О Дворжецком - Людмила Шевченко

    Дворжецкий обучался на нашем курсе, так же, как и его жена – Светлана Пиляева Уже тогда мы были заворожены испепеляющим взглядом его бездонных глаз, которые потом вся страна увидела в фильме "Бег". После студии мы не раз встречались, но для меня он так и остался Владиком, другом юности.
 
    Влад был большой шутник. Любил хохмы всякие придумывать. Когда он поступил к нам в студию, то был старше нас – ему уже исполнилось 25 лет. Он отслужил армию, был уже женат, на Сахалине у него остался сын. Владислав был взрослым мужчиной по сравнению с нами, но всё равно любил дурачиться. Как старший, он был лидером, за ним все тянулись, но при этом он всегда был готов на детскую шалость. Не злую, весёлую. Например, в любой момент мог анекдот рассказать, чтобы все хохотом залились. Обожал актёрские розыгрыши! – три волоска театральным лаком приклеит близко к ноздрям, и когда говорит, то они колыхаются. Или во время репетиции, где он не был занят, мог какую-нибудь шуточку отпустить, сидя в уголке. 25 лет, а такой шалун!.. В его нереально больших глазах вечно плясали чёртики. А Таисия Владимировна была очень строгая. Как только сын начинал шалить, она сразу повышала голос: "Владик, вон за дверь!"
    ___________________________

    Во Владике не было стремления оказываться в центре внимания. И ни у кого из нас такого желания не было. Царила дружественная и общая тёплая атмосфера – оттепель, как её теперь называют.

    Владик был человек своего времени – неисправимый романтик. «Еду за туманом» – это про него сказано. Вообще, мы все были романтики и все горячо любили свою страну, у нас не было идеологии денег, как сейчас, в обществе потребления… Мы обожали книги и все были начитанные! Владислав однажды принес мне книгу "Винни-Пух и все-все-все". Детская история, но я была так рада!..
    ___________________________

    Однажды летом мы всей студией поехали в Чернолучье, это курортная зона на берегу Иртыша. Мы там стали с палатками, и Владик нам демонстрировал свой армейский опыт – как разжечь костёр, поймать рыбу. Только и помню, что его с острогой – он стоял в реке и ловил рыбу. Владик был большой ростом, у меня было ощущение, что Иртыш ему по колено. С ним можно было пойти в разведку, как пел Высоцкий.   

    И, конечно, Владик нас фотографировал, мы были молодые, загорелые, весёлые… Вечером пойманную рыбу чистили, уху варили, костёр горел. Гитара шла по кругу. Светлана много бардовских песен знала. Представляете, какая была атмосфера в Советском Союзе? И совершенно никто не пьянствовал! На праздники пили вино из больших бутылок в сетках, не помню, как оно называлось. Владик это вино сливал в кастрюлю, подогревал и разливал нам, девочкам, по глотку.
    ___________________________
   
    Владик всегда испытывал тягу к режиссуре. Тогда мы все были атеисты, но один наш студент, Валера Вершинин, во время отдыха в Чернолучье, на песке вырезал фигуру Христа. Вот этот самый Валера Вершинин писал какую-то свою пьесу. Он символизм очень любил. На тему символизма, с оглядкой на Блока, и была пьеса. Валера как автор, Владик как режиссёр и Светлана Пиляева собирались втроём, писали и тайком репетировали. Жалею, что я так и не увидела той пьесы, не поинтересовалась… Но они очень были увлечены. Пьеса никуда не пошла, это были лишь творческие искания ребят…

    Владик со своей тягой к режиссуре после окончания студии поехал на Алтай, в Рубцовск. Там театр, кажется, на тот момент был ещё в зачаточном положении. Но он… вернулся через три месяца. Как мы поняли, не те ему создали условия, на которые он рассчитывал. Он хотел быть актёром, но с правом постановки. Однако с режиссёром Владик общего языка не нашёл. Тот сказал: «У Дворжецкого сложный характер», – что-то такое. Но характер в отношениях с режиссёром – извините меня, это же обоюдное, у режиссера тоже свой характер!.. Наверное, Владик был рождён больше для кино. В кино такой личности еще долго не появится…
    ___________________________

    Какой у него был характер? В Омске – нормальный, хороший характер. Не знаю, какой характер начал складываться в Москве, где у него начались всякие сложности, но с нами Владик был душа компании. Ничто человеческое ему было не чуждо.
   Когда он начал сниматься в кино, мы с ним очень редко виделись. Однажды я увидела Владика на бирже актёров. Он уже снимался в "Беге". Вошёл – высокий, в пыльнике каком-то старомодном. Увидел меня, руки раскинул, все расступились, а он меня поднял, закружил – «Люська!» Глаза у него были красные. Сказал: «Ночами снимаюсь». Такая искренняя радость была в его характере!..

    Может, у него и были недоброжелатели, но каждый признает, что это была личность, великий актёр. В театре ему, наверное, было бы сложнее реализоваться. Есть такие «зоны молчания», когда Хлудов смотрит на другой берег – помните? Это не может прозвучать в театре так, как в кино. Может быть, он что-то и не успел сыграть, что хотел, но в кино он исполнил незабываемые роли. Хотя мы, когда учились, и не думали, что у него так хорошо сложится киношная карьера.

(сайт «Ревизор», 28.05.2020 г., выдержки из статьи «Владик всегда был готов на детскую шалость»)

Воспоминание другой однокурсницы – http://proza.ru/2020/04/26/56


Рецензии
Спасибо, Светлана, за интересную информацию, еще больше раскрывающую личность этого удивительного человека и потрясающе талантливого актера. Роли, сыгранные им, многогранны и незабываемы. Всегда хотелось больше узнать об этом человеке.
С уважением.
А.

Алёна Вереск   11.11.2022 19:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.