По отчему велению, по моему хотению

На исповедь к батюшкам ходят люди очень даже разные. Хотя основных типов немного, всего четыре. Есть верующие, которые стараются жить вполне себе христианской жизнью. С такими людьми  священнику легче, и там, где их большинство, создаются  хорошие, добротные приходы. Это настоящие прихожане. Они многое понимают, имеют представление о покаянии. Грешные, но Божьи. Каются многие сердечно, и видно их старание. Священник и относится к таким прихожанам, как к чадам Божьим, и старается от души помочь им.

Есть прихожане, которые приходят, чтобы причаститься не с целью Христа принять, а просто "для излечения от болезни", "для защиты от колдунов", "чтобы проблемы Бог решил". В церковной среде для этого типа людей существует словечко "захожане". Они заходят в храм, когда им что-то нужно. Некоторые хотя и  поднаторели в том, как там вести себя, но о христианской жизни понятие имеют смутное. Свечу поставить надо, записку подать надо, причаститься тоже надо. А зачем, объяснить толком не могут. Говорят: "Все так делают", или  "Так принято". На исповеди утверждают, что не крали и не убивали, что им трудно жить, и что виновны в этом мужья, зятья, дочки, соседи и муниципальные власти. Когда священник начинает задавать вопросы о грехах, они озвучивают свои два-три мелких бытовых проступка (иногда со слезами), и тут же оправдывают их совершение немыслимыми условиями жизни. Соседи, допустим, такие-то вреднющие, да кошка-паразитка постоянно в тапки гадит - где тут не согрешить! Батюшкам иногда удается подвигнуть таких людей к более-менее покаянному настрою. Некоторые, хотя  их и весьма немного, со временем постепенно начинают задумываться о смысле своей жизни.

Следующая группа - "прихожане по совету". Эти люди приходят в храм, потому что причаститься им кто-то посоветовал. "Для общего здоровья", "чтобы муж не пил", "для очистки энергетики", "чтобы чакры открылись", к примеру. Советники могут быть разные - от верующей бабули, соседки по подъезду, до какого-нибудь "целителя", практикующего чтение православных молитв вперемешку с заговорами. Подойдут такие прихожане "по совету" к исповеди (хорошо еще, что подойдут, а не рвутся прямо к Чаше), и стоят, вопросительно глядя на батюшку. Чтобы он, наверное, грехи свои им тут же быстренько и сообщил. То есть, не только совсем без подготовки к Таинству, но даже и абсолютно без понятия. И как быть батюшке с такими с позволения сказать, "прихожанами"? Ведь объяснять тут нужно, образно говоря, "от сотворения мира". Для чего времени в данный момент, естественно, нету. Батюшка старается какие-то опорные тона человеку объяснить, но чаще люди вообще не понимают. Даже обижаются и говорят что-то вроде: "Вот-де Вы какой немилосердный, отец священник. Мне ведь люди говорят: "Какая ты хорошая, Марья Николавна". А Вы мне про грехи чево-то внушаете. Я вообще-то чистый и светлый человечек, дак почему бы мне не причаститься. Вам жалко, што ли грехоотпущение преподать"? Так что, хоть стой, хоть падай…Правда, некоторые батюшки, которым все равно, кого к Чаше допускать, всех подряд накрывают епитрахилью, благо она у них есть, и причащают потом. Ну, это их перед Богом ответственность будет, а не наша…

И, наконец, последняя группа. Таких "исповедников" иногда еще называют "шаталовой пустынью". Подойдет, значит, этакая тетенька, что-нибудь скажет в двух словах, осуждала-де, к примеру, или там празднословила. А потом и спрашивает: в-общем, вот, батюшка, благословите мне грешной сделать то-то или так-то поступить в таком-то случае?
Речь может идти о разном: разрешение поста, желание усиленной молитвы "за мир", принятие странных мер по сохранению от антихриста и много о чем еще… Только вот на такие дела, как, к примеру, прощение обидчиков или на борьбу с завистью, почему-то благословение не спрашивают. Прямосердечные отцы, выслушав, предлагают свое видение проблемы. И если батюшкино мнение не совпадает с тем, которое уже давно в голове утверждено, то тетенька, хитро прищурившись, вдруг молвит: "А вот отец такой-то по этому поводу так-то сказал". А некоторые прибавят по данному вопросу мнение еще одного-двух священников. Причем совершенно не такое, которое исповедующий отче имел неосторожность высказать. Промолвит, и смотрит вполне себе испытующе: что же скажет батюшко? А бывают и такие, которые извлекут из поноски своей бумажку с записью мнений других отцов, включая и святых, и еще цитируют перед аналоем с Крестом и Евангелием…
Настоящая, т.е., "шаталова пустынь", и ее насельники ищут такого батюшку, который "проштамповал" бы благословением все, что бы они ни пожелали. Исповедь при этом, как правило, всегда на втором плане. Не благословил данный отче, к примеру, пост послабить или отменить? Не проблема. К другому пойдем. Слезу пустим, примем жалобный вид страждущего -  добывающего, допустим, уголь в шахте, ну, или вкалывающего дворником в Антарктиде. Попросим прерывающимся голосом, в конце концов. Не благословит второй, пойдем к третьему, к четвертому. Кто-нибудь да благословит. Хотя бы для того, чтобы отвязаться. Однако, будет ли это действительно благословением Божиим, "шаталовцы" обычно не задумываются. Как не задумывается иногда и тот, кто дает подобное благословение…Что и говорить, очень уж разные люди приходят к исповеди…


Рецензии