У бабушки Шушаны. Часть 2 - Возвращение. Глава 17
Шуша раскрыла занавески, и яркое весеннее солнце захохотало во всех углах большой комнаты.
- Просыпайтесь! – запела Шуша, весело кружась и размахивая руками.
Из кухни слышалось мерное постукивание. Бабушка Шушана рубила капусту на пирог. От большой глиняной миски поднимался дивный запах растущего теста.
Бабушка повернула голову.
- Ты что кричишь?
- Пора собираться, скоро чучки приедут!
- До прибытия поезда ещё четыре часа, и вообще, никто не приедет раньше завтрака. Будь добра, накрой полотенцем вон ту кастрюлю.
Шуша взяла полотенце, но прежде, чем накрыть крышку, приподняла её. Овсяная каша! Отлично. Девочка прошмыгнула мимо стола и, танцуя, постучала в маленькую комнату.
- Войдите, - раздался недовольный голос Чучи.
Шуша вошла и удивлённо огляделась. Комната была празднично убрана ветками и цветными шарами. На полке раскрытого настежь шкафа сиял маленький домик чучек. Его чисто вымытые окна, тщательно отглаженные и надушенные занавески, покрашенный в голубой цвет заборчик и Чужик-Пужик, отдыхающий на скамеечке при входе – всё томилось ожиданием. Чуча сидела в шкафу и наощупь красила губы.
- Слева совсем криво, - сказала Шуша. – Почему ты не возьмёшь зеркало?
Чуча раздражённо фыркнула.
- Потому, что нельзя взять то, чего нет. Козлёнок забрал все зеркала, для телескопа.
- Я поищу что-нибудь.
Шуша выбежала из комнаты и направилась в гостиную. Очень странно. Огромного зеркала, всегда висевшего на стене, не было, его место занимала пустая оконная рама. Козлёнок, очевидно, думал, что никто не заметит подмены.
- С тобой я позже разберусь, - пробурчала Шуша и пошла в свою комнату. Маленькое зеркальце с серебряной ручкой отсутствовало. Шуша выдвинула верхний ящик тумбочки, где среди прочих глупостей и секретиков лежала розовая пудреница, выигранная когда-то в лотерею.
- Ну вот, нашла, - успокоилась девочка.
Она раскрыла пудреницу. Розовая пудра с едким запахом находилась на месте, зато вместо круглого зеркала во внутреннюю сторону крышки была аккуратно вставлена бумажка с надписью «Спасибо». Вне себя от такой наглости, Шуша бросилась вниз по лестнице и едва не столкнулась с бабушкой Шушаной.
- Шуша! Разве можно так бегать? Я чуть не упала!
- Прости, бабушка, я шла на кухню и не заметила тебя.
- Хорошо, зови всех завтракать.
Шуша посмотрела на накрытый стол, и вдруг её осенило! Она вернулась в маленькую комнату, где Чуча по-прежнему безуспешно пыталась привести себя в порядок.
- Я не нашла зеркала.
Чуча усмехнулась.
- Но я принесла что-то вместо него.
Чуча заинтересованно подняла голову. В руках у Шуши блестел идеально начищенный медный чайник. Едва Чуча глянула в его золотистый бок, как комнату огласил вопль.
- В чём дело? – спросила Шуша.
- А ты сама посмотри! – крикнула Чуча.
Шуша заглянула сверху и прыснула – чучино лицо расползлось и стало коротким и широким, причём криво накрашенный рот зловеще улыбался, заслонив собою нос, подбородок и левый глаз. Положение становилось опасным.
- Идите завтракать! – крикнула Шуша, выхватывая чайник и убегая.
В гостиной собралась вся семья. Даже Кика и Кока, рано утром бегавшие в галерею, уже вернулись и раскладывали кашу по тарелкам. Шуша потихоньку поставила чайник на прежнее место, и тут вошла Чуча. Губную помаду она стёрла совсем, а зато причесала и уложила волосы. Чужик-Пужик, следовавший за ней, закрыл дверь.
- Ну вот, все в сборе, - провозгласила бабушка, - приятного аппетита!
- Спасибо! – раздалось со всех сторон.
Когда тарелки опустели, дедушка Шаша сказал.
- Через три часа приходит поезд. Необходимо решить, кто поедет на вокзал встречать чучек.
- А я думала, мы все поедем, - удивилась Шуша.
