История американского пародийного кино

Пародийное кино как жанр родилось позже большинства других комедийных жанров. И понятно почему. Первое, что необходимо для создания пародий на другие фильмы и целые киножанры, это наличие соответствующего объекта. Кино должно было подрасти, возмужать, расширив свою тематику и накопив массу штампов. После этого было необходимо дождаться появления благодарной аудитории, чтобы представить на ее суд кинопародию.

Правда, не все с моим утверждением будут согласны. Есть люди, которые полагают, что пародии появились уже на заре кинематографа. К примеру, из сохранившихся с той поры картин к таковым иногда относят «Кармен» (1915) Чарли Чаплина и «Три пройдохи» (1922) Макса Линдера (пародия на «Трех мушкетеров»). На самом деле их вряд ли можно назвать кинопародиями в чистом виде, поскольку данные фильмы брали за основу не столько ранее снятые киноленты, сколько широко известные литературные первоисточники.
 
Примерно то же самое наблюдалось в случае дуэта известных американских комиков 40-50-х годов Эбботта и Костелло, который переходил из одной комедии в другую. Среди них были «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна» (1948), «Эбботт и Костелло встречают человека-невидимку» (1951), а также еще несколько комедий, в которых встречались популярные персонажи массовой культуры (доктор Джекил и мистер Хайд, мумия).

Я полагаю, что эти фильмы в принципе не являются пародиями - даже на литературный первоисточник. Чтобы разобраться, почему это так, сначала нам необходимо выяснить, что такое кинопародия в точном смысле этого слова и чем она отличается от просто комедии.

Кинопародия – это комедия, которая высмеивает определенные фильмы (его эпизоды), киноштампы и целые жанры кинематографа. Ключевое слово здесь – «высмеивает». Если мы видим, что в комедии присутствует насмешка, а смех вызывает иная интерпретация ранее созданного в кинематографе (не в литературе!), то это точно кинопародия.

Но часто встречается и другое понимание пародийного кино. В этом случае к этому жанру относят комедии, которые просто используют сюжеты и персонажей ранее снятых фильмов, чтобы вызывать смех у зрителя. В этом определении пародии главное слово – «использует».

Проблема в том, что такое понимание пародии делает ее практически неотличимой от обычной комедии. Ранее названные мной фильмы с участием Чаплина, Линдера, Эбботта и Костелло были именно таким кино – авторы этих картин брали известных публике персонажей (Франкенштейна, мумию и др.), вставляли их в сюжет комедии, и пытались выжать из аудитории смех на этой основе.

Если брать более поздние примеры, то в памяти всплывает известная британо-американская комедия "Казино Рояль" (1967), которая не пародирует фильмы о Джеймсе Бонде, а представляет собой кинокапустник на шпионскую тему с тем же главным героем. Но в Википедии ее относят к пародийной комедии и причина этого очевидна, поскольку главным героем является герой популярной франшизы.

Подобная история произошла и с достаточно недавним фильмом на зомби-тематику - "Зомби по имени Шон" (2004). В Сети можно прочесть, что этот фильм пародирует киноленты о зомби. Я как таковой пародии над жанром там не заметил. Это действительно смешная комедия, но не пародия в точном смысле этого слова.

К кинопародиям следует относить те комедийные картины, которые откровенно насмехаются над фильмами, жанрами и киноштампами. Иначе практически любую комедию можно при желании объявить пародийной: те из них, которые используют тему романтической любви – это пародии над романтическими фильмами; рассказывающие о работе полицейских – пародии на полицейские фильмы и т.д. Этот путь - тупиковый.


Первые блины комом

Итак, если мы не будем причислять к кинопародиям все комедийные фильмы подряд, то, окинув беглым взглядом историю кинематографа, обнаружим, что рождение этого жанра произошло очень поздно. Первые попытки основать новый жанр мы найдем в европейском кино в 60-е годы 20 века.

Первыми в те годы в пародийном кино отметились британцы. Еще с конца 50-х почти ежегодно в кинотеатрах Туманного Альбиона появлялись комедийные фильмы из серии «Carry on» (название этих комедий обязательно начиналось с фразы: «Carry on»:  например, «Carry on Teacher», «Carry on Cruising»…). До конца 70-х их создатели наштамповали около трех десятков фильмов. Некоторые из них достаточно смешные, но лично я шедевров комедийного жанра среди них не встретил. Возможно потому, что режиссером этих картин был один человек – Джеральд Томас, а в главных ролях снимались практически одни и те же актеры: Кеннет Уильямс, Сидни Джеймс, Кеннет Коннор, Чарльз Хоутри, Джоан Симс. 

