Учительница

 
АНТОНИХИНА Тамара Спиридоновна


ВОСПОМИНАНИЯ, ЧУВСТВА, РАЗМЫШЛЕНИЯ, РАЗДУМЬЯ

Родилась я в 1932 г. в простой рабочей семье. Отец, Зверьков Спиридон Филиппович, работал кондуктором товарных поездов. За многолетнюю честную и самоотверженную работу был награждён орденом Ленина. В 30-е годы стал жертвой репрессий. Мать, Зверькова Валентина Давыдовна, в основном занималась домашним хозяйством. Всем пятерым детям родители дали высшее образование. В 1954 г. я закончила Московский Государственный педагогический институт (МГПИ им. Ленина) по специальностям «Учитель русского языка и литературы» и «Логопед».
В народном образовании проработала более 40 лет, из них в Зеленограде — более 20 лет. Работала учителем русского языка и литературы, по совместительству инспектором по опёке в РОНО Зеленограда (1979 г.), завучем школы № 604 (1966-1970 гг.), инспектором при Минвузе РСФСР (1979-1983 гг.), куратором на предприятии «Универсальный центр образования», референтом при зам. министра Высшего и среднего образования Усачёва В. П.
С 1967 по 1970 г.г. дважды избиралась депутатом горсовета г. Зеленограда. Ветеран труда, труженик тыла. Награждена пятью медалями. Профессиональный и жизненный опыт, накопленный за 40 лет, необходимо передавать начинающим.