- Твой дедушка прав, - возразила Мумия, - не стоит усугублять вокзальную толчею ненужным присутствием.
- Это как? – спросили Кика и Кока, вытаращив глаза.
- А так. Ни вы, ни дедушка Шаша, ни шушины родители, чучек вообще никогда не видели, вы остаётесь дома. Бабушка, я и Чужик – тоже. На вокзал поедут Чуча, Шуша и Пугало.
- А мы? – оживились пумки.
- А вы будете встречать чучек во дворе, возле калитки. Это очень почётно. Не будем создавать проблем там, где их можно избежать.
- Ну и отлично, - сказала Чуча.
- А на чём они поедут? – поинтересовался Чужие-Пужик. – Нашу машину майор Цуцкин забрал для каких-то съёмок.
- Действительно, на чём?
- На автобусе, - отрезал дедушка Шаша, предотвращая возможные варианты.
- Хорошо ,- согласилась Шуша. – Но сегодня – короткий день, автобусы ходят только до двенадцати, обратно мы можем не успеть.
- Я возьму такси! – воскликнуло Пугало, и все посмотрели на него.
Чуча одобрительно кивнула.
Хорошо ехать в поезде, слушая весёлый перестук колёс, повествующий о дальних маршрутах, неожиданных встречах и коротких передышках между рейсами. Замечательно устроиться возле окна и глядеть, как мир проносится мимо, умываясь дождями, смеясь шелестом юной листвы, а вечером – засыпая с гаснущими окнами и темнеющим горизонтом. А можно забраться на верхнюю полку и, болтая ногами, молча участвовать в чужих разговорах случайных попутчиков, а потом задремать, убаюкавшись лёгким покачиванием вагона, и вдруг проснуться в совершенно другом городе.
Хорошо и спокойно трястись в автобусе и, болтая о разных глупостях, приближать долгожданную встречу. Возможно, это короткое путешествие впоследствии будет вспоминаться как настоящее приключение, ведь никогда не знаешь, что ожидает тебя даже на самой знакомой дороге, по которой и ехать-то всего пятнадцать минут.
Но как же тяжело ждать дома! Каким бесконечным может быть то же самое время! Ведь всё уже приготовлено – и полы блестят, и обед фыркает на плите, и пироги поспели, а Кока и Кика даже вытерли муку со своих вечно белых носов.
Маленькие пумы, прогуливаясь вдоль забора, несли вахту. К ним присоединились мышата и цыплята. Бабушка уже в четвёртый раз рассказывала дедушке, сыну и невестке, кто такие чучки и как они появились в доме. Всякий раз по окончании рассказа она смотрела на часы, и всякий раз оказывалось, что прошло ровно пять минут и восемнадцать секунд.
- Мама, не переживай, - говорил Шоша, - расскажи снова, я не совсем понял, откуда взялись чучки.
Бабушка возвращалась к повествованию, а стрелки часов, казалось, тоже с интересом слушали, замедляя свой ход, а то и вовсе останавливаясь, не в силах преодолеть заколдованных пяти минут и восемнадцати секунд. Как известно, больше всех устаёт тот, кто ничего не делает, то есть, конечно, тот, кто уже всё сделал и поэтому сейчас не делает ничего. Смотреть на часы и периодически выглядывать в окно – невероятно утомительное занятие. В конце концов оно надоедает и, незаметно для себя, каждый начинает что-то делать. Это увлекает, переключает мысли и успокаивает предчувствия. Именно это произошло с семьёй бабушки Шушаны. Кока притащила альбом с фотографиями, все углубились в их изучение и совершенно потеряли бдительность. И в это время за воротами скрипнули колёса.
В одну секунду все домочадцы оказались возле калитки. Возникла небольшая пробка, но тут Чужик-Пужик раскрыл ворота, и взорам собравшихся предстала небывалая картина. Около дома стояла телега. Сидевшая спереди Чуча церемонно расплачивалась с возницей, Шуша и Пугало помогали чучкам сгрузить чемоданы и коробки, а в самой телеге, на подстилке из сена возлежала бурая корова в элегантной шляпке с пером. Чучки бросились здороваться и знакомиться, смех и ликование, переливаясь из потеплевших сердец, заполнили весь воздух, всё небо и всю землю вокруг дома бабушки Шушаны. Прибежавшие Нюша, Зюша, Коза, Козёл и Козлёнок присоединили свои голоса к радостному хору прибывших и встречающих. Это было прекрасно и продолжалось долго, пока водитель телеги не подошёл к Козе и не потребовал освободить её – видите ли, ему ещё нужно успеть в аэропорт, встретить какую-то конференцию. Польщённая таким обращением, Коза подняла голову – и тут её глаза, глядящие из-под длинных рогов, встретились с другими глазами, побольше, улыбавшимися ей из-под рогов поменьше. Коза подошла к телеге, помогла гостье спуститься на землю и, протянув копыто, представилась.