На русский «carry on» перевели «так держать». Из всех «такдержащих» картин некоторые вполне можно отнести к пародийным («Так держать, Клео» (1964), «Так держать, шпион» (1964), «Так держать, ковбой» (1965), «Так держать, продолжаем кричать!» (1966), «Так держать, не терять головы!» (1966), но при просмотре многих из них, которые формально являются пародиями на определенный жанр кино или фильм (например, «Так держать, Клео» явно базируется на пеплумах и «Клеопатре» с Лиз Тейлор), меня не покидало ощущение, что это просто комедии, а не высмеивание определенного жанра. Для тех, кто рос и креп на пародиях братьев Цукеров и Джима Абрахамса, пародийный запах от некоторых картин из серии «Carry on» такой слабый, что практически не ощущается.

Есть и другой недостаток у этих фильмов – по крайней мере, тех, которые мне удалось просмотреть: начало у «Так держать, Клео» (1964), «Так держать, ковбой» (1965) и «Так держать, продолжаем кричать!» (1966) бодрое и там есть над чем посмеяться, но потом действие переходит в набор кривляний.

В США в середине 60-х тоже были опыты в пародийном жанре. Участник «великолепной семерки» Джеймс Коберн сыграл шпиона Флинта в «Наш человек Флинт» (1965) и «Двойник Флинт» (1967), которые формально являются пародиями на Джеймса Бонда, но эти фильмы не смешные. Сразу и не поймешь – то ли это неудачные пародии, то ли это бестолковое подражание бондиане, которая и сама по себе со временем стала пародией на первые фильмы о Бонде.

Нельзя не отметить, что хорошая кинопародия – это фильм, который понятен широкому зрителю, а не избранной аудитории. В 1970 году на экранах Америки появилось странное кино любителя больших бюстов Расса Мейера "За пределами долины кукол". Эта картина настоящая кинопародия, но весьма специфическая. Она высмеивает всего один и не самый известный сегодня фильм – "Долина кукол" (1967). Если посмотреть «Долину», а потом «За пределами», то пародийность ленты Мейера будет очевидна, но без просмотра фильма-объекта пародии вы даже не поймете, что над происходящим в этом фильме надо смеяться. Эта пародия для избранных – все остальные будут воспринимать фильм как драму. Вот такой парадокс. 

Из фильмов 60-х годов, которые иногда причисляют к пародиям, назову «Бал вампиров» (1967) Романа Поланского, который на самом деле не является пародийным. Режиссер снял сказку на вампирскую тему с комедийным уклоном и даже не думал высмеивать историю о Дракуле и фильмы ужасов.


Рождение жанра

Рождение кинопародии как жанра правильнее датировать не 60-ми годами 20 века, а следующим десятилетием,  когда за дело взялись американские титаны комедии Мел Брукс и Вуди Аллен.

Работать пародистом в кино Брукс начал раньше Аллена, но первый опыт Мела в этом жанре относится к телевидению: в 1965 году он стал одним из создателей сериала «Напряги извилины» (Get Smart), который откровенно высмеивал шпионские фильмы.
Весь комизм в этом кино строился на том, что главный герой – суперагент Максвелл Смарт (агент 86) – идиот. Этот персонаж сильно смахивал на инспектора Клузо из «Розовой пантеры» (кстати, создатели советского мульт-хита "Приключения капитана Врунгеля" явно срисовали своего агента с  актера Дона Адамса, игравшего Смарта).

Но в кино Вуди Аллен чуть раньше обратился к пародийному жанру. В 1972 году он снял «Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить». Правда, в этом киноальманахе в основном высмеивается книга Дэвида Рубена с одноименным названием, а не другие картины, но есть новеллы, которые посвящены итальянскому кино и некоторым фильмам ужасов («Невеста монстров», «Франкенштейн», «Капля»).

В журнале «Фильм» я прочел, что первой пародией у Аллена был фильм режиссера Герберта Росса «Сыграй еще раз, Сэм» (1972), где он сыграл главную роль и выступил автором сценария. Это явная ошибка. Разговоры главного героя с героем Хамфри Богарта из «Касабланки» – отнюдь не пародия, а прием, на котором держится сюжет этой комедии.

