Конфета
Но как-то случилось перед праздником Победы, что мама после получки принесла детям гостинец. В небольшом кулёчке из плотной тёмной бумаги лежали маленькие штучки в красивых ярких бумажках. Люся от радости захлопала в ладошки. Она подумала, что в эти штучки можно играть, а раньше она таких не видела. Но брат, которому было десять лет и у которого опыта было больше, сказал, что это конфеты, и когда они съедят ужин конфеты тоже дадут им для еды. И что они сладкие, как сахар, только вкуснее. Сахар Люся знала. Он был очень-очень вкусный. Что может быть вкуснее? И она стала с нетерпением ждать ужин.
Когда все поели, и мама убрала со стола, она положила перед Люсей и её братом по конфете, и Люся сразу потянула гостинец в рот. Но мама улыбнулась, забрала у неё конфету и развернула бумажку. Люся даже не успела заплакать от огорчения, как круглая гладкая штучка уже была у неё за щекой. А яркую бумажку мама дала ей в ручку и велела с ней играть, но не есть.
Конфета была сладкая и удивительно вкусно пахла. Её можно было двигать языком во рту, и она понемногу уменьшалась. И всё же она растаяла до обидного быстро. Ещё некоторое время во рту оставался её сказочный вкус, который тоже скоро забылся. Люсе снилась потом эта чудесная конфета, и весь сон был сладким и счастливым.
Родители работали каждый день, и с маленькой Люсей оставляли брата. Когда они уходили, брат дарил ей разные камешки и палочки для игры и убегал на улицу к друзьям. Мальчишкам было весело, потому что они вместе дружили и потому что для мальчишки каждая палка могла стать саблей или конём. А Люсе было одиноко, но мама смастерила ей из палки, мочалки и цветных тряпочек куклу Маню, которая теперь тоже дружила с Люсей.
Однажды летним днём Люся сидела около дома на травке и играла с Маней. Она угощала куклу конфетой, и вспоминала, как это вкусно. А потом девочка вдруг подумала, что у неё самой уже нет конфеты. И ей стало грустно. Она встала, взяла на руки Маню и сказала ей, что они пойдут за конфетой в магазин. Говорить Люся умела пока ещё мало: знала маму и ещё несколько слов, но Маня всё поняла и согласилась.
Люся и Маня вышли со двора за калитку. Мальчишки и Люсин брат играли на другом конце улицы и маленькую девочку издалека не увидели. Она пошла в другую сторону и повернула за угол, потому что хорошо знала, что в той стороне есть «гагазин», в котором мама получает хлеб, молоко и конфеты.
Люся шла по длинной соседней улице к магазину, и встречные люди удивлялись бесстрашной путешественнице. Один седой старичок, живший на той улице и подошедший в это время к калитке, мимо которой шла Люся, спросил девочку, куда это она одна держит путь. Но она показала ему Маню, и старичок понял, что девочка не одна. Он одобрительно кивнул и больше ничего не сказал.
Люся так уверенно шла к заветной цели, что люди улыбались ей, но не удерживали и не возвращали. Они видели, что человек шёл по делу и не чинили ему препятствий.
Хоть и не быстро, всё-таки с километр пути было, но Люся дошла до «гагазина» и вошла внутрь. В сельском магазине в наше время бывает всё. И незнакомому человеку трудно сразу понять, где тот предмет, в котором он сейчас испытывает надобность. Но в те годы товаров ещё не было, их не успели изготовить после войны столько, чтобы они пылились на прилавках. И люди постоянно испытывали нужду в разных продуктах и предметах. Но в тот день Люся сразу увидела их – конфетки, цель её долгого путешествия.
В магазине стояли в очереди люди за самым необходимым. Так часто бывало, когда кончался рабочий день и трудящимся с фабрики, где работали Люсины родители, надо было купить детям еды.
