Родинон, он же розацеум. Диоскорид, 1-53

Елей-бальзам, умащение из роз, «родинон», в сочинении Диоскорида «О лекарственных веществах»: книга 1 «Об ароматах», раздел «мази, масла», параграф 53 «Родинон».

Елей «родинон», или «розацеум» мог готовиться как из диких роз (шиповники), так и из садовых. В Египте греко-римской эпохи в садах росли, главным образом, абиссинские и дамасские масличные розы. В Файюме массово разводили розу галльскую - венки и гирлянды из неё были нужны для свадеб и шествий адептов культа Исиды. Неизвестно, знали ли розы египтяне в более древние времена, но изучение пыльцы или остатков растений из погребений приносит иногда оглушительные сюрпризы вроде обнаружений энсеты и хлопка. В Египте розы называли на иранский лад («уарту»), так что, быть может, этот цветок попал на Нил уже при персах вместе с лотосом орехоносным.

Дж. Харрис, оценивая декор древнейших египетских украшений и сравнивая их с азиатскими (месопотамскими), допускает, что розы могли быть экзотической редкостью в садах фараонов. С другой стороны, у мотива розетки, о котором она пишет, вовсе необязательно была прототипом роза. Уж скорее это «ромашковидный» цветок. Затем, на цветы диких роз чрезвычайно похожи цветы ладанника, который ценили не только за красоту и аромат, но и за душистую смолу, дешёвый аналог драгоценного аравийского ладана. Рифлёные розетки на обруче золотой диадемы царицы Таусерт в описаниях гораздо чаще сравнивают с венчиками лютика азиатского, чем с розами, как это сделала Харрис.   

Рецепт египтян, о котором поведал Диоскорид:

1) Возьмите пять фунтов и восемь унций "ситника арабского" (так называли индийский ароматический злак андропогон/цимбопогон) и двадцать фунтов и пять унций тонкого растительного масла (египтяне использовали бегеновое или масло балантитеса).

2) Истолките ситник и смешайте с водой, вскипятите его, взбалтывая кашицу в воде движениями вверх и вниз, отцедите густой масляный взвар.

3) В 25 фунтов и пять унций "ситникового" масла сложите тысячу чистых и сухих от росы лепестков розы и ворошите их руками, смазанными мёдом, осторожно отжимая время от времени, а потом оставьте на ночь.

4) За ночь выжатые цветы осядут на дно, отцедите их и слейте масло первого отжима на хранение в чаны, протёртые мёдом.

5) Розовый «жмых» вновь соберите в чашу для мацерации и заливайте 4 раза по 8 фунтов и 5 унций заново приготовленного густого "ситникового" масла, каждый раз перебирая и отжимая лепестки и сцеживая масла второго, третьего и четвёртого отжимов. Не забывайте использовать мёд при работе с цветами – смазывайте им внутренние стенки сосуда и руки.

6) Слейте воедино масла четырёх отжимов. Для удвоения продукта и усиления его аромата соберите свежую партию роз с чистыми от росы и сора лепестками, удалите у них зелёные части. Для мацерации используйте уже готовое розовое масло и массируйте новые цветы с добавлением мёда (наносите на руки и в прессовальную чашу).

Чем больше вы вносите роз, тем сильнее аромат масла, но оно не примет в себя более семи партий лепестков. Вы должны отцеживать лёгкий масляный слой от отстающего сока (влаги), так как даже малая его толика вызывает скисание мази. Иногда изготовители умащений используют для розацеума одни лишь только розы, без добавок. В этом случае 0,5 фунта лепестков роз заливают пинтой масла и держат на солнцепёке, меняя лепестки в чане каждые восемь дней, а весь процесс занимает 40 дней. Потом масло отцеживают и убирают на хранение. Некоторые мастера сначала сгущают масло для мацерации смесью аира и асфалатуса.