Следующий фильм Аллена - "Спящий" это не пародия как таковая, а комедия о замороженном человеке, которого оживили в будущем, но в ней присутствуют некоторые сцены, пародирующие известные киноленты. Зато следующая комедия Вуди – «Любовь и смерть» (1975) - чистая пародия, хотя не совсем ясно, над чем именно прикалывается Аллен: то ли над экранизациями русской классики в западном кино, то ли над самими классическими произведениями русских писателей – прежде всего «Войной и миром». Но в любом случае он посмеялся над нашей классикой от души!

Мел Брукс обратился к пародийному жанру в большом кино лишь в 1974 году, но сумел выпустить на экраны сразу 2 картины за год: "Сверкающие седла" – это пародия на жанр вестерна в целом и «Рио-Браво» в частности; «Молодой Франкенштейн» (1974) – пародийное прочтение Бруксом романа Мэри Шелли и ранних черно-белых фильмов ужасов (прежде всего «Дракулы»). Оба фильма вошли в тройку самых кассовых картин года в американском прокате, и сейчас считаются классикой.

Чуть позже Брукс снял «Немое кино» (1976), которое в Википедии тоже причисляют к пародиям, но это неверно. Кино является пародией, когда зрителю понятно, что оно высмеивает. В этом фильме совершенно точно нет насмешки над немым кино. Есть ли там пародия на отдельные немые фильмы? Возможно, но кто об этом мог знать в середине 70-х, когда прошло почти 40 лет с момента появления звукового кино?… В данном случае Брукс использовал приемы немого кино, чтобы сделать комедию. И сделал, но я бы не назвал ее особенно смешной, хотя временами там есть над чем посмеяться.

Следующая картина Брукса «Страх высоты» - настоящая пародия и весьма удачная. «Страх» Мел посвятил Альфреду Хичкоку: в нем высмеиваются «Головокружение», «Психо», «Птицы» и ряд других лент этого режиссера. В этом фильме Брукс впервые выступил в качестве главной звезды. Главную роль он сыграл и в «Немом кино», но там в эпизодах засветились такие люди как Б.Рейнольдс, Д.Каан, Л.Минелли и Пол Ньюман. Напротив, в «Страхе высоты» все действие держится на Меле Бруксе. До «Немого кино» Брукс не сыграл ни одной главной роли, но, похоже, пример Вуди Аллена оказался заразительным и Мел решил пойти по его пути. И тоже стал звездой мирового кино. 

Во второй половине 70-х Вуди Аллен бросил пародию, сосредоточившись на романтических проблемах городских невротиков, но свято место пусто не бывает. В Голливуде появились новые таланты-пересмешники: братья Джерри и Дэвид Цукеры с примкнувшим к ним Джимом Абрахамсом (трио получило неблагозвучную автомобильную аббревиатуру ZAZ – по первым буквам своих фамилий). Первым фильмом триумвирата стала успешная в прокате "Солянка по кентукийски" (1977), где они выступили сценаристами (в оригинале кино называется "Кентукийский жареный фильм" – в нем авторы обыгрывают название известной сети фастфудных забегаловок KFC). Это не чистая кинопародия, а высмеивание всего на свете (в том числе ряда известных фильмов, вроде «Выхода дракона» с Брюсом Ли, а также эксплуатационного кино). Обычно такие «солянки» называют кинокапустниками.
 
Но не только этими известными именами исчерпывается американское пародийное кино 70-х. В этом жанре снял два фильма режиссер Роберт Мур. В 1976 году он поставил «Ужин с убийством» с участием целой россыпи звезд (П.Фальк, А.Гиннес, П.Селлерс, Д.Нивен), который высмеивал английские детективы. В данном фильме больше пародируется не столько детективное кино, сколько произведения Агаты Кристи и сходные детективы с неожиданными и нелогичными развязками.

Зато «Дешевый детектив» (1978) Р.Мура – это явная пародия над фильмами нуар (больше всего досталось «Касабланке», меньше «Мальтийскому соколу» и «Китайскому кварталу»). В роли типичного «Хэмфри Богарта» снялся Питер Фальк. Пародия смешная, но предварительно нужно посмотреть хотя бы «Касабланку». Иначе  значительная часть приколов пройдет мимо вас.