- Коза.
- Му-у-за, - отозвалась корова приятным контральто.
Все повернули головы, в одно мгновение озадаченные единой мыслью: Зачем чучки притащили сюда корову? В деревне этого племени - хоть отбавляй, считай, в каждом втором дворе. Но, очевидно, бабушкин двор был из каждых первых. Всё равно, для чего везти обычную корову издалека, если можно приобрести её прямо здесь?
- Давайте войдём в дом, - предложила бабушка.
Все радостно согласились.
Чучки улыбались, узнавая привычные вещи – часы на стене, коврик возле печи, слегка потрёпанную дверь, ведущую в комнату со шкафом, где они жили до отъезда. Всё, как и прежде, находилось на своём месте. Но сколько же новых лиц вокруг! Чучки радостно знакомились с дедушкой Шашей, Кикой и Кокой, папой и мамой. Как же хорошо, что они вернулись! Возле ножки стола плечом к плечу сидели маленькие пумы. Чучки остановились напротив и внимательно заглянули в широко раскрытые жёлтые глаза.
«чучки» - подумали пумки.
«пумки» - подумали чучки.
- А где же корова? – спохватилась Шеша.
- Действительно, - засуетилась бабушка. – Нужно же определить, где она будет жить!
Бабушка выглянула во двор. Однако необычной гостьи нигде не было.
- Если я не ошибаюсь, - проговорил Чужик-Пужик, - корова пошла в гости. Я видел, как Коза взяла её под руку, и обе они направились к дому Нюши и Зюши.
- У коровы нет рук. – мрачно проговорила Чуча.
- А что же у неё вместо рук? – удивилось Пугало.
- Ноги.
- Да не может быть!
- Отчего же? У тебя вот вместо рук – грабли!
Пугало согласилось. Но не успокоилось.
- А что же у неё вместо ног?
- Тоже ноги, - не выдержали чучки. – Четыре ноги – две передние и две задние, как и у Козы.
- А у нас – лапки, - сказали пумки.
- Какие вы умницы! Кстати, корову зовут Музой, обращайтесь к ней так, иначе она не отзывается.
- Почему не отзывается? – спросила Шуша.
- У неё очень развито чувство собственного достоинства. Ну, вы сами увидите.
«Этого нам как раз не хватало», - подумала бабушка Шушана, а вслух сказала:
- Давайте завтракать! Сегодня у нас праздничное меню в честь приезда чучек.
- И Музы! – добавило Пугало.
Праздничный стол изобиловал угощениями на любой вкус. Чучки ели всё подряд, казалось, за год они забыли, как чудесно быть дома - и наслаждались каждой мелочью, от новенькой скатерти на столе до крохотных синеньких ложечек, поданных им неизвестно для чего. Убранство гостиной почти не изменилось, но какой-то новый дух витал в воздухе – счастливый дух молодости и романтики. Кика и Кока очень понравились чучкам. Девушки были какими-то лёгкими, они улыбались и приносили из кухни тарелки с невероятными по красоте и вкусу пирожными, а от чучкексов чучки пришли в полнейший восторг. Шушины родители вели себя тихо и достойно, как и положено родителям, а дедушка казался давно знакомым. Разговоры лились ручьями, как во время половодья по весне. Чучки рассказывали о жизни на севере, о своей работе, о своих достижениях. Оказалось, что всего за один год им удалось организовать сеть животноводческих ферм, окружить посёлок садами, разработать поля и даже запустить завод по изготовлению салатов и компотов. Дедушка Шаша качал головой.
- Весь мир бьётся над составлением долгосрочных планов, выделяют деньги, занимают этими вопросами кучу народу, а всего-то и надо – пригласить трёх чучек и не мешать им.
- Чужик, - сказала бабушка, - всё же нехорошо, что корова ушла, даже не познакомившись. Это негостеприимно. Позвони, дружок, в хлев, скажи Козе, пусть все идут сюда.