Люся подошла близко к прилавку. Она была маленького роста, поэтому ей стало не видно лежавших на прилавке конфет. Тогда она подняла Маню, чтобы их увидела кукла, и сказала:
– Касета!
– Товарищи, – обратилась тётя, стоявшая за прилавком, к очереди, – чей это ребёнок?
Никто не ответил. Она улыбнулась Люсе. Потом подумала и протянула ей другую, самую простую конфету, без обёртки, потому что у неё были свои дети и чужому ребёнку она не могла подарить дорогую. Но Люся не узнала конфету без картинок. Она пробовала только одну, в бумажке с картинками, и заплакала. Люди стали выглядывать друг из-за друга.
– Так это Соловьёвых, младшая, – сказала пожилая женщина, стоявшая в очереди за чем-то насущным.
Люся посмотрела в сторону говорившей тёти и заулыбалась. Она знала бабу Паню, живущую на другом конце их улицы.
– Вот ведь, шустрая, – сказала соседка. – А мать-то твоя где?
Девочка ничего не ответила, а соседка не могла купить ей конфету, потому что у самой было трое внуков. Но Люся не уходила и очень грустно смотрела на людей, которые стояли молча и не могли ей помочь. Тогда какой-то парень с фабрики, тоже знавший родителей Люси, подумал, что ему совсем не обязательно что-то покупать себе кроме картошки и лука. Он подхватил девчушку на руки, и Люся увидела на прилавке те самые конфеты.
Она сразу потянулась к ним, а дядя взял целых две и отдал ей и её Мане. Потом он поставил девочку на пол и подтолкнул к двери, а сам остался расплачиваться за товар.
Люся так была поглощена свалившимся на неё счастьем, что даже не улыбнулась доброму дяде. Она пошла к приоткрытым дверям и бочком протиснулась на улицу.
В это время мама Люси вернулась домой с работы. Игрушки-камешки лежали у крыльца, а дочки не было. Она позвала сына, но он тоже не знал, где сестра.
Они поискали Люсю дома, потом в саду и ещё заглянули в сарай. Мама уже начала сильно волноваться, и побежала в лес, потому что он был совсем рядом с домом, а сыну наказала поспрашивать о сестре у соседей. Но ни у соседей, ни в лесу дочки не было.
Кто-то из проходивших людей сказал, что видел, как маленькая девочка шла в сторону железнодорожной станции. И тогда мама перепугалась не на шутку. Она представила, что машинист поезда может не заметить вовремя невидного пешехода, и тогда случится беда. Она побежала в сторону станции, а встречные люди иногда кивали: да, девочка здесь проходила.
Люся стояла у магазина и размышляла о том, что вторую конфету она отдаст маме, потому что Маня уже ела конфеты из камешков, а мама никогда их не пробовала. Люся это знала. Маня поняла девочку и согласилась с ней, она тоже была добрая кукла.
А тут прибежала вдруг мама. Люся никогда раньше не видела, чтобы мама так бегала. Она схватил дочь, прижала к себе сильно-сильно и чуть было не подавила конфеты в её кулачках. Но когда Люся протянула ей одну конфету, мама не обрадовалась, а почему-то заплакала.
Обратный путь Люся проделала на руках у мамы. Она не выпускала из кулачков конфеты и слушала маму, которая не велела ей больше уходить из дома без спроса. Маму конфеты не радовали, и она даже обещала нашлёпать дочь, если она ещё раз уйдёт одна.
Девочка думала, что мама не пробовала конфет, поэтому не может быть счастлива, как она сама. А вторую конфету, раз мама не хочет, она отдаст брату, если он завтра не будет её обижать и снова даст интересных камушков для игры.
Когда мама с Люсей на руках пришла домой, дочка уже сладко спала.
Свидетельство о публикации №221102601151
Юрий Грум-Гржимайло 26.10.2021 22:09 Заявить о нарушении
Елена Жиляева 26.10.2021 23:57 Заявить о нарушении