В 70-е в жанре пародии достойную конкуренцию американцам составляли англичане: группировка «Так держать» продолжала клепать свои комедии, среди которых были и пародийные ленты («Так держать, Эммануэль» (1978), а банда неполиткорректных комиков «Монти Пайтон» соорудила "Монти Пайтон и священный Грааль" (1975) и "Жизнь Брайана" (1979). Молодой Алан Паркер заявил о себе смешной пародией на гангстерское кино "Багси Мэлоун" (1976), в котором все взрослые роли сыграли актеры-дети.

Из других европейских фильмов тех лет можно вспомнить пародию на собственные вестерны «Меня зовут Никто» продюсера и сценариста Серджо Леоне (1973, режиссер Т.Валери) и «Великолепный» (1973) Филиппа Де Брока – пародию на шпионские фильмы с великолепным Жан-Полем Бельмондо.


«Золотой век» кинопародии

В 1980-м году советские зрители, неизбалованные фильмами-катастрофами, штурмовали кинотеатры, чтобы посмотреть "Экипаж".  В том же году американцы падали с кресел от смеха на комедии «Аэроплан!» (в прокате США картина собрала 83,4 млн долл. - тогда это было очень много). Сценаристы и режиссеры братья Цукеры и Джим Абрахамс сделали пародию на фильм-катастрофу "Аэропорт" (1970) и забытый всеми «Час ноль» (1957), а также посмеялись над несколькими культовыми фильмами последних лет, вроде «Челюстей» и «Лихорадки субботним вечером» (по-моему мнению, танец-пародия в «Аэроплане!» на танец Д.Траволты из «Лихорадки» - самый смешной эпизод за всю историю кино). Этот фильм вывел жанр пародии на новую высоту и сейчас считается безусловной классикой комедии и одной из лучших пародий всех времен.

Молодые исполнители главных ролей в «Аэроплане!»  – Роберт Хейз и Джули Хагерти так и не стали в дальнейшем звездами, зато известный телевизионный актер 54-летний Лесли Нильсен после этого фильма начал свое успешное восхождение на голливудский Олимп. Самое любопытное, что его превращение из драматического актера в комика произошло без особого участия самого актера. В «Аэроплане!» все актеры в главных ролях играли с серьезными лицами - словно они снимаются в настоящей драме. Такова была новаторская концепция этой комедии. В настоящее время этот прием успешно применяют злобные комедианты в Госдуме и Совете Федерации, когда выходят на публику и начинают нести очередную ересь.

До того как Лесли Нильсен стал общепризнанной кинозвездой, появившись на экранах в роли обаятельного идиота Фрэнка Дребина в комедийном блокбастере "Голый пистолет", он исполнил эту роль в телесериале "Полицейский отряд!" (1982). К сожалению, сериал был быстро прикрыт: комедийная тройка Цукеры-Абрахамс сняла всего 6 серий для телеканала ABC, после чего сотрудничество пародистов и телеканала завершилось. Про сериал вспомнили после того как Фрэнк Дребин получил новую жизнь на киноэкране и сейчас "Полицейский отряд!" имеет статус культового.

Год 1984 – особенный. Именно этим годом Джордж Оруэлл назвал свою антиутопию, которая была предупреждением о возможности появления в Британии диктатуры по советскому образцу. К счастью, пророческое название не воплотилось в реальности, но подобное общество показала на экране тройка  ZAZ в своем киношедевре «Совершенно секретно!» (1984). По сюжету этой пародии американский певец в исполнении Вэла Килмера едет в Восточную Германию, но в этом фильме она даже близко не похожа на реальную ГДР. Это какой-то безумный микс из ГДР и Третьего рейха.

Создатели «Совершенно секретно!» посмеялись в своей обычной манере над штампами шпионских, военных и романтических фильмов, отдали должное блокбастеру «Челюсти», «Голубой лагуне», «Волшебнику страны Оз», фильмам с Элвисом Пресли и русскому классическому балету (тот, кто видел это измывательство над русским балетом, никогда его не забудет!).
 
Но не Цукерами едиными (в компании с Абрахамсом) было живо пародийное кино в 80-е годы. Папа жанра Мел Брукс продолжил глумиться над разными жанрами, но с возрастом он стал пошлее, а его фильмы менее прибыльными. Хотя по-прежнему смешными. В 1981 году Брукс выпустил комедийный киноальманах "Всемирная история. Часть 1", в котором присутствует пародия на пеплумы, "Космическую одиссею" Стэнли Кубрика, "Звездные войны"…

После достаточно длинного простоя Мел снял "Космические яйца" или «Космобольцы» (1987). В Америке фильм не стал особенно популярным, собрав 38 млн. долларов, с трудом окупив бюджет, но в СССР он был хитом видеосалонов (фильм был особенно хорош в переводе Алексея Михалева). Популярность его в позднем СССР вполне объяснима, поскольку даже советские зрители знали, что в нем пародируются «Звездные войны». Особенно хочется отметить в этом фильме Рика Мораниса в роли Лорда Шлема: Рику за эту роль надо было давать «Оскара», но киноакадемики подобные фильмы для народа не смотрят.

