О курьезах часть 1

О ТОМ, ЧТО КОГДА ЗАЩИЩАЮТСЯ, БЫВАЕТ И СЛУЧАЕТСЯ…
(Часть первая)

В среде ученых защита диссертаций коллег события незаурядные. Для соискателей они вообще уникальные. Потому, что по интеллектуальному и вообще по нервному напряжению они являют собой пример классического стресса, а при стрессе бывают и сбои, и тогда с человеком происходят курьезы, события необычные, нередко нелепые, смешные, реже грустные. Бывают, разумеется, интересные ситуации и с видными учеными, которые на защитах выступают в разных качествах: председателей, технических секретарей,  оппонентов, просто профильных специалистов. Они тоже в стрессовых ситуациях, возникающим по другим причинам, могут не справиться со своим состоянием. Обычно участники таких событий  предпочитают о них не распространяться, хотя  в узком кругу членов ученого совета о них помнят и  в форме специфического элемента народного творчества передают друг другу из уст в уста. Вероятно, что таким путем появилось множество анекдотов, мифов, афоризмов. Хотелось бы поделиться поучительными и смешными курьезами, которые мне известны. Об одних мне стало известно от  старших товарищей, которых в большинстве своем уже нет в живых, о  других  я знаю не понаслышке, поскольку я в  них был либо участником, либо  свидетелем. Сразу хочу предупредить, что в сюжетах упоминаются люди иногда с настоящими именами и фамилиями, иногда только с именами, а иногда и без имен вообще. Об их регалиях не пишу. За большую точность некоторых описанных  историй ручаться не могу по причине особенностей памяти, схватывающей главное, существенное, а не детали. И тем не менее…

Самая быстрая защита

После защиты докторской диссертации в 1989 году Олег Синяченко был приглашен в качестве оппонента в терапевтический специализированный совет по защите диссертаций Азербайджанского медицинского института. Молодой ученый сильно волновался, многократно прокручивая в голове свое выступление на совете. В то время начинать доклад было принято с политического значения союза двух братских народов, азербайджанского и украинского, реверанса в сторону руководства компартии, ректора, председателя совета, выдающихся ученых и прочего. А еще надо было немного сказать о диссертации и диссертанте. Доклад был большим и не укладывался в обычный регламент оппонента. Ответственность поездки Олега подчеркивала его супруга, которая в любой момент готова была прийти на помощь докладчику, подсказывая ему в случае запинки фамилии, имена и отчества политической и медицинской элиты Азербайджана, которые она выучила наизусть. На вокзале семейная чета купила огромный букет алых роз, и из-за задержки с выбором цветов чуть не опоздала к началу работы совета.

Председатель совета оживился, увидев в зале оппонента, сразу решил дать ему слово, а всем собравшимся сообщил, что с Украины прибыл выдающийся ученый современности и большой его друг профессор из Донецкого медицинского института. Олег вручил председателю совета цветы, сказав, что с ними он передает Азербайджану большой пламенный привет от народа Украины. Дальше он сбился, поскольку не понял, что должен говорить. Неужели без заслушивания сведений о диссертанте, самого доклада диссертанта, вопросов к докладу и выступления научного руководителя он сразу должен начать говорить как оппонент? Председатель Совета в момент замешательства Олега сказал:

- Какое интересное и, главное, содержательное выступление профессора   из Донецкого медицинского института мы услышали. Спасибо, дорогой, присаживайтесь.

- А как же замечания и вопросы? – попытался робко возразить оппонент.

- Какие замечания и вопросы? – переспросил председатель. – Разве диссертант с вами не рассчитался?

Пауза.

- А если все нормально, мы поздравляем диссертанта с присвоением ему ученой степени кандидата медицинских наук! Заседание Совета объявляется закрытым. Мы все едем на Апшерон!

