Армянские древние ковры в курганах Алтая из щетины

Армянские древние ковры в курганах Алтая из щетины свиней.

Щетиной называются остевые волосы домашних и диких свиней. Кроме щетины волосяной покров свиней содержит обычно также некоторое количество тонких извитых волос пуха.
Благодаря исключительной упругости, прочности на разрыв и некоторым особенностям своего строения щетина является незаменимым сырьем для выработки различных щеток (технических, платяных, туалетных и др.), малярных кистей, сапожной дратвы и других изделий.Корни щетины входят в кожу свиньи под весьма значительным углом, что обусловливает направленность стержней щетины концами назад, к хвосту животного.
Вследствие глубокого залегания корней щетины, при ее выдергивании из шкуры приходится преодолевать значительное сопротивление.
Корни волос пуха погружены в шкуру не более чем на половину ее толщины.
Щетинки сидят в шкуре свиньи или поодиночке, или, чаще, пучками но 2-3 вместе.
Источник: https://znaytovar.ru/s/SHHetina-e-stroenie.html

Исследователи, изучающие материальную культуру пазырыкцев приводят множество аргументов, которые свидетельствуют о переднеазиатских корнях этой культуры. Например, Н.Полосьмак пишет: «Результаты анализа текстиля из могил нас очень удивили: ни одним из местных красителей пазырыкцы не пользовались. Более того: одежда древних алтайцев, причем не только знатных, но и простых людей, была окрашена самыми дорогими и «модными» красками, которые в то время применялись в великих государствах Восточного Средиземноморья. Именно там могли быть получены три источника используемой пазырыкцами красной краски: корни марены и два вида червецов».
      Л.Л.Баркова и Е.А.Чехова в статье «Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана» также пишут об использовании пазырыкцами при крашении переднеазиатского натурального красителя : «По данным исследователя (Руденко-Г.Г.), на войлоке обнаружена кермесовая кислота, источником которой являются червецы Кеrmes vermilio, Planchon, называемые кермесом, живущих на дубе Quercus coccifera».
         Необходимо отметить, что насекомое Кеrmes vermilio, о котором пишут российские исследователи, с давних времён известен тюркам как гырмыз, или дубовый жучок.
         С древнейших времен тюркские народы при крашении шерстяных изделий широко применяют красную краску. Эту краску они получали в основном от насекомого, называюшегося в народе "гырмыз боджейи", "гурд гырмыз", "палыд джуджусу". По-азербайджански и туркменски — «гырмызы», а по- турецки «кырмызы», значит, красный.
   Необходимо отметить, что ещё тысячу лет тому назад арабский учёный-путешественник Ал-Истахри писал: «В Арране не существует городов значительнее, чем Берда'а, Баб-ул-Абваб и Тифлис, Байлакан, Варсан, Шабаран, Кабала, Шакки, Джанза Шамкур и Хунан. У них же добывается краска, называемая «кирмиз» и ею красят сукно».
      О красной краске, используемой древними тюрками для окрашивания шерстяных ковров пишет американский учёный Э.Шефер: «Некоторые средневековые китайские красители наделялись фантастическим происхождением, названием или репутацией…  Красная краска, называющаяся «кровь гиббона» была, как это ни парадоксально, мифической и реальной одновременно. Это была кровь (как это утверждалось) животного, называвшегося синсин. «Варвары ху (тюрки-Г.Г.) западных стран берут его кровь для окраски своих шерстяных ковров, её цвет чистый, и она не темнеет»… Может быть, так обозначалась «краска из дубового червеца», но мы не в состоянии объяснить, каким образом насекомое трансформировалось в млекопитающее…Такие английские слова, как crimson и cramoisy («тёмно-красная ткань»), сохранили в себе название насекомого kermes (дубового червеца), служившего в древности, как и червец кошенили, для получения красителя».
          Древние тюрки, основным видом хозяйственной деятельности которых было отгонное скотоводство, отличались культовым отношением к скоту — главному источнику их  существования. С давних времён им постоянно приходилось думать о росте поголовья скота, расширении территорий пастбищ, а также об обеспечении сохранности  своих многочисленных стад. Главными их врагами были засуха, снежный буран, нападение диких животных (волки), эпидемии (эпизоотии), которые  могли за одну ночь лишить их всех средств существования. Поэтому при выборе новых территорий для заселения они старались  для кышлагов (зимовья), мест, где им придётся провести самые трудные зимние месяцы,  подбирать безветренные участки, имеющие к тому же естественные ограды (впадины, скалы, ущелья и т.д.). Территория их исторической прародины на Южном Кавказе в этом отношении идеально подходила для отгонного скотоводства.
Древнейший в мире ворсовый ковер обнаружен в самом большом Пазырыкском кургане. Его художественное оформление отличается богатством и разнообразием мотивов. Центральное поле занимает орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых представляет собой четыре стилизованных бутона лотоса. Эту композицию обрамляют два бордюра: один с изображением грифонов, а другой с 24 пасущимися пятнистыми ланями с характерными широколопастными рогами. На самой широкой полосе представлено 28 фигур верховых и спешившихся всадников. Сочетание ярко-желтого, голубого и красного цвета создавало эффектную красочную гамму.