Нельзя не упомянуть еще об одной неординарной пародии тех лет – "Мертвые не ходят в клетчатом" или "Мертвые пледов не носят" (1982). Карла Райнера. В главной роли в этом фильме снялся Стив Мартин, которому ассистируют Ава Гарднер, Берт Ланкастер, Кэри Грант, Хэмфри Богарт и другие звезды 40-х – 50-х годов. В этой пародии на фильмы нуар кадры со Стивом Мартином удачно комбинируются с эпизодами из старых картин. Блокбакстером «Мертвые» не стали, но в американском прокате фильм оказался достаточно успешным: при бюджете в 9 млн $. он собрал 18.
 
В 1987 году целый коллектив режиссеров (среди них Д.Лэндис и Д.Данте) снял кинокапустник «Амазонки на Луне», весьма напоминающий "Солянку по кентукийски". Этот фильм смеется прежде всего над американской популярной культурой, в том числе над американскими фантастическими фильмами 50-х годов. «Амазонки» - не шедевр, но посмотреть их можно.


Лесли Нильсен с пистолетом наголо

В 1988-м году хорошо известный благодаря «Аэроплану!» канадец Лесли Нильсен превратился в одного из главных комиков мира. В образе Фрэнка Дребина он покорил Америку своим уморительно смешным идиотизмом в фильме "Голый пистолет!" («С пистолетом наголо!»,1988) режиссера Дэвида Цукера (соавторами сценария выступило трио ZAZ и Пэт Профт).

В сущности, этот фильм не сильно отличается от своего прародителя - пародийного сериала "Полицейский отряд!". Он использует те же приемы, которые вызывали смех в сериале, и даже позаимствовал некоторые сцены из него, но в "Голом пистолете!" юмор более универсальный и понятный широкому зрителю. В нем не так много насмешек над другими картинами (вроде "Грязного Гарри" или фильмов о Бонде), поэтому даже те зрители, которые не видели пародируемые фильмы, потеряют мало. Картина по праву стала одной из самых смешных комедий всех времен и кассовым хитом: при бюджете 12 млн долларов она собрала в прокате США 78 млн. $.

Успех первого фильма породил два продолжения, которые получились не хуже оригинала. Рецепт второй части - "Голый пистолет 2 1/2: Запах страха" (1991) все тот же: Фрэнк чудит с абсолютно серьезным выражением лица, бывшая жена Элвиса Пресли - Присцилла удачно подыгрывает ему – в результате зрители умирают от смеха.

В первом фильме авторы с помощью Фрэнка Дребина поиздевались над английской королевой, во втором от трио ZAZ досталось семейству Бушей (президенту Бушу-старшему, и особенно первой леди  - Барбаре Буш, маме "американского идиота"). Когда на наших экранах появятся аналогичные пародии на действующего президента, только тогда можно сказать, что в стране наступила демократия. Напомню, что фильм увидел свет в тот год, когда Буш-старший выпнул Саддама из Кувейта, но это не остановило отцов Френка Дребина от "оскорблений в адрес представителя власти". Очевидно, что эти парни были сторонниками Демпартии.

"Голый пистолет 33 1/3: Последний выпад" (1994) в кинотеатрах собрал не так много зрителей, как первые части, хотя в нем все тот же старый, добрый и до невозможности смешной Фрэнк Дребин, который совершил очередной подвиг - предотвратил теракт на церемонии вручения "Оскаров". В этом фильме авторы прошлись по "Броненосцу "Потемкину", "Неприкасаемым", "Тельме и Луизе", "Парку Юрского периода", картинам о тюремной жизни, а также бедному Филу Донохью….

Превращение Лесли Нильсена в звезду мирового кино привело к нещадной эксплуатации комедийного дарования престарелого комика во множестве комедийных фильмов, в том числе и нескольких пародиях 90-х: "Рецидив" (1990), "Дракула: мертвый и довольный" (1995), "Неистребимый шпион" (1996), "Без вины виноватый" (1998), "Шестой элемент" (2000)... К сожалению, картин уровня "Пистолета" в фильмографии Нильсена больше не появилось, хотя "Дракула: мертв и доволен" Мела Брукса получился вполне достойным.
 
