100-летняя год. создания Военно-орк. службы

«Музыка в бою нужна и полезна... Музыка удваивает, утраивает армию...» (А.В. Суворов)

Сегодня военные музыканты России отмечают 100-летнюю годовщину создания Военно-оркестровой службы (1921-2021) и
140-летию со дня рождения основателя военно-оркестровой службы С. А. Чернецкого.
 Семён Александрович Чарнецкий — военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор.


Официальной датой создания службы считается 14 января 1921 года, когда для руководства военно-оркестровым делом приказом Реввоенсовета Республики № 194 было учреждено Бюро военных оркестров Красной Армии и Флота и введены в действие его Положение и штат. Главной задачей бюро объявлялась организация музыкального обеспечения всех сфер боевой и политической подготовки.
Это праздник-признание заслуг военных музыкантов и дирижёров, композиторов, пишущих музыку для духовых оркестров.
Поздравляю всех своих многочисленных друзей с этим значительным праздником.
Трудно перечислить всех тех, кто начинал свой путь в музыке с лирами на петлицах:
Нар. арт. СССР Натан Рахлин, народные артисты России Тимофей Докшицер, Валерий Халилов, Георгий Орвид, нар. арт. Украины Александр Салик, засл. арт. России Анатолий Мухамеджан, засл. арт. Литвы Иосиф Манжух, засл. арт. России Григорий Херсонский, доктор искусствоведения Юрий Усов, засл. деятель искусств России Михаил Табаков,
засл. арт. России Иван Оленчик и многие, многие другие…

Внёс я и свою лепту в историю военной духовой музыки. Мои многочисленные очерки рассказывают о военных дирижёрах и музыкантах, а также об армейских коллективах. И сам я отдал 11 лет своей жизни этой службе - от воспитанника до солиста оркестра.
Страничка военно-оркестровой службы в моей судьбе

Мне, как и многим другим, служба в военных оркестрах помогла стать профессиональным музыкантом.
Хочу вспомнить прекрасных военных дирижёров, с которыми меня свела счастливая судьба.
С 13 лет я был воспитанником военного оркестра в гор. Вильнюсе, под управлением мудрого человека и замечательного музыканта, засл. арт. Литвы Иосифа Моисеевича Манжуха.
К сожалению, в 1969 году мне пришлось с ним расстаться, т.к. дивизию, в которой я служил, перевели на Дальний Восток, а Манжух стал начальником Ансамбля песни и пляски ДВО в Хабаровске.
На фото: Военный духовой оркестр. Вильнюс, 1968 год.

После окончания Житомирского музыкального училища служил в 8 оркестре штаба Прикарпатского военного округа. Оркестром руководили прекрасные дирижёры - Анатолий Борисович Мухамеджан, впоследствии начальник отдельного показательного оркестра Министерства обороны России, засл. арт. России

 и Анатолий Петрович Сафатинов, который с 1987 года был заместителем начальника кафедры военно-оркестровой службы института военных дирижеров.

А мой самый длительный период творческой работы в армии - служба в ведущем оркестре Одесского военного округа, в Одесском высшем командно-инженерном училище ПВО.
 
 
В 1988 году оркестр штаба под управлением А.Я. Салика занял первое место на Всеармейском конкурсе военных оркестров Вооруженных Сил СССР. Начальник военно-оркестровой службы Одесского военного округа, Народный артист Украины, полковник.

Низкий поклон всем военным музыкантам прошедшего и нынешнего времени! Их вклад в музыкальную культуру нашего общества неоценим!


Рецензии