Чужик ушёл к себе в гараж, ведь только там была телефонная связь, а в комнату весело влетели два молоденьких милиционера. В руке у каждого было нечто, напоминавшее старый веник. Не замечая новых лиц, они подошли к Кике и Коке.
- Это вам, сувенир из наших отрезанных волос!
Девушки приняли подарки осторожно, словно они были хрустальными.
- Народные промыслы! – объявило Пугало.
Бабушка махнула на него полотенцем.
- А скоро свадьба? – прошептали чучки на ухо Мумии.
Они были воспитаны куда лучше, чем Пугало. Каким манерам можно научиться на огороде! Мумия же только улыбнулась. В первый раз было произнесено то, что она поняла давно – будет свадьба, да не одна, а целых две! Вот погуляем! Тут пришёл Чужик-Пужик с сообщением, что Корова и Коза пьют коктейль и намерены посетить нас в течение часа.
- Ну, раз так, - повернулась Шуша к чучкам, - может, вы объясните пока, что это за странная корова и почему её зовут Музой.
Чучки кивнули.
- Видите ли, корова действительно не совсем обычная. Она – поэтесса.
Бабушка выронила пирожок с лимоном. Чучки продолжали.
- Она пишет стихи, и ей совершенно необходима публика для выступлений. Это очень хорошие стихи, муза уже дважды занимала первое место на международных конкурсах. В следующем году мы ждём выхода её первого сборника.
Бабушка подняла пирожок и уронила ложку.
- Бабушка Шушана, не волнуйся! Муза не доставит хлопот. Она вообще не должна была ехать с нами, но, когда поезд тронулся, она побежала рядом с вагоном и так мычала, и так заламывала копыта! Пришлось дёрнуть стоп-кран. Как раз в нашем купе оказалось свободное место. Всю дорогу в знак благодарности Муза читала стихи. Мы так привыкли слушать её выступления! И вы тоже привыкнете.
- Конечно, что же нам остаётся… - буркнул дедушка Шаша.
Мумия подняла ладони, как бы примиряя всех.
- Успокойтесь. Если чучка что-то сказала, значит, так и будет.
- Ну хорошо, - сказал дедушка, - а где ваша корова будет жить? Можно поместить её в деревенский коровник, так будет легче за ней ухаживать, и доить тоже.
Чучки быстро переглянулись.
- Это не подойдёт. Муза не даёт молока, доить её незачем. А жить она привыкла отдельно, уединение очень способствует творческому процессу.
- Но у нас нет больше комнат! – воскликнула бабушка.
- Зато у нас есть контейнеры, которые прислали чучки, - сказал Чужик-Пужик.
- Но в них трубы. Куда их девать?
- В двух – трубы, - возразили чучки, - а третий нужно освободить.
- А там, что ли, не трубы? – удивилось Пугало.
Чучки встали из-за стола.
- Идёмте, покажете, где контейнеры.
Двор приветствовал всех ярким солнечным светом, разноголосым птичьим гамом, аккуратными прошлогодними грядками, готовыми к новым победам.
Каким-то непонятным, присущим только им чутьём, из абсолютно одинаковых трёх контейнеров чучки сразу выделили третий и двинулись к нему. Пугало сунуло нос в просвет между досок, но Чужик решительно отогнал его и достал из кармана ключ странной конфигурации.
- Что за диковина? – поинтересовался дедушка.
- Это универсальный ключ, открывает всё.
- Если существует такой ключ, зачем тогда вообще что-то закрывать? – удивилась Шуша.
Чужик молча протянул ей ключ. Шуша подошла к двери контейнера и попыталась её открыть. У неё не получилось.
- Ты не умеешь, - сказало Пугало, - дай сюда!
- Пожалуйста, - пожала плечами Шуша.
Пугало подошло к двери и, поклонившись, как актёр на премьере, воткнуло ключ. Дверь не поддавалась. В течение следующих сорока минут ключ переходил от одного к другому с неизменно отрицательным результатом.
- Может, хватит? – спросили чучки.
Чужик-Пужик кивнул и отобрал ключ у Петуха. После этого он вставил его в замочную скважину и открыл дверь. Волна недоумения пронеслась над садом.
- Как видите, воспользоваться этим ключом непросто, - улыбнулся Чужик. – Я сам его сконструировал, в нём есть секрет, известный мне одному.
- Расскажи нам! – закричали со всех сторон, а Мумия подняла вверх указательный палец.