Этот фильм использовал каноническую историю Дракулы, которую в 1992 году в очередной раз экранизировал Фрэнсис Форд Коппола. Лесли Нильсен в роли вампира оказался ничуть не менее смешным, чем в маске инспектора полиции, но в прокате фильм ждал оглушительный провал. Возможно, дело в том, что в то время в моду входили другие комедии – те, в которых должен быть туалетный юмор в больших количествах и масса пошлых сексуальных шуток.
 
К подобным фильмам относятся "Неистребимый шпион" (1996) и "Без вины виноватый" (1998). Первый — это пародия на шпионское кино: прежде всего, на серию фильмов об агенте 007. Помимо бондианы зрители без труда опознают и другие фильмы — объекты пародии: "Парк Юрского периода", "На линии огня", "Скалолаз", "Скорость". Нильсен здесь играет Дика Стила, что можно перевести как «стальной член». Уже по одному этому ясно, что юмор в картине рассчитан на «глубинного зрителя», но Нильсен отчасти спасает положение. 

Та же ситуация и с комедией «Без вины виноватый». "Фильм правдив и основан на реальных событиях из других фильмов" – с такого объявления начинается это смешное, но пошлое кино, в котором старик Нильсен играет сбежавшего от правосудия Харрисона Форда. Помимо «Беглеца» здесь пародируется жанр боевика в целом, а также «Звездные войны», «Терминатор», «Обычные подозреваемые», «Миссия невыполнима», «Титаник», «К северу через северо-запад», «Зуд седьмого года». Коронная фраза главного героя: "У меня есть пистолет. Не здесь, но есть".


90-е годы: «золотой век» пародии идет к концу.

В том же благословенном 1991 году, когда вышла вторая часть "Голого пистолета", а мы навсегда избавились от невыносимого болтуна Горби, покинувший братьев Цукеров Джим Абрахамс представил публике лучшего летчика Америки - Топпера Харли в уморительно смешной пародии «Горячие головы!». В основном фильм потешается над военным блокбастером с Томом Крузом «Лучший стрелок», а мимоходом авторы отдают должное «Танцующему с волками», «9 с половиной недель», «Рокки», «Супермену»… При сопоставимом бюджете с «Голым пистолетом 2 1/2» пародия Абрахамса собрала в мировом прокате намного больше (181 млн долларов). Наверняка не последнюю роль в успехе картины сыграл великолепный дуэт красавчика Чарли Шина и итальянской красотки Валерии Голино.

Разумеется, что "Горячие головы" не могли обойтись без продолжения. Вторая часть вышла в 1993 году. Она вновь стала успешной в прокате и на мой вкус получилась даже смешнее, чем первая. На этот раз Чарли Шин выступил в образе Рэмбо и вновь крайне убедительно. Помимо "Рэмбо-2" и "Рэмбо-3", создатели фильма Джим Абрахамс (сценарист и режиссер) и Пэт Профт (соавтор сценария и продюсер) не пожалели "Крестный отец", "Основной инстинкт", "Апокалипсис сегодня", «Терминатор-2», «Касабланку»… Лучший диалог из фильма: "Я вижу мученья тебе не в новинку! – Я был женат. Дважды".   

Первая половина 90-х – это то время, когда американское пародийное кино еще не демонстрировало признаков упадка и загнивания. Помимо франшиз, запущенных членами триумвирата Цукер-Абрахамс-Цукер («Пистолет» и «Головы»), на киноэкранах появились еще несколько смешных пародий.
 
После «чистой» комедии "Жизнь-дерьмо" (1991) Мел Брукс вернулся к пародийному кино в картине "Робин Гуд: мужчины в трико" (1993), который насмехался над свежайшим блокбастером «Робин Гуд: принц воров» (1991) с Кевином Костнером. Фильм стал хитом на видео в России, но в кинотеатрах США с трудом окупил расходы на свое производство. И это странно: картины Брукса не стали менее смешными, чем в 70-е и не сильно уступали пародиям братьев Цукеров и Абрахамса, но американская публика в 80-х – 90-х перестала воспринимать юмор Брукса.   