О правильном снятии стресса

В 1995 году Юрий Крюк защищал докторскую диссертацию в Одесском медицинском институте. Мы с его двоюродным братом Александром были в группе поддержки. Я обеспечивал товарищу презентацию доклада, а брат -  быт. Нас поселили в студенческом общежитии подальше от студентов в специально отведенных для аспирантов и врачей-курсантов комнатах, расположенных на первом этаже. Там же выделили комнату для оппонента диссертанта профессора Н.А. Клименко, заведовавшего тогда кафедрой патологической физиологии Харьковского медицинского университета. С Николаем Юрий и я были давно знакомы. Встретили его на вокзале, привезли, поселили рядом с нашей комнатой. Наладили хорошие отношения с комендантом общежития. Она распорядилась обеспечить нас пианино.    Отметили встречу. Крюк сильно волновался и всю ночь снимал стресс, играя на музыкальном инструменте. Под утро он выглядел неважно. Некоторые члены ученого совета, глядя на диссертанта, советовали Юрию перед защитой, а она была второй, для снятия напряжения выпить пятьдесят граммов коньяка. Рекомендации уважаемых ученых Юрий выполнял беспрекословно и к  своему выступлению на совете подошел уже без всякого волнения. Доклад был прочитан. Когда дело дошло до ответов на вопросы членов совета, выяснилось, что эти вопросы не входили в состояние гармонии с внешним миром, в котором пребывал диссертант. Я, находясь рядом, подсказывал ответы, но эта действительность сильно напрягала Юрия.  Наконец, он не выдержал очередного вопроса и сказал:

- Ребята, если б вы знали, как я устал.  Я не ученый, а хороший водила ученого, который сидит рядом. – С этими словами он показал пальцем на меня. – Пусть он вам и отвечает!

Члены совета оценили юмор диссертанта и больше вопросов не задавали.

Дальше выступали оппоненты и профильные специалисты. Потом прошло голосование, где все члены ученого совета проголосовали «за».

 На банкете все сочувствовали пережитому стрессу диссертанта. По поводу удачной защиты, придя в общежитие, Юрий собрал вокруг себя всех жильцов первого этажа и дал им концерт какой-то космической джазовой музыки. Но мы с Николаем этот концерт уже не слышали, поскольку как видные ученые  редактировали в комнате коменданта общежития стенограмму заседания специализированного совета, которую надо было утром сдать техническому секретарю.


Счастливая случайность

После конференции, проходившей в начале 00-х годов в одном областном центре Украины, участники конференции устроили банкет, во время которого два соискателя усердно обхаживали профессора из Донецкого медицинского университета на предмет его согласия быть оппонентом по их кандидатским диссертациям. У ученого был на этот вечер запланирован вылет самолета   домой, и его домашние знали о времени прибытия борта. Потенциальный оппонент по понятным причинам в этот день не сильно хотел читать рукописи соискателей, а соискатели сильно налегали. В общем, сказалась усталость, и профессор не смог  в назначенное время вылететь в Донецк. На следующий день профессор сдался, дав согласие быть оппонентом, и даже подписал два соответствующих отзыва на  диссертации. Его снова угостили колоритным обедом, потом аккуратно доставили на железнодорожный вокзал и загрузили   в вагон фирменного поезда. Весь последующий день пассажир мучился на нижней полке купейного вагона, очень переживая, что сильно набрался и не смог предупредить семью о своей задержке.

Во дворе дома соседи, не отвечая на приветствие профессора, как-то загадочно от него стали шарахаться. Одна бабулька, когда он входил в подъезд, даже успела перекреститься. «Неужели я так плохо выгляжу после командировки?», - подумал ученый. – «Пить однозначно надо бросать».  Но его мысли тут же оборвал душераздирающий крик и тупой звук упавшего на пол тела тещи.

- Папа, ты живой, - закричав, бросились на шею дети. – Нам сообщили, что самолет, на котором ты летел, позавчера разбился! Мама выехала на опознание жертв аварии. 

Вскоре приехавшая жена была ошарашена позитивным известием. В этот же день в холе университета сняли соболезнования ректората.
Через два месяца защита двух диссертантов в их специализированном совете прошла успешно. Но, если о защите сказать так, то это значит, что ничего не сказать…


(Продолжение следует)


Рецензии