Марта и Миндовг 15

  Вот и наступила самая любимая пора года княгини Марты – цветения садов.  Снова весь нарядный Новогрудок усыпан белыми и розовыми лепестками, а по ночам сладко поют неугомонные соловьи. А в замке у князя Миндовга – великая радость, родился сын его и любимой супруги Марты. И назвали его Рукля. 

Много чего случилось за это время.   Приезжал в Новогрудок великий магистр Ливонского Ордена Андрей Штирлянд со своими рыцарями.  С великими почестями встречали их князь Миндовг и бояре Новогрудские. И сказал князь Новогрудский  такие слова: «Великий магистр. Ты без оружия победил меня одним убеждением. Я верю в предмет твоей веры, будь моим братом и посредником между мною и верховным священником Рима.»  А какую они потом пирушку закатили крестоносцам!  И новокрещённые Миндовг с боярами, и рыцари с магистром гуляли несколько дней. После блестящего пиршества составили акт договора и отправили посольство к Папе. 

Снова пришлось выправляться в путь-дорогу  боярину Астафию Константиновичу. Зиберт—духовник княгини Марты на этот раз остался в Новогрудке. А рыцари-крестоносцы, нагруженные дарами отправились восвояси домой, оставив  князю «благочестивого и умного монаха» Христиана, которому надо было постараться утвердить Миндовга в истинной вере, а также в желании подарить Ордену, как можно больше  земель, населённых язычниками, которых ещё не коснулся свет христианства. 

Орден всегда старался оформить распространение своего влияния  актами, договорами, дарственными грамотами,  которые получал от местных правителей, кунигасов и князей. «Все должно быть законно и благопристойно.—говаривали великие магистры, наставляя своих соратников.—Мы не бандиты с большой дороги, а слуги церкви. Пусть нам местные правители вручают свои земли, а мы там наведём порядок. Да и перед Папой и государями земель европейских – не стыдно.»  А уж каким путями и хитростями доставались крестоносцам эти дарственные бумаги – история умалчивает. Всякое бывало – и принуждение, и обман, и фальшивки в ход пускались. Чего не сделаешь во имя процветания и богатства Ордена!

  Наконец –то исполнялись самые заветные мечты Марты, которыми она в своё время делилась  с монахом- духовником Зибертом, а он ободрял и наставлял её.  Она – законная супруга Миндовга, христианского государя и князя, которому рукой подать до короны, обещанной папой Инокентием Четвёртым. Она  – мать наследника княжества и в будущем королевства, так как её сыночек  Рукля, получивший при крещении имя Генриха, будет великим королём, а ненавистный пасынок Войшелк забился в свой глухомани, в монастырь, и о нём все позабыли.

 
И всё было бы прекрасно, если бы не одна беда омрачала счастливые дни будущей королевы. Её доченька, наследница богатств князя Висмонта, лишённая материнской ласки и заботы, тихо угасла в своём пустом и мрачном огромном доме. Как не горько было Марте узнать об этом, но что она могла поделать – маленький сынок –наследник, сам Миндовг и замок требовали её внимания и заботы. Духовник Зиберт, утешая её, говорил:
-Не печальтесь, княгиня. На всё воля божья. Как не горько потерять дитя, но Бог дал вам взамен сына и наследника, вашу надежду и опору в будущем.  И у вас  ещё могут быть дети


Марта послушно кивала головой, но на глаза её наворачивались непрошенные  горькие слёзы. Она часто впоминала свою доченьку с нежностью и сетовала, что не уберегла свою кровиночку. Зато какой заботой и лаской она окружила  сыночка Руклю, который был как две капли воды похож на её любимого Миндовга.  Она сама кормила грудью дитя, хотя это обычно делали кормилицы, подобранные из числа здоровых и румяных служанок.

Марта готова была дни и ночи проводить у колыбели своего ненаглядного сыночка, что в конце-концов даже вызвало неудовольствие  Миндовга.
-Что ты всё с пацаном возишься.—возмущался он, выговаривая Марте.—Для этого мамки-няньки существуют. У тебя и других дел полно…
 
 
 Марта понимала, что он прав, тем более, что хозяйство требовало присмотра господарыни – за всем нужно глаз да глаз, и меды варить и хлеба печь. Надо и рыбу, и мясо на припасы солить да коптить, да чтобы мыши в амбарах и кладовых не хозяйничали – не грызли репу, да горох не лущили.  А одежды сколько, мехов, полотна, да других вещей разных – надо  вовремя просушить да проветрить. А ткацкое дело, да вязания, да вышивания? Челяди и дворовым слугам полно работы. А всем хозяйка должна ведать, чтобы в доме достаток и порядок был. Да и Миндовгу требовалась её ласка и совет. Вскоре же  Марта снова почувствовала себя  беременной.

У Миндовга было множество самых неотложных дел.  Строительство каменного замка и торжественная подготовка к коронации отнимали всё время и силы будущего литовского короля. Наконец-то он станет в ряд со всеми этими мелкопоместными королями, которые только из–за того, что их лоб украшала корона, дарованная Папой,  смели смотреть на него с некоторой долей пренебрежения, хотя у него побольше и земель, и богатства, и власти, которую всё время пытаются оспорить, то  родственнички, то галицкий князь Данила, то жадные  крестоносцы.

Но ничего, он волк матёрый, стрелянный, не из таких ловушек выскальзывал и добивался своей цели, несмотря на всяческие препоны.  Вот и сейчас с Папой Римским, который сейчас находиться в Неаполе, переписку ведёт, и Папа Инокентий его, Миндовга, сыном возлюбленным называет и берёт под свою защиту его и его земли и семью, а скоро прибудут из Риги короны золотые и королевский перстень.

 Князь Миндовг не пожалел денег, чтобы короны, которые возложит на головы князя и княгини епископ Кульмский Гайденрик,  поражали замысловатой и тонкой работой  мастеров, а также пышностью и количеством драгоценных камней. Только одно не нравилось Миндовгу, что хочет первосвященник назначить епископом Литовии – доминиканца Вита. Кто такой этот Вит? Да, знаем, что христианство проповедует в наших землях этот учёный поляк.


Но Миндовг и его близкие уже привыкли к монаху Христиану, его начитанность и обходительность нравилась и княгине, и другим приближённым княжеского двора. А знание ратного дела! Поистину Христиан отличался многими талантами и умелым обращением с разными людьми. А про Вита говорят, что ласков он к убогим и нищим, и горд с князьями. Не надо нам его. Но ничего – там посмотрим. «Может Папа ещё и переменит своё решение.-- подумал Миндовг.—А я ему в этом помогу.»
Продолжение: http://proza.ru/2021/10/26/1404


Рецензии
Тамара, здравствуйте!
Как время пролетело быстро! У Миндовга с Мартой сын родился... Теперь Войшелку только в монахи. Иначе мачеха со света сведет...
Все складывается у княжеской семьи хорошо. Вот и веру новую принял, ждет корону... коронуют и будет новым королем. Марта чувствует беременность новую и жалеет дочь. Не может к ней вырваться, чем помочь, посоветовать...

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   12.05.2023 15:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Рада, что читаете мою повесть. Удачи Вам!

Тамара Нестерович   13.05.2023 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.