В те годы пародисты не могли пройти мимо крайне успешного киносериала "Смертельное оружие" и в 1993 году зрители познакомились с его юмористическим вариантом в виде "Заряженного оружия" (режиссер Джин Квинтано), где Мела Гибсона сыграл брат Чарли Шина – Эмилио Эстевес, а Дэнни Гловера – молодой и почти никому неизвестный в то время Сэмюэл Л.Джексон. В эпизодах этого фильма засветились крупные звезды - Вупи Голдберг, Брюс Уиллис и Чарли Шин, а также известные актеры Денис Лири и Ф.Мюррей Абрахам. В фильме поминают «добрым словом» «Грязного Гарри», «Молчание ягнят», «Основной инстинкт». Кассовым хитом картина не стала, но собрала в американском прокате вполне приличные деньги (28 млн долларов).

В том же 1993 году Карл Райнер выпустил "Фатальный инстинкт" (1993) – пародию на крайне популярные в начале 90-х эротические триллеры. Рецензентам журнала Total DVD эта кинолента понравилась, но я ними не согласен. К сожалению, неплохой режиссер и хорошие актеры сделали несмешной фильм.

В 1996 году помимо «Неистребимого шпиона» увидели свет еще 2 пародии: "Учитель и чудовища" (он же «Беспредел в средней школе») и «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале».

Первый – пародия на фильмы о тяжелой учительской доле (вроде «Директора») и в его создании приняли участие старые пародийные перцы – Дэвид Цукер (в качестве сценариста и продюсера) и Пэт Профт (соавтор сценария). Второй высмеивает фильмы о тяжелой доле черных парней, снятые черными режиссерами для черных зрителей ("Ребята по соседству", "Авторитет"). Это кино на совести братьев Уэйансов – одних из главных могильщиков жанра кинопародии. На фоне последующей продукции братьев этот фильм можно посмотреть даже в том случае, если вы белый человек: несколько смешных моментов там есть. А "Учитель и чудовища" я могу смело рекомендовать к просмотру зрителям любого цвета кожи – включая тех, чья жизнь не имеет никакого значения в современном мире.

Дэвид Цукер долго воздерживался от режиссуры, ограничиваясь сценариями и продюсированием фильмов, но для комедии "Бейскетбол" (1998) он сделал исключение. Фильм примечателен тем, что главные роли в нем сыграли создатели культового мультсериала "Южный парк" Трей Паркер и Мэтт Стоун. Этот фильм не назовешь пародией в духе "Аэроплана" или "Голого пистолета" и в нем не высмеиваются конкретные популярные фильмы, это пародия в целом на жанр спортивного фильма. Она не менее пошлая, чем «Остины Пауэрсы», но там есть юмор и его много. Правда, в прокате кино провалилось  с треском.

Зато "Анализируй это!" (1999) Гарольда Рэмиса с Робертом де Ниро и Билли Кристалом стал одним из самых кассовых фильмов 1999 года. Фильм пародирует картины о мафии, а де Ниро свои роли в «Крестном отце» и «Хороших парнях». Очень смешная картина. Сейчас таких уже не делают. Пожалуй, как раз с 1999 года.   


Как пародийное кино потонуло в нечистотах

Изначально пародийный жанр был рассчитан на взрослого зрителя. В 70-е годы 20 века Мел Брукс и Вуди Аллен в основном пародировали киноклассику и рассчитывали на людей с приличным культурным багажом за плечами. Ситуация стала меняться примерно со второй половины 80-х - с выходом "Голого пистолета" и «Космобольцев». Юмор в этих фильмах был адаптирован к максимально широкой аудитории, чтобы его понимал любой подросток.

В 90-е годы в стремлении угодить молодежной аудитории, юмор в пародиях (да и комедиях в целом) становится все более смелым и пошлым, а к концу 20 века по-настоящему нечистотным. Я думаю, что фатальным для жанра стал успех двух комедий 1999 года «Остин Пауэрс-2» и «Американский пирог», а также фильма братьев Уэйансов «Очень страшное кино», который вышел в следующем году.

Бондиана со времен Роджера Мура стала пародией на саму себя, но это не остановило Майка Майерса, который решил сыграть мерзкого и не смешного секретного агента Остина Пауэрса, замороженного в 60-е годы, и размороженного через 30 лет, чтобы справиться со страшным злодеем с оригинальным именем доктор Зло. Первый фильм про Остина («Остин Пауэрс: человек-загадка международного масштаба») вышел на экраны в 1997 году и был умеренно успешен в прокате, но вторая, более пошлая часть франшизы  - "Шпион, который меня соблазнил" (1999), стала кассовым рекордсменом, собрав 300 млн долларов по всему миру. 

