Салон Чехова в Баденвейлере

Белая витрина

В литературный музей «Салон Чехова» (Tschechow-Salon)  в Баденвейлере нужно приходить снова и снова. Я уже писала о нём («Чехов и Баденвейлер», «Три музея Чехова») после посещения этого музея в 2018 году. Тогда я остановилась после осмысления некоторых элементов экспозиции, решив сделать передышку. Дело в том, что «Салон Чехова» в Баденвейлере – своего рода квест, который нужно разгадывать. Это тем более поразительно, что помещение музея крошечное, едва ли больше 60 кв. метров. А если учесть, что не вся экспозиция посвящена Чехову, а есть в нём закуток с информацией о других писателях и деятелях культуры, когда-либо посещавших Баденвейлер, то тем более удивительно, как много информации можно разместить на таком небольшом пространстве.

Итак, в первый раз я осмыслила значение экспозиций в виде фотографий, небольших текстов, цитат, картин на стенах, а также значение маленькой «кладовки» за стеклянной стенкой. Прослушала три аудио-выступления специалистов о Чехове, о театре Чехова. И не стала внимательно осматривать витрину, стоящую в центре зала. Прекрасно понимая, что в этой витрине скрыт какой-то смысл, понять который я не смогу из-за полноты впечатлений от первого посещения музея.

И вот три года спустя мне повезло оказаться в Баденвейлере во второй раз. Посещение было кратким, и я не стала терять время и сразу приступила к изучению содержимого белой витрины.

Хочется повторить, что основной смысл музейной экспозиции «Салона Чехова» базируется на том факте, что Чехов как врач, сознавая тяжесть состояния своего здоровья, знал, что он скоро умрёт, то есть, вольно или невольно Чехов сознавал, что приехал в Баденвейлер умирать. И перед создателями музея стояла задача рассказать о смерти Чехова, но не напрямую, не в лоб, а опосредованно, чтобы посетитель задумался не только о теме «Чехов и смерть», но и о теме «Человек и смерть». О радости бытия, о богатстве по имени Жизнь и о трагедии по имени Смерть.

И вот – белая витрина. Белый ящик, покрытый стеклом. И вся экспозиция – под стеклом. Но как – в несколько уровней, и каждый уровень отделён от предыдущего опять же стеклянной перегородкой. Как будто всё по отдельности, но всё равно это – одно.

Так о чём же рассказывает белая витрина посетителям музея?

Первая информация: Деятельность Чехова. Краткий текст, в котором буквально в нескольких словах рассказывается о том, что Чехов – писатель уровня Тургенева, Толстого и Достоевского, а также драматург – реформатор театра. Как врач Чехов практиковал часто бесплатно, в Мелихово ему удалось побороть эпидемию холеры. Чехов построил на свои средства несколько деревенских школ и одну почтовую станцию; его пожертвования позволили открыть первые общественные библиотеки в Таганроге и на Сахалине.

А вот и Сахалин, его карта 1890 года и информация о том, когда Чехов посетил пенитенциарные заведения острова.

Уровнем выше – письмо Чехова В. Соболевскому. Написанное тонким летящим почерком письмо повествует о том, что состояние здоровья Чехова улучшается, и о впечатлениях писателя о Баденвейлере. Меня позабавило замечание Чехова о том, что немцы одеваются ужасно безвкусно (они и сейчас так одеваются). Письмо написано 12 июня 1904 года, а 15 июля Чехов умирает...

Чуть повыше слева – одно из пенсне Чехова и краткий текст, как это пенсне попало сначала в литературный архив Баденвейлера, а потом и в „Салон Чехова“.

Под пенсне, на другом уровне – прижизненное издание книги Чехова «Остров Сахалин», а рядом и чуть сверху – чернильница с перьевой ручкой и сургучная печать с факсимиле писателя.

Следующая часть экспозиции витрины называется Чехов как врач. Здесь можно узнать о том, что Чехов изучал медицину в Москве, начал собственную практику в 1895 году в Москве же. Бедных лечил бесплатно, а в Ялте помогал деньгами больнице, а также неимущим больным туберкулёзом.

Рядом другая тема – Чехов-литератор. И в этой главке речь о Чехове-драматурге, о том, что на Западе его считают основоположником современной драмы, а его пьесы со временем становятся всё актуальнее.

На другом уровне – раскрытая книга с рассказом «Степь», чуть правее – собрание сочинений писателя, чуть ниже уровнем – «Письма Чехова».

Ещё одна главка – Чехов-наблюдатель. В коротком тексте мы читаем о дистанцированности повествования как творческой особенности Чехова. Отмечается, что Чехов в своих произведениях не судья, а беспристрастный свидетель. Лаконичность повествования Чехова становится его художественной особенностью.

Между двумя главками мы обнаруживаем вдруг старинную серебряную ложку для соуса – часть приданого москвички Елизаветы Живаго, вышедней замуж за баденвейлерского доктора Швёрера, который стал лечащим врачом Чехова во время его пребывания на курорте Баденвейлер.


А на самом дне, совсем-совсем внизу – докторский    саквояж и рядом с ним – пустые склянки-пузырьки от лекарств. Пустые, потому что они не помогли Чехову, оказавшись пустотой. И рядом с саквояжем цитата Чехова из его разговора с Буниным: “Толстой говорит, что человеку нужно только три аршина земли. Это ерунда – три аршина земли нужны трупу, а живому нужен весь земной шар. Особенно писателю.”

Маленькая белая витрина, в которой на разных уровнях всё о Чехове, о его жизни, о его творчестве. Эта витрина рассказывает посетителю музея, каким был Чехов. Она – это и есть Чехов с многогранностью его личности.

Отступите от белой витрины на один шаг, и вы увидите, что её форма повторяет очертания могилы – размером с три аршина земли. И в этой могиле всё, что умерло вместе с Чеховым. Его талант писателя, врача, человека...

Повторю: тема основной экспозиции  литературного музея “Салон Чехова” в Баденвейлере – смерть Антона Павловича Чехова.




Рецензии