Пазырыкский ковер выполнен симметричным двойным узлом, так называемым турецким (на 1 кв. дм вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. По поводу происхождения этого уникального ковра среди специалистов нет единого мнения. Существует версия об иранской родине ковра, где он считается самым древним из сохранившихся образцов местного ковроткачества. Возможно, ковер был изготовлен в Средней Азии, через которую происходили контакты древних алтайцев с Ираном и Ближним Востоком. Не исключена также вероятность того, что сами номады могли скопировать пазырыкский.»
Т.е. в сообщении Эрмитажа о выдающемся шедевре тюркского искусства вынуждены упомянуть о том, что «ковер выполнен симметричным двойным узлом, так называемым турецким», а дальше идет попытка приписать ковер кому угодно, но только не тюркам. Хотя в конце все таки допускается, что алтайские тюрки (названные «номадами» - т.е. кочевниками) могли «скопировать» ковер «с персидского оригинала».
После находки ковра сразу же начали приплетать гипотезы не только о его «персидском», но и «армянском» происхождении. Несмотря на то, что ковер найден там, где никаких персов, и тем более армян не было и не могло быть.
В принципе аналогичные ковры тогда изготавливались и на территории Армянской ССР. Но армяне к ним не имели никакого отношения.
Ковроткачество было традиционным промыслом коренного азербайджанского населения. Были уникальные школы ковроткачества в Иреване и окрестностях, в Зангезуре, на берегах озера Гокча (Севана), в Шурагели, Памбаке, и Южном Борчалы. 
Пазырыкскому ковру и посвящен материал «Самый древний в мире ковер был сделан в Армении» размещенный на сайте «Вне строк». Вот выдержка из этого материала:
«Самым древним из сохранившихся ворсовых ковров является ковер «Пазырык», чудесным образом раскопанный в замерзших гробницах Сибири, датируемых V-III вв. до н. э. Этот таинственный ковер с квадратными ворсами, по мнению многих экспертов, имеет специфическое армянское происхождение. Ульрих Шурманн говорит об этой находке следующее: «Основываясь на имеющиеся факты и доказательства я убежден, что ковер «Пазырык» был похоронным аксессуаром и, скорее всего, шедевром армянского мастерства» Когда химики и специалисты по краскам Эрмитажа осмотрели пазырыкский ковер на предмет различных веществ, был сделан вывод, что красные нити, использованные в ковре, были окрашены в краситель из армянского кошениля (Кармир Вордан или Кармин), который был найден в древности на Араратском плато.
Более того,якобы, "армянская" техника, использованная для создания пазырыкского ковра, соответствует армянской технике двойных узлов. Эта техника особенно известна как «Армани Блефф», то есть «армянская работа» в нескольких ковроткацких центрах Ирана.
Принимая во внимание и то, что в Армении фрагменты такого рода ковров, сотканных с симметричными узлами, подобных пазырыкскому ковру, были найдены и засвидетельствованы на месте захоронения 7-6-го века до н.э. в Кармир-Блуре.
Различные декоративные элементы на ковре также раскрывают армянское происхождение….»
Используя археологические находки  ковров, которые ткали в древности западные  азербайджанские тюрки, (позже поголовно изгнанные с родных мест) армянские фальсификаторы, живущие ныне в Карабахе, Зангезуре и на территории Иреванского ханства, пытаются  выдать эти  тюркские ковры за армянские и  заявлять об «армянском ковроткачестве», которое к тому же была,  по армянским утверждением,  «древнейшим». Как известно для изготовления одного пазырыкского ковра  было использовано шерсть 100 овец. Армяне, в основном, всегда разводили свиней и если бы даже и  научились ковроткачеству от тюрков, затем и  использовть для это щетину кабанов и свиней, то для создания одного ковра им бы пришлось зарезать всё поголовье армянских свиней.


Рецензии
Вот такие статьи, земляк мой Гахраман, удаются Вам лучше, чем просто "политические"! С детства мечтал стать археологом, и мечта моя чуть-чуть сбылась к старости... Направьте свой талант на АРХЕОЛОГИЮ, и будет Вам счастье...

Сергей Вожегодцев   25.10.2021 13:27     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, спасибо за Ваш интерес к моим публикациям. Я уже более 10 лет на пенсии, а до этого 42 года работал в киноотрасли, но с детских лет интересуюсь этнической историей древних и современных тюркских народов. Проблема этногенеза любого народа может быть решена комплексным изучением лингвистики, археологии, антропологии, генетики, этнографии. Сегодня благодаря Интернету у нас есть возможность использовать при написании своих публикаций большого количества источников. Будучи кинематографистом я создаю свои книги путём монтажа научных произведений известных учёных в вышеназванных отраслях науки. С уважением!

Гахраман Гумбатов   26.10.2021 09:06   Заявить о нарушении