А есть и такие, кто для особой прелести подкрашивают масло анхусом (алканна красильная, чьи корешки дают аналог пурпура). В процессе вываривания роз многие кладут и морскую соль против порчи масла. Розовый елей-бальзам, как обыкновенно в древности, не только масляные духи, но и драгоценное лекарство. Елей из роз безопасен при приёме внутрь в отличие от лилейного бальзама, и он охлаждает «горящий» желудок, успокаивает кишечник. Его вяжущие свойства снимают боли в зубах и дёснах при полоскании рта и вообще лечат слизистые оболочки. Он очищает и лечит раны, язвы, гнойные нарывы, борется с раком – для этого на нём замешивают припарки. Он снимает отёки век и лечит глазные инфекции.

На снимках: египетский погребальный картонаж с маской, изображающей юную девушку в венке из роз (из некрополя Меир: 60 - 70 гг. н.э. Музей искусств Метрополитен в США, инв. № 19.2.6; цветок розы галльской (Rosa gallica L.: садовая, махровая форма)и очень похожее на него изображение на лоскуте коптской ткани из Саккара (V-й век н.э. Музей прикладного искусства в Вене: MAK Sammlung, № T 250).

Источники:

Dioscorides De materia medica/Диоскорид, «О лекарственных веществах». © Tess Anne Osbaldeston First published in 2000 ISBN 0-620-23435-0 Printed in 12/14 Zapf Calligraphic [Palatino] Published by IBIDIS PRESS cc PO Box 81169 Parkhurst Johannesburg South Africa 2120

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта.

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. Рецепт кифи основа на интерпретации, предпринятой в труде В. Лоре (Victor Loret “Le kyphi, parfum sacre des anciens egyptiens”, 1887 г.). А последнее издание от 2006 г.

Лиз Манниш. Древний аромат – эволюция источников/Ancient scent – an avolution of the sources Lise Mannishe.

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Сакральная роскошь: благовония, ароматерапия и косметика в Древнем Египте. Manniche L. Sacred Luxuries: Fragrance, Aromatherapy, and Cosmetics in Ancient Egypt. New York, NY, USA: Cornell University Press; 1999.

Харрис Стефани Джоан. Трактовка символики древнеегипетских диадем; символика и иконография как зеркало статуса женщины/Диссертация на соискание степени Магистра искусств./Stephanie Joan Harris. Decoding Ancient Egyptian diadems: symbolism and iconography as a means of interpreting feminine identity. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient Near Eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S. Vermaak. February 2018

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak,  joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

А.Б. Клот-Бей. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Гермер Рената: статья «Цветы» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г. Том I, стр. 541 – 543. Перевод с немецкого Джулии Харвей/Renate Germer: “Flowers” in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B. Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 541 – 543. Translated from German by Julia Harvey

Статья Джейн Ховард «Цветы в Древнем и современном Египте»/The Flowers of Ancient Egypt and Today by Jane Howard на сайте www.touregypt.net. Составлена на основе литературы: Atlas of Ancient Egypt, Baines, John, 1980. Publisher Les Livres De France (Атлас Древнего Египта); Dictionary of Ancient Egypt, Dr. Paul T.

Nicholson, Dr. Ian Shaw, Jaromir Malek, 1995 (Энциклопедия Древнего Египта, Пол Николсон, доктор наук, египтолог и археолог, доктор наук и лектор Ян Шу и др. Британский музей); Life of the Ancient Egyptian, University of Oklahoma Press, 1992 («Жизнь в Древнем Египте», Университет Оклахомы);

Якш Гертруда, доктор наук, магистр философии. «Избранные изображения растений на текстильных изделиях Египта эпохи поздней античности». Дипломная работа. Руководитель проекта профессор Университета Вены доктор Рената Пиллингер Вена, февраль 2012 год./ Dr. Gertrude Jaksch. Ausgew;hlte Pflanzendarstellungen auf Textilien des sp;tantiken ;gypten (Diplomarbeit). Angestrebter akademischer Grad Magistra der Philosophie (Mag. phil.) Wien, 2012


Рецензии
Елей из роз - звучит красиво, недаром приготавливается он из нежных розовых лепестков. А его лекарственные свойства просто замечательны, к тому же этот бальзам имеет щадящее действие, раз он применяется для слизистых оболочек. Спасибо древним египтянам за столь полезный рецепт!

Татьяна Сахань   25.10.2021 23:47     Заявить о нарушении