Легенды про Первоцвет

ПЕРВОЦВЕТ или Примула (Pr;mula).  Означает "первый", "ранний", то есть он первый расцветает среди лесных растений.  Народные названия связаны с внешним видом цветка или его свойствами. Их очень много:   баранчик, барашек, баранья трава (молодые листочки, волнистые и опушенные, похожи на спинки ягнят).

Принцесса эльф цветов и трав хранитель,
Влюбилась как- то в пастушка.
Однако, он ответил ей отказом
" Прости меня, люблю другую я".

Ключиками в народе назвали примулу потому, что  ее цветки похожи на связку ключей, и за то, что, зацветая первой, она как бы открывает весну. Есть по этому поводу красивая христианская легенда. Однажды  апостолу Петру, у которого были  ключи от Врат  Рая,  донесли,  что кто-то, раздобыв поддельные ключи, собирается проникнуть в рай  без его ведома и разрешения. Пораженный таким ужасным известием апостол нечаянно выронил из рук свою связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на землю. Чтобы перехватить ее, Петр послал вдогонку ангела, но тот не успел выполнить поручение. Связка упала на землю, глубоко в нее врезалась, и на этом месте вырос желтый, похожий на ключи апостола, цветочек.
 
Взмолилась фея к матери- природе:
- Люблю его, не знаю, как же быть!
- Тебя я превращу в цветок чудесный,
Сумеешь сердце милого пленить.

О примуле, как о цветах-ключиках, отпирающих весну, есть на Украине такая  песенка - присказка: «Смертная неделя (4-я неделя поста, когда зима начинает уже как бы умирать), куда ты девала ключи? Я отдала их Вербному воскресенью. Вербное воскресенье, куда ты девало ключи? Я их  отдало Чистому четвергу. А ты, Четверг, кому их отдал? Я их отдал св. Юрию». И вот, св. Юрий (23 апреля) встает, бросает их на землю, и вырастают из них первая бархатная травка и первые цветы — первоцветы.

Цветочком обратилась Первоцветом,
Весною ранней стала расцветать.
И юноша, когда проходит рядом,
Не может глаз восторга оторвать.

Кроме того, примула  -  растение оберег. Его зашивали в тряпицу и не разлучались с ним никогда.  По народным поверьям, она защищает от сглаза, наговора и порчи,  может уберечь от невзгод, горя, сохранить  жизнь. Если её носить постоянно с собой, то примула сохранит молодость молодому человеку и вернёт молодость пожилому. Чтобы не пришли нежеланные гости, надо кусочек примулы положить под крыльцо  или под дверь квартиры. 

*************************

Легенди про первоцвітів

Принцеса ельф квітів і трав хранитель,
Закохалася якось в пастушка.
Однак, він відповів їй відмовою
"Прости мене, люблю іншу я".

Благала фея до матері-природи:
- Люблю його, не знаю, як же бути!
- Тебе я перетворю на квітку чудесну,
Зумієш серце милого полонити. 

Квіточкою є Первоцвіт,
Весною ранньої стала розквітати.
І юнак, коли проходить поруч,
Не може очей захвату відірвати.


Рецензии