Сейчас уже в школах учат пользоваться компьютерами, Интернет также внедряется в процесс обучения. Против технической оснащённости и высоких технологий ни у кого нет возражений. Но, по моему глубокому убеждению, главной фигурой в школе был и остаётся учитель. Как сказал Р. Рождественский: «Учитель — профессия дальнего действия, главная на земле». Это и человек, дающий знания, и психолог, и воспитатель, и артист, и сценарист, и  режиссёр в одном лице. И чтобы  выполнять великую миссию, на него возложенную, он должен постоянно учиться. «Учителем надо будет родиться. И только после этого стать». В его руках будущее страны. Как ни высокопарно звучит, но это так. По высокому счёту, в школе не должно быть случайных людей, как и среди артистов, медицинских работников и некоторых других профессий.
В Зеленограде я начинала работу в школе № 842. На общественных началах руководила объединением словесников г. Зеленограда. После посещения моего урока по литературе в старших классах зав. РОНО Корешковой А. И. я была направлена на обучение на курсы Резерва руководителей в Институт усовершенствования учителей. После этих курсов я 5 лет (с 1966 по 1970 г.) работала завучем в школе № 604. Коллектив, мягко говоря, непростой, директора и завучи там долго не задерживались. Большинство учителей отвечало своему назначению, но была небольшая группа, которая привыкла диктовать свои условия, «мутить воду». Главным в своей работе я считала изучить коллектив, организовать методическую работу по секциям для изучения передового опыта и повышения квалификации. Я любила посещать уроки учителей с последующим их анализом, ибо на уроке учитель полностью раскрывается: видны и его общая культура, и знания, и индивидуальный подход к учащимся, и владение методикой, и характер. Вот здесь-то и обнаружились «добрые, злые и никакие», любящие или ненавидящие «этих — будь они трижды — детей» (Р. Рождественский). Известно, что прямых нотаций, тем более окриков и ругательств не воспринимают ученики, а тем более учителя. Приходилось искать другие подходы к умам и душам учителей, воспитателей, классных руководителей. Ни один педсовет не проходил как пустая говорильня. Администрацией школы (дир. Белокрыльцев К. И.) были тщательно продуманы темы педсоветов, производственных и партийных собраний, в их подготовке задействованы многие учителя. В этой работе мы опирались на партийную и профсоюзную организации, на лучших работников, широко использовался материал с посещённых администрацией уроков. Это было изучение работы лучших учителей и классных руководителей, теоретические выкладки подтверждались конкретными примерами. Коллектив выправлялся.
Очень помогала в работе завучем зав. РОНО Корешкова А. И.: вдохновляла, давала всему правильную оценку. Она прекрасно знала всех учителей, сложности этого коллектива. И постепенно исчезали случаи насаждения палочной дисциплины, подмены сознательного обучения зубрёжкой. Да, встречалось такое, когда учитель заставлял наизусть  учить учебник, а когда я задала вопросы на понимание текста (9-й класс, тема «Чехов»), оказалось, что ученик не имеет своего мнения, не умеет мыслить самостоятельно, и, что самое страшное, — он не читал произведения. Горько об этом говорить.
Работу завуча приходилось совмещать с депутатской работой.
Помню беседы с «трудными» учениками. К их душам надо подобрать ключик, найти нужные слова, убедить, найти в них хорошее, действовать по принципу: «как можно больше требовательности и одновременно уважения к личности» (А. С. Макаренко), не заигрывать  с ними. И надо было видеть, как раскрывались и преображались ребята, как они раскрывали свои души, рассказывая о дурном в себе с чувством раскаяния и вины.
Опыт работы завучем очень помог мне, когда я работала инспектором Республиканской инспекции при Минвузе РСФСР, проверяла учебные заведения России. В командировку в Канское педагогическое училище должен был ехать другой инспектор, но он заболел, не успев собрать команду специалистов. Послали меня, отменить командировку было нельзя, так как училище уже было оповещено о плановой предстоящей проверке. Прилетела в Канск (двумя самолётами), доложила в райком партии о цели, попросила обеспечить необходимыми специалистами из ближайших училищ в кратчайшие сроки. А пока специалистов не было, параллельно с проверкой документации ежедневно ходила на уроки преподавателей с их подробным последующим анализом. Здесь и пригодился опыт работы завучем. Посетила уроки педагогики, психологии, обществоведения, иностранного языка (английского), и преподаватели никак не могли определить, какой же предмет я вела, считая меня то педагогом, то психологом, то преподавателем иностранного языка. Вопрос этот разрешился сам собой. Когда собралась вся команда, я посетила уроки русского языка и литературы. Теперь не было сомнений, какой мой родной предмет. И хотя в наши задачи  (инспекторов Минвуза) входило именно инспектирование, констатация и фиксирование нарушений и ошибок, хотелось помочь, обучить, подсказать, оказать непосредственную помощь училищу. Поэтому я получила большое удовлетворение, когда добилась строительства общежития для учащихся Куртамышского педучилища (дир. Найдёнов В. Н.).
А начинала я работу сразу после окончания института в Московской школе рабочей молодёжи № 40 Коминтерновского р-на. Учащиеся в большинстве своём были старше меня, с жизненным опытом, многие отслужили в армии. Это были серьёзные люди, которые по уважительным причинам в своё время не смогли получить образование, а теперь оно было им необходимо для карьерного роста ( в хорошем смысле этого слова), для общего развития. Сколько волнений, раздумий, бессонных ночей пришлось пережить! Но эти пять лет я вспоминаю как праздник. Эти взрослые люди преклонялись перед учителем и его знаниями, были ему бесконечно благодарны. Они слушали, «раскрыв рты», записывали за мной. Конечно, в работе с этим контингентом нужна была особая методика. И когда я этим занятым людям предложила посещение литературных музеев, театра и, чего никогда в ШРМ не было в практике, вечер «Поговорим о вкусах», они с удовольствием согласились принимать в этом участие и, более того, помогать мне в организации экскурсий: заказать автобус, купить билеты в театр и т. д.
Многих из своих учеников (это уже в Зеленограде) я провожала в армию, переписывалась с ними, храню некоторые письма.
Вспоминаю, как ко мне в 9-й класс (школа № 805, сейчас лицей 1557) привели ученика 609 школы (он был исключён как трудный) Бежина Валерия. Оказалось, это добрый, порядочный, талантливый мальчик, а вот всего этого в нём не рассмотрели, не пробудили. Прав польский педагог Януш Корчак, который говорил об «умении учителя возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему». Валерий организовал в школе оркестр, появился интерес к учёбе. Он пригласил меня на свой концерт в Колонном зале Дома Союзов. И когда они исполняли «День победы» Д. Тухманова, слёзы душили меня и потому, что эта прекрасная мелодия совпала с глубокими словами, и потому, что меня переполняла гордость за своего ученика. Недавно он подарил мне свой диск. Он честно трудится , приносит пользу людям.
Я храню некоторые сочинения учащихся. Тема одного из них была так сформулирована: «На кого бы в жизни я хотела быть похожей ?» Вот одно из высказываний учеников:
 Вы вложили в нас душу, и это главное,
Мы стали намного добрей и сердечней.
Мы будем за это всегда благодарны Вам.
И сердце Данко сохраним навечно.
Вспоминаются также сочинения будущих золотых медалистов. Сколько мытарств и инстанций проходили эти работы! Конечно, для учителя литературы существуют критерии оценки сочинения. Но ведь литература — особый предмет, это искусство, а не точная наука. И, как говорил методист Института усовершенствования учителей Айзерман Л. С., за одно и то же сочинение разные учителя ставят от «единицы» до «пятёрки». Он же приводил пример, когда из медальных работ более половины были оценены в Институте усовершенствования учителей «единицами». И некоторые учителя мне говорили: «Не порти себе нервы, поставь «четыре» и спи спокойно». Но я, движимая чувством справедливости и правдивости, шла на эти мытарства и отстаивала «отличные» оценки. Помню поездку в Москву для защиты «отличных» оценок Будилиной Марины и Рогачёвой Елены (шк. № 805). Московскую комиссию возглавлял зав. Мосгороно Асеев (учитель русского языка и литературы). Побеседовал со мной, задал много вопросов. И если бы не его аргументация знающего человека, опытного, умного, могли бы не утвердить оценки «пять». А всегда ли рядом опытный, справедливый, знающий человек, умеющий отстоять свою позицию?!
Вспоминаю годы, когда только что начали организовывать выездные лагеря труда и отдыха для учащихся. Меня назначают начальником такого лагеря (шк. № 805, лицей № 1557). Я вывожу 100 человек (учащихся 9-х классов) в Ростов-на-Дону в винодельческий совхоз. Со мной три учителя со своими классами, я  также и со своим классом (9-й кл.), и как начальник лагеря. Один из моих помощников, учитель математики Главизнин В. М., прекрасный преподаватель (его ученики всегда поступали в ВУЗы), коммунист, хороший человек, старше меня по возрасту, хороший организатор. На всех собраниях он говорил что думал, был справедлив, предлагал верные пути решения многих проблем. Меня больно задело, что не его, а меня назначают начальником лагеря. Он не был удостоен никакими регалиями, званиями, наградами, может быть, кроме грамот школы. Это несправедливо, но такое случается в школах. Возмутительно!
Нам от директора винсовхоза Иванова предлагали помощь в организации ночных дежурств (по опыту других школ), но нам она не понадобилась. Тяжёлый труд (подвязывание винограда), жара, ранний подъём чередовались с экскурсиями, купанием, танцами, линейками, подведением итогов, душевными беседами. К концу пребывания в лагере ребята просили меня ещё раз вывезти их в этот же лагерь. Спасибо всем ребятам, учителям Главизнину В. М., Трубаевой И. В., Виноградовой Г. Д. за добросовестную работу. Дирекция винсовхоза вынесла благодарность как учащимся, так и учителям за хорошую организацию труда и отдыха.

