тем людям, которые её ДОСТОЙНЫ, а для этого должны быть разработана и действовать система выявления наиболее ДОСТОЙНЫХ ВЛАСТИ людей и ротации (обновления лиц на решающих, для общества и государства, должностях).

     Убеждать в том, что новый УЖД будет называться именно ГУМАНИТАРИЗМОМ, а, например, не СОЦИАЛИЗМОМ, мы не будем, потому что дело не в названии УЖД, а в его реальном содержании.

     Не будем пока никого УБЕЖДАТЬ, мы не Грета Тумберг, пусть она убеждает и даже поёт. А мы только определили возможные признаки нового УКЛАДА ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ людей.

     Названных СЕМИ ПРИЗНАКОВ определённого УЖД достаточно, чтобы отличать ГУМАНИТАРИЗМ от ГУМАНИЗМА, как ИДЕОЛОГИИ. Нет достаточных оснований для того, чтобы однозначно и решительно заявить, что с таким УКЛАДОМ ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ как ГУМАНИТАРИЗМ соединится именно ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА.

     Известной является точка зрения, что ЭКОЛОГИЗМ, как ИДЕОЛОГИЯ, более объёмная, чем ГУМАНИЗМ.

     А ГУМАНИЗМ является всего лишь одной, хотя и очень важной СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОЛОГИЗМА или КОСМИЗМА.

     В современном обществе остаётся много сторонников того, чтобы не сбрасывать со счетов АЛЬТЕРНАТИВЫ экологизму и космизму, как ИДЕОЛОГИЯМ, представляющим собой систему ВЗГЛЯДОВ о необходимости и способах сохранения окружающей среды, и занятии в Космосе, ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ, отведённого ему ПОЛОЖЕНИЯ.

     АЛЬТЕРНАТИВАМИ экологизму, как ИДЕОЛОГИИ, остаются КОНСЕРВАТИЗМ, КОММУНИЗМ, умеренный, а не крайний, не радикальный ЛИБЕРАЛИЗМ, и ТРАДИЦИОНАЛИЗМ. Он есть СТРЕМЛЕНИЕ выявлять и СОХРАНЯТЬ в новом УКЛАДЕ ЖИЗНИ и ДЕЯТЕЛЬНОСТИ не ИДЕОЛОГИЧЕСКИ НАВЯЗАННЫЕ, ИСКУССТВЕННЫЕ, а ЕСТЕСТВЕННЫЕ, для общества, ФОРМЫ его ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Многие современные мыслители именно ТРАДИЦИОНАЛИЗМ считают хорошо совместимой с гуманитаризмом, как УЖД, ИДЕОЛОГИЕЙ.

     ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ никому ничего не навязывают, а показывают ПРИМЕРЫ того, как СОХРАНЯТЬ в ГУМАНИТАРИЗМЕ, как в УЖД, ставшие, давно ЕСТЕСТВЕННЫМИ, ФОРМЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, - СЕМЬЯ, с МАМОЙ И ПАПОЙ, РЕШЕНИЯ, которые человек может принимать только по достижении им СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ, ОСОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свои поступки не только перед собой и спонсорами, но и перед ОБЩЕСТВОМ.       


Рецензии