Ковидные истории Часть 6

Ковидные истории
Часть шестая

Почему у ковида-19 такой длинный хвост?

Большинство людей, переболевших ковидной инфекцией, обратили внимание, что одни симптомы болезни проходят быстро, другие сохраняются некоторое время и потом все же исчезают, а в ряде случаев появляются такие, которые в отличие от предыдущих проявлений инфекции указывают на новую болезнь. В сети и СМИ все многообразие постковидных проявлений стали обозначать термином «постковидный синдром», или «лонг ковид». Медицинская общественность пока старается широко не пользоваться этой терминологией и, надо полагать, еще находится на стадии собирания фактов.

Национальный институт здоровья Великобритании в декабре 2020 года предложил классификацию состояний, которые связаны с ковид-19. В ней выделяется острая инфекция с продолжительностью симптомов до четырех недель, инфекция с манифестными проявлениями 4 – 12 недель и уже упоминавшийся постковидный синдром или лонг ковид, проявления которого длятся более трех месяцев. Иными словами, инфекция может иметь острое, затяжное и хроническое течение.

Заметим, что в этой классификации понятия «постковидный синдром» и «лонг ковид» употребляются как синонимы. Но так ли это?

Из приведенной классификации не ясно, какие состояния, связанные  SARS-CoV-2, после уничтожения вируса иммунной системой организма поддерживаются без самого вируса, как повреждения только ряда органов и систем, а какие происходят при наличии вируса в организме, возможно даже сильно ослабленного, но жизнеспособного и вирулентного.

Длительное нахождение такого вируса в организме называется персистенцией. Наличие персистирующего в организме вируса указывает на слабость иммунной системы, когда она не может уничтожить возбудитель. При этом вирус может находиться в разных органах. Данные патологоанатомических исследований свидетельствуют об обнаружении у умерших больных вируса в легких, почках, печени, кишечнике и даже в головном мозге. Персистенции сопутствует дисбаланс регуляторных систем организма и недостаточность функции его важных систем и органов. В связи с этим лонг ковидом целесообразно считать состояние с персистирующим в организме вирусом. Когда в организме вируса уже нет, а сохраняются отдельные симптомы, появившиеся в процессе болезни или позже, то оправданным будет  применение термина «постковидный синдром». Другими словами, постковидный синдром образуют массивные, хотя и мелкие повреждения, оставленные вирусом. Чаще всего такие повреждения наблюдаются у физически здоровых людей, не обремененных сопутствующей хронической патологией, при легком течении инфекции без лечения или при любом другом ее течении, когда лечение малоэффективно, в том числе и при ранней выписке больных из стационара.

При выписке таких пациентов из стационара для суждения о выздоровлении организма результатов двукратного отрицательного теста ПЦР на РНК  SARS-CoV-2, взятого со слизистой носоглотки, явно недостаточно. При отрицательных тестах со слизистой носоглотки китайские исследователи находили вирус в анальных мазках – и вирус ими выявлялся жизнеспособным и  вирулентным.  Приведенные факты дают основание утверждать, что отрицательные тесты современной диагностики РНК  SARS-CoV-2 в эпителии носоглотки не гарантирует полной эрадикации вируса. 

 Общими факторами, отягчающими течение ковида-19 и постковида, являются ожирение, сахарный диабет, гипертоническая болезнь, сердечная недостаточность, онкологические, аутоиммунные и другие хронические заболевания. У гипертоников, например, в постковидном синдроме наблюдаются резкие скачки АД, ЧСС, увеличивается число экстрасистол и возникает аритмия. У больных сахарным диабетом усиливается гипергликемия и холестеринемия. У больных, имевших обширные поврежения легких, в постковиде развивается фиброзирование легких,  внешне проявляющееся не прекращающейся одышкой.

Обилие симптомов, как общего характера (лихорадка, боль, утомляемость), так и со стороны систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной) и органов (желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, кожи, глотки, органов чувств, в том числе и зрения), образует невероятно длинный ковидный хвост. Все симптомы постковидного синдрома и лонг ковида требуют со стороны лечащих врачей большого внимания и дальнейшего долечивания больных. И тогда ковидный хвост отпадет.

Таким образом, эффективное лечение ковида-19 не дает развиться лонг ковиду и уменьшает выраженность постковидного синдрома. Для дифференцировки понятий «постковидный синдром» и «лонг ковид» требуется постоянное совершенствование методов лабораторной диагностики. От точной диагностики наличия РНК  SARS-CoV-2 в организме зависит не только объяснение характера течения инфекции,  тактики лечения, но и соблюдение в процессе долечивания пациентов соответствующих противоэпидемических мероприятий.


Рецензии