Многое волнует меня в сегодняшнем образовании. В последние годы я обнаружила, что катастрофически падает уровень грамотности, общей культуры, уровень нравственности. Так, на юридических курсах при школе № 842 один ученик написал диктант на «2», сделал 50 ошибок и исчез, а когда однажды пришёл, я спросила, с чем связано его отсутствие. Он ответил, что в настоящее время русский язык непрестижен, что он посещает курсы английского. Больно об этом писать, но таково его глубокое убеждение. Пренебрежение родным языком, богатейшим, прекрасным, неумение им пользоваться обедняет человека, его культуру, несёт общий вред нашему обществу. И первое занятие на этих курсах я всегда посвящала значению и богатству нашего родного языка. Цитируешь Грибоедова, Пушкина («Евгений Онегин»), уже ими пройденные, и редко кто знает, откуда эти строки.
Вот над чем надо работать! Мало читают ребята, плохо выражают свои мысли. Вот в такие минуты мне очень хотелось вмешаться в педагогический процесс, увидеть причину всего этого. Я ни в коем случае не хочу сказать, что таковы все. Есть пытливые, умные, глубокие ребята, жаждущие знаний. Помню случай, когда школа в субботу оказалась закрытой. Но ребята не обрадовались возможности пропустить занятие, а предложили мне провести его на детской площадке (рядом со школой расположен детский сад). Они там нашли стол, скамейки, расчистили их от снега, и мы начали там заниматься, пока не открыли школу (это был март месяц).
Бывали случаи, когда ребята, уже зачисленные по результатам экзаменов в юридический класс, очень просили меня разрешить им ещё раз прослушать курс русского языка.
Сейчас много говорят о национальной идее, и мне думается по этому поводу, что идея эта в воспитании высоких нравственных качеств человека, в духовном развитии, в бережном отношении к родному языку, в заботе о человеке, об учителе в частности. Р. Рождественский в стихотворении «Профессия дальнего действия» мечтал об этом времени, он писал: «Вы знаете, мне по-прежнему верится, что если останется  жить Земля, — высшим достоинством Человечества станут когда-нибудь Учителя!» К сожалению, время это не наступило.

