Автограф А. П. Межирова

С поэтом Александром Петровичем Межировым мы были дружны много лет. Ещё учась в Литературном институте, я однажды подошёл к нему во дворе. Представился, но никак не ожидал, что он тепло отнесется ко мне. Он преподавал в ту пору на высших литературных курсах, и видеться мы могли без особого труда. Так я решил дать ему свои стихи. Он подборку похвалил, что-то в ней и покритиковал. Но сделал это весьма деликатно. Словом, мы завели дружеские отношения. Я стал бывать у них в писательском доме около метро Аэропорт. Там познакомился с другими поэтами, которые, как и я, приходили к любимому мэтру. Однажды я приехал к нему, а он собирался на свою дачу в Переделкино. Он позвал с собой, и мы на его легковой машине поехали за город. Все время беседовали в дороге. Он с интересом расспрашивал меня о моих домашних делах. Тогда я уже после Литературного института работал со своей студией в рабочих общежитиях Москвы. Я получил жилье, женился, у нас с Галиной родилась дочь. У меня к этому времени вышла вторая книжка стихов. Александр Петрович рекомендовал меня в Союз писателей СССР. Эта рекомендация лежит где-то среди моих бумаг. У Межирова периодически выходят сборники стихов, и вот один из них с дарственной надписью Александра Петровича я хочу показать читателям. Сборник назывался «Бормотуха», но название возникает не от народного названия выпивки, наподобие нынешнего слова «бухло», а от нашептывания себе под нос каких-то приходящих на ум нелепых словосочетаний и обрывков фраз, из которых потом выстраивается стихотворение. Как у Анны Ахматовой «когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда». Бывая в доме поэта, я познакомился и дочерью Зоей, замечательной поэтессой, с которой и поныне мы поддерживаем связь. Несмотря на то, что она живет далеко за океаном, Зоя Александровна бывает в Москве, устраивает встречи с читателями, на которые я с удовольствием люблю приходить.

Хочу привести одно из лучших стихотворений Александра Межирова:

* * *
Мы под Колпином скопом стоим,
Артиллерия бьет по своим.
Это наша разведка, наверно,
Ориентир указала неверно.

Недолет. Перелет. Недолет.
По своим артиллерия бьет.

Мы недаром присягу давали.
За собою мосты подрывали,-
Из окопов никто не уйдет.
Недолет. Перелет. Недолет.

Мы под Колпиным скопом лежим
И дрожим, прокопченные дымом.
Надо все-таки бить по чужим,
А она - по своим, по родимым.

Нас комбаты утешить хотят,
Нас, десантников, армия любит...
По своим артиллерия лупит,-
Лес не рубят, а щепки летят.

.
Сергей Каратов
26 октября 2021 г.


Рецензии
Поэзия Межирова - это обычная бытовая речь...

Виталий Нейман   26.10.2021 21:43     Заявить о нарушении
Это смысловая поэтика, Виталий. Она у нас от Державина, Некрасова.

Сергей Каратов   26.10.2021 22:07   Заявить о нарушении
Правильная литературщина, как и большинства...Поэтами были еденицы: Пушкин, Есенин, Цветаева и слегка Рубцов...

Виталий Нейман   27.10.2021 04:53   Заявить о нарушении