Простые предложения просто!
Один из игровых сценариев речевого конструктора «Речекон» дает возможность в непринужденной форме освоить или улучшить навыки, позволяющие сделать нашу устную речь разнообразной, а также помогает добиться большей точности при формулировании того, что мы стремимся донести до собеседника в повседневном общении. Данный сценарий относится к категории обучающих игр и предполагает наличие модератора (учителя), оценивающего правильность построения предложений.
Давайте попробуем разобраться в том, как возникают фразы, которыми мы пользуемся в нашей речи. В начале кона определяется пропозиция будущих предложений: слова озвучиваются в начальной форме. Все фразы произносятся игроками вслух, за правильно построенные фразы присуждаются баллы.
Посмотрим на картинку, на которой герой Речекона Говоришка сидит за столиком и держит в руке стакан с водой, которую пьет.
Все составные части этой вполне реальной жизненной ситуации – предметы, действующие лица, процессы, конечно, могут существовать по отдельности или встречаться в других ситуациях и сочетаниях, однако в данном конкретном случае они составляют некую целостность, своего рода временное единство. Можно сказать, что ситуация соединяет эти отдельные элементы в ансамбль, в котором они связаны определенными отношениями (Говоришка сидит за столиком, держит в руке стакан, пьет воду).
Такую реальную сцену как фрагмент окружающей нас действительности может наблюдать не только человек, но, например, и кошка или собака, однако только человек (по крайней мере, до сих пор так считалось) способен, восприняв эту ситуацию, внутренне отобразить ее в семантической (смысловой) конструкции – «пропозиции», ядром которой, как это доказали лингвисты, является глагол. В данном случае, например, это глагол «пить», хотя можно выбрать и другие – «держать», «сидеть».
Глагол «пить», подобно химическому элементу с определенной валентностью, «притягивает» к себе действующее лицо – «Говоришку», а также других участников будущих фраз («воду», «из стакана»). Могут появиться и дополнительные характеристики (например, «усталый» Говоришка, «холодная» вода), но об этом мы поговорим чуть позже.
Именно пропозиция является основой для всех будущих вариантов предложений, которыми мы будем описывать наблюдаемую ситуацию. Все множество таких предложений (пока мы говорим именно о простых предложениях) составляют парадигму простого предложения. В русском языке она восьмичленна.
Ее составляют три времени изъявительного наклонения (реальная ситуация в настоящем прошлом и будущем):
Говоришка пьет воду из стакана.
Говоришка пил воду из стакана.
Говоришка будет пить воду из стакана.
Еще пять компонентов описывают уже не реальное положение вещей, а возможность, желательность или долженствование действия.
Это так называемые ирреальные наклонения.
В сослагательном наклонении действие описывается как возможное в неопределенном будущем (например, при определенных условиях, которые позволят ему осуществиться): «Говоришка пил бы воду из стакана, (если бы у него был этот стакан, а пока ему приходится пить прямо из бутылки)».
Условное наклонение представляет действие таким образом, что оно является условием совершения какого-то другого действия: «Пил бы Говоришка воду из стакана, (тогда и другие могли бы налить себе из этой бутылки)». Часто два эти наклонения для простоты объединяют в общее – условно-сослагательное.
Если говорящий желает наступления действия, обозначенного глаголом, он употребляет желательное наклонение: «(До)пил бы Говоришка воду из стакана, (тогда можно было бы наконец убрать всю посуду со стола и помыть)».
Долженствовательное наклонение выражает вынужденность, обязательность, предписанность осуществления действия: «(Все поют газировку из банок), а Говоришка пей воду из стакана!» Предложения с подобной структурой встречаются довольно редко, стилистически они относятся к просторечию.
Побудительное (повелительное) наклонение выражает побуждение к действию: «Говоришка, пей воду из стакана».
Все эти предложения имеют единую семантическую основу, о которой мы говорили выше. Однако не все они одинаково «ценны» для развития навыков повседневной устной речи. Поэтому в игре мы временно откажемся от некоторых элементов парадигмы простого предложения, но добавим в «семейство» фраз, описывающих изображенную на картинке ситуацию («пропозицию») такие структуры, которыми пользуемся постоянно. Главное, чтобы предложения оставались простыми!
