Несколько слов о диалектике

    В наше время всё более очевидным становится тот факт, что проверенные веками научные методы исследования и их основа – причинно- следственные отношения не работают в квантовом мире. А этот мир приоткрывает нам суть Вселенной.
  Всё чаще и чаще высказываются мнения, что причинно- следственные отношения не должны иметь статус непогрешимости и непререкаемости, не должны быть окончательным приговором над действительностью. Наконец, они должны быть не единственными, а одними  из.
  Кроме причинно- следственных отношений мы должны не забывать  и о диалектических отношениях.
  В античности диалектикой считали и искусство вести диалог, и колыхание вечно покоящего океана Вселенной.
  В новое время много внимания уделяется развёртыванию и разрешению противоречий в рамках законов диалектики. Но всё же само выражение «законы диалектики» есть оксюморон. Законами мы считаем фиксацию необходимой связи между явлениями, т. е. выявление необходимости, как раз той самой необходимости, которая лежит в основе причинно- следственных отношений. А вот диалектика в этом случае всё же ближе к творчеству, которое никак не назовёшь чем- то необходимым и обязательным. К тому же в этих законах сплошь и рядом (возьмём хотя бы отрицание отрицания) намекают на последовательность, которая есть визитная карточка причинно- следственных отношений.
  А вот одновременность есть суть диалектики. И эта одновременность функционирования как минимум двух составляющих в едином, в целостности намекает на вечность. В свою очередь ещё раз подчеркнём, что причинно- следственные отношения - это последовательность, это временность, это бренность нашего подлунного мира.
  Надо не забывать, что причинно- следственные отношения есть взаимодействие отдельных, чужих вещей и явлений, а диалектика работает в целостности, единстве.
  Именно такая целостность является трансцендентальной основой всего, основой, которая пребывает вне пространства и времени. Именно это как раз коррелирует с Нусом Аристотеля, с его неподвижным движителем мира. Это как раз та точка, которая есть всё, а всё есть точка.
В такой точке нет ничего оконтуренного, но она есть изобилие вариантов, она есть полотно, на котором творчество рисует свои шедевры.
Здесь не может быть ничего чужого, ничего отдельного, здесь творчество выдаёт только своё иное. Эта точка, эта целостность, это единство есть принципиально античужое образование. Вот почему мы осваиваем чужой мир, делаем его своим, а не уничтожаем, не аннигилируем его. Именно такое освоение мира есть ненасилие.
Поэтому о диалектике можно сказать, что она есть взаимодействие своих иных, взаимодействие, которое осваивает мир, которое есть  ненасилие.


Рецензии
"Здесь не может быть ничего чужого, ничего отдельного, здесь творчество выдаёт только своё иное. Эта точка, эта целостность, это единство есть принципиально античужое образование. Вот почему мы осваиваем чужой мир, делаем его своим, а не уничтожаем, не аннигилируем его."
Виктор, вам трудно излагать мысли на понятном людям языке?
По возрасту?

Владимир Иноземцев   23.11.2021 12:05     Заявить о нарушении