- Секрет есть секрет.
И все успокоились. Спорить с Мумией – всё равно, что спорить со стихией – она опирается на знания и вековой опыт, а потому всегда сильнее и всегда права.
Чучки одна за другой вошли в контейнер и нажали на какой-то рычаг. И вдруг стенка плавно поехала вперёд и легла на землю. Удивление и восторг охватили присутствующих – из открытого контейнера прямо на них глядел маленький голубой трактор. Да-да, глядел! На его милой мордочке были нарисованы два глаза с огромными ресницами. Неожиданно вперёд вылетела Шеша, шушина мама. Обычно тихая и скромная, она превзошла самоё себя. Раскинув руки, она стала перед трактором и громко закричала.
- Не отдам! Это моё!
Ни просьбы Шошы отойти в сторону, ни увещевания бабушки, дедушки и даже Шуши ни к чему не привели. Шеша словно приклеилась к чудесному трактору, обнимала его и вытирала кружевным носовым платочком. Лишь после того, как чучки пообещали, что только она будет ухаживать за трактором и работать на нём, удалось усадить шушину маму на бревно, чтобы каждый мог подойти и полюбоваться голубой машинкой.
- В освободившемся контейнере будет жить корова, - сказали чучки.
- Очень хорошо! – обрадовалась бабушка. – Нужно принести соломы для подстилки.
- Как раз не нужно, - возразили чучки. – Муза предпочитает возлежать в гамаке. А на стенах необходимо развесить театральные маски, ну и цветы, конечно, для аромата и поэтических настроений.
Все молчали, раскрыв рты.
- Что замерли? – прервала молчание Чуча. – Слышали, что сказали чучки? К вечеру домик для коровы должен иметь вид, соответствующий её статусу.
Бабушка Шушана и дедушка Шаша, устав от беспокойного утра, решили немного отдохнуть, Шеша и Шоша вернулись к трактору, а все остальные занялись превращением пустого контейнера в храм высокого искусства. Молодые ноги бегали из кладовки на чердак, от забора к гаражу. Чуча, Кура и Мумия выдавали на руки всё, что могло бы украсить быт необычной коровы. Даже солнце остановилось в небе, не пуская в сад темноту, даже ветерок успокоил свой бег, чтобы не мешать слаженной работе. В общем, не прошло и двух часов, как унылые стены контейнера скрылись под бархатной драпировкой, украшенной масками, цветами и картинками, на окне повисла весёленькая занавесочка – ромашки по светло-зелёному полю, а при входе заливисто зазвенел колокольчик. Не забыли и про гамак. Чуча положила в него матрас в красный горошек - для профилактики ортопедических заболеваний, как она сказала. Тут пожаловали и отдохнувшие старики, и новоиспечённые трактористы.
- Ну как? – с гордостью спросила Шуша.
- Шикарно! – ответил дедушка.
- Я бы и само тут поселилось, - поддержало Пугало.
- А ты умеешь сочинять стихи? – спросили чучки.
- Не-ет, стихи – не умею!
- Тогда селись в другом месте.
Пугало вздохнуло. Бабушка нахмурила брови.
- А почему маски чумазые?
Кика и Кока рассмеялись.
- Они не чумазые! Это чучки их загримировали. Чёрной гуашью.
- Ужас. – сказала бабушка.
Со стороны забора послышалось цоканье копыт, пумки бросились туда. К дому приближалась странная процессия с Козой и коровой Музой в авангарде. За ними шли Козёл и Козлёнок. Они отчаянно спорили о чём-то, тряся рогами и поднимая пыль. Замыкали строй обессилевшие Нюша и Зюша. Их руки, плечи и спины были увешаны сумками, бидонами, коробками и ещё неизвестно чем. Геша и Гоша выскочили им навстречу и быстро перебросили всё через забор. Пугало посмотрело на Козла и развело граблями. Пока Шуша с родителями перетаскивали коробки и сумки в дом, Муза торжественно прошествовала по центральной дорожке и подошла к своему жилищу. Слёзы увлажнили глаза поэтессы, от восторга сердце чуть не выпрыгнуло из её мохнатой груди.
- Му-у!!! – только и смогла она произнести.
Коза одобрительно закивала.
- Где вы пропадали? – шёпотом спросила её Мышь.
- Не всё ли равно? – уклонилась Коза. – Мы же вернулись.
Свидетельство о публикации №221102601068