Когда моя ученица Чистова Лена (шк. 805) совсем недавно обратилась ко мне с просьбой помочь её дочери написать сочинение, я не удивилась этой просьбе. Но тема звучала так: «Лермонтов и Шекспир» (представьте, в 9-м классе). Такая тема , по-моему, даже не для студентов, а скорее для аспирантов гуманитарного ВУЗа, типа МГУ. И требует эта тема не одного месяца огромной исследовательской работы и глубокого изучения творчества В. Шекспира и М. Ю. Лермонтова, умения сопоставлять, сравнивать, знать эпохи этих писателей. Учил ли этому своих учеников учитель? Какую цель преследовал, давая эту тему? — умение собирать материал?! Я бы предложила самому словеснику написать это сочинение. А сроки сдачи работы были самые минимальные, как для обычного домашнего сочинения (неделя-другая). Вот и пришлось нам с Леной снова заняться изучением Лермонтова и Шекспира, что само по себе, если есть время, прекрасно, но времени-то у нас на это занятие не было (дней 5). Вот в какие ситуации ставят иногда учителя ребёнка. Правильно ли это?!
Трудно уложить в прокрустово ложе этих заметок все мысли, чувства , воспоминания, связанные с работой в народном образовании. Но мне хотелось поделиться с людьми, помочь им найти силы противостоять негативным явлениям жизни.
В заключение я снова, теперь уже словами поэта А. Дементьева, взываю к внимательному, доброму, заботливому отношению к учителю.
Не смейте обижать учителей,
Всё лучшее у нас от их усилий,
Учителями славится Россия,
Не смейте забывать учителей.

P.S. Я не назвала фамилий прекрасных учителей и по школе № 604 (где работала завучем), и по другим школам — из тех соображений, что их много, и я боялась кого-то забыть и тем самым обидеть. Я училась у этих учителей.
Апрель 2007,


Рецензии