Формально все «Остины Пауэрсы" – это пародии, но, в сущности, это обычные комедии, слегка паразитирующие на бондиане, на ее наиболее узнаваемых сценах и персонажах.

Напротив, «Очень страшное кино» - стопроцентная пародия на фильмы ужасов, но ничего хорошего в этом нет, поскольку в ней был достигнут запредельный уровень пошлости на минуту экранного времени. Благодаря этому фильм с бюджетом в 19 млн долларов собрал 278 млн $ в мировом прокате!

После «Очень страшного кино» американское пародийное кино быстро погрузилось в нечистоты. Остроумное высмеивание различных блокбастеров и фильмов определенных жанров практически полностью вытеснил туалетный юмор (если его можно назвать юмором) и пошлейшие шутки на сексуальную тему. Именно это нужно примитивным подросткам, за счет которых и делается касса в современном кино. Все остальные категории населения создателями пародийных фильмов в расчет не принимаются. 

Проблема на самом деле не только в деградации отдельного жанра кинопародии. В последнее десятилетие большое кино как искусство отошло в мир иной, освободив место для телесериалов, пришедших ему на смену. Редкие талантливые киноработы – лишь исключения, которые только подтверждают правило. Взрослые сегодня смотрят сериалы, а подростки ходят в кино на киноаттракционы и ремейки. На эти ремейки и киноаттракционы кинодельцы снимают пародии для тех же подростков, не заморачиваясь на сюжет и смешные шутки. Главное, чтобы на экране больше портили воздух, блевали и говорили о сексе. Подростки это любят. Им это кажется смешным.

Мне нет. Я рос на «Аэроплане» и «Горячих головах», поэтому не досмотрел до конца ни «Ну очень страшное кино» (2000), ни первые две части «Очень страшного кино», ни «Киносвидание» (2006), ни «Нереальный блокбастер» (2008), ни «Супергеройское кино» (2008), ни «Знакомство со спартанцами» (2008)…

Но все-таки среди гниющих останков пародийного кино Америки за последние 2 десятка можно найти несколько фильмов, которые напоминают о нашей замечательной молодости. 

Например, "Очень страшное кино – 3" (2003) режиссера Дэвида Цукера. Цукер со своим старым приятелем Пэтом Профтом (сценарист) чуть облагородил дурно пахнущую франшизу, избавился от братьев Уэйянсов и пригласил в нее Чарли Шина с Лесли Нильсеном. В результате эту пародию на «Знаки» и «Звонок» с отсылками к десятку других фильмов вполне можно посмотреть, хотя к обязательному просмотру я ее рекомендовать не могу – из-за множества пошлых эпизодов, без которых можно было легко обойтись. Про "Очень страшное кино – 4" (2006) того же режиссера уже и этого не скажешь. Эта часть больше напоминает не третью, а первые две. Да и Чарли Шина в этом кино почти нет…

Что не получилось у ветерана жанра Цукера, то вышло у Роберта Родригеса. Он поставил две более-менее удачных пародии на эксплуатационное кино: «Планета страха» (2007) и «Мачете» (2010). Правда, эти фильмы не всеми воспринимаются как пародии, хотя они сплошь состоят из штампов эксплуатационных фильмов 70-х годов, и серьезно их воспринимать невозможно. Вероятно, скептическое отношение публики к этим фильмам связано с тем, что в 21 веке не так много зрителей имеет представление о том, что такое эксплуатационное кино 70-х, поэтому им непонятно, где надо смеяться при просмотре подобных фильмов.
 
Позднее Родригес снял «Мачете убивает» (2013) – более очевидную для широкой публики пародию, но кто выдержит бессмысленное кровавое мочилово в течение 1 часа 40 минут? Неудивительно, что фильм провалился в прокате. Да и сколько можно пародировать одно и то же? К тому же то, чего уже никто не помнит.
 
И напоследок назову еще одну пародию, которая словно вышла родом из «золотого века» американского пародийного кино – «Солдаты неудачи" (Тропический гром", 2008) Бена Стиллера. Эта картина является пародией не только на фильмы о вьетнамской войне, но и на голливудскую моду снимать картины о психически ущербных людях, чтобы получить "Оскар", на пошлые комедии, заполонившие экраны, и на Голливуд в целом.


Рецензии