Говоришка пьет воду из стакана – настоящее время, реальное действие.
Говоришка пил воду из стакана – прошедшее время, реальное действие.
Говоришка будет пить воду из стакана – будущее время, реальное действие.
Пил бы Говоришка воду из стакана! – желательность, условность, сослагательность, нереальное действие. В каждом случае такое предложение будет дополняться: «…, вот было бы здорово!» (желательность), «…, не уронил бы он бутылку» (условность), «, … если бы имел стакан» (сослагательность)
Говоришка, пей воду из стакана! – повелительное наклонение.
Таким образом, полная синтаксическая парадигма простого предложения сведена к пяти возможным конструкциям.
Поскольку же игровой кубик имеет шесть граней, для данного игрового сценария мы добавляем еще одну структуру, в основе которой лежит еще одна очень важная лингвистическая тема – категория модальности. Подробнее эта тема будет рассмотрена отдельно, а пока мы добавляем в наше «семейство» предложений еще одно – такое, в состав которого входит «модальное слово», обозначающее желание, возможность, необходимость совершения действия.
Говоришка (не) хочет/может/должен пить воду из стакана.
Остается присвоить каждой грани игрового кубика определенную конструкцию предложения.
1 точка – настоящее время
2 точки – прошедшее время
3 точки – будущее время
4 точки – условно-сослагательное или желательное наклонение
5 точек – повелительное наклонение, побуждение, призыв, просьба
6 точек – предложение с модальным словом, выражающим желание, возможность, необходимость.
Важно помнить, что не для каждого предложения можно построить все варианты, предложений, поэтому если этот игровой сценарий используется для обучения, следует заранее выбирать пропозиции, допускающие построение предложений по всем шести схемам. Этот игровой сценарий Речекона является базовым, и составляет своего рода основу для целой группы более сложных вариаций, которые будут описаны позднее.
Возможности усложнения этого сценария:
1) Добавление определений: Охрипший Говришка пьет газированную воду из стеклянного стакана.
2) Добавление обстоятельств: Говоришка медленно пьет воду из стакана маленькими глоточками.
Для примера рассмотрим возможные фразы на основе фрагмента игрового поля «Вокзал», отражающего один из фрагментов внеязыковой действительности.
1. Путешественник покупает билет. – Пассажир в шляпе покупает билет в кассе вокзала.
2. Путешественник купил билет. – Пассажир быстро купил билет на ближайший рейс.
3. Путешественник будет покупать/купит билет. – Пассажир будет покупать/купит билет на обратный рейс.
4. Купил бы Путешественник купил билет (заранее, не пришлось бы ему сейчас так спешить).
5. Путешественник, купи билет (заблаговременно)!
6. Путешественник хочет купить билет (на ближайший поезд).
Если целью является освоение иностранного языка, сценарий игры необходимо адаптировать под актуальные задачи учебного процесса. В английском языке, например, для тренировки структур длительного времени первые три пункта можно посвятить повествовательным предложения, а последние – вопросительным предложениям
1. He is drinking water from the glass.
2. He was drinking water from the glass.
3. He will be drinking water from the glass.
Если необходимо отработать именно это грамматическую категорию, при выпадении 4, 5 и 6 точек на игровом кубике можно строить вопросительные предложения в соответствующих временах с добавлением необходимых второстепенных членов предложения.
Каждое из более чем 40 игровых полей Речекона дает возможность для построения самых разнообразных речевых ситуаций, моделирующих реальное общение. Дизайн игры позволяет дополнительно использовать изображения как раскраски.
_______________________________
Литература:
1. Сусов И.И. Введение в общее языкознание. Основы общего синтаксиса. Электронный ресурс http://homepages.tversu.ru/~ips/5_02.htm, дата обращения 16.10.2021
2. Шведова Н.Ю.(ред.) – Русская грамматика: [В 2-х т. / Редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) и др.]. – М.: Наука, 1980. Т. 2. Синтаксис / [Е. А. Брызгунова, К. В. Габучан, В. А. Цикович и др.]. – М.: Наука, 1980.
Свидетельство о публикации №221102500732