Редактирование стихотворения и не только

1. Проверьте, нет ли в тексте орфографических и синтаксических ошибок, описок. Как правило, стихосложением занимаются люди грамотные, у которых нет проблем с грамматикой русского языка.

Тем не менее, многие забывают, что принято нынешними нормами правописания в словах с буквой "ё" проставлять точки над "е" (буква "ё" находится с левой стороны сверху клавиатуры, отдельно от всех других).

Зачастую вместо тире ставят дефис. В клавиатуре нет первого знака, можно просто скопировать себе на файл из текстов, и при необходимости пользоваться.

В затруднительных случаях можно воспользоваться орфографическим словарём,  толковым словарем русского языка С. И. Ожегова, учебниками грамматики и статьями википедии в интернете.

2. Прочитайте стихотворение несколько раз.

Вы заметили, что поэты никогда не пользуются печатным текстом, декламируют наизусть свои произведения?

Если вы будете держать стихо в памяти, то сможете исправлять на ходу, занимаясь своими делами или на прогулке, в поездке, да где угодно!

При этом неудачные обороты, слова поправляет подсознание, они приходят сами в готовом виде, и не надо часами смотреть в написанное. Когда сознание занято другим делом, над нашими проблемами усердно работает внутренний ум.

При дефиците свободного времени удобно иметь с собой телефон или планшет с текстом или просто листок и ручку. В транспорте или при ожидании работа над стихотворением превосходно заполнит паузу, да и запомнится оно быстрей.


3. Самая распространённая ошибка – повторение одинаковых слов (тавтология). Легче всего убрать её, использовав синонимы из своего словарного запаса. Для этого пригодится и словарь синонимов.

Не путать с приёмом повтор, когда повторение слов бывает оправдано замыслом автора.

Если у вас есть несколько вариантов эпитета, то нужный вы ещё не нашли.

4. Однокоренные слова тоже не приветствуются в стихотворении.
Так, в черновом варианте у меня был эпитет "крошечных" (мышонка лап), который пришлось заменить:

Дождю весеннему легко
наполнить ручеёк.
Для узеньких мышонка лап
и крошечка – кусок.

В роскошном доме богача
замучала тоска,
но медный грош стоит ребром
в руке у бедняка.

5. Проследите, нет ли в вашем произведении ненужных слов, которыми заполнены паузы в ритме. Чаще всего используют местоимения и частицы: что, это, уж, как и т. п. Образно их называют ужики. Про "как" мастерски владеющий поэтической формой Валерий Брюсов говаривал:

– Без "как" не обойтись никак.

Однако, можно.

Заглянем в мою творческую лабораторию:

В лимонницу влюбился
капустный мотылёк.
УЖ лучше Б в медуницу,
иль в примулы цветок!

Вокруг витками вьётся –
девице – невдомёк!

Спросила недотрога:
не слишком ли ты блёкл?
Мои крыла узорны
и пятнышки алы!

А он отстать не может –
терзанья страсти злы.

– Найди себе подругу
обычную, КАК ты, –
твердила бедолаге:
с другим мои мечты!

В унынии вздыхатель:
не быть ему крутым!

Не сосчитать весенних
амурчика проказ:
капризницу отвергнул
царёк – павлиний глаз.

Не оценил ОН скромный
лимонницы окрас!

Был ухажёр печальный
жестоко отомщён:
льет слёзы ручейками
красавица, КАК ОН.

Самые назойливые и неприятные ужики выделены заглавными буквами. Есть и однокоренные слова. Причём не сразу и сообразишь, что они однокоренные: витками вьётся. В завершающих двустишии и четверостишии повторяется местоимение "он". И форма нарушена, за последним катреном нет двустишия.

Посмотрим, как тут можно исправить:

В лимонницу влюбился
капустный мотылёк.
– Лети на медуницу,
на примулы цветок!

Всё ближе, ближе вьётся –
девице – невдомёк!

Спросила недотрога:
не слишком ли ты блёкл?
Мои крыла узорны
и пятнышки алы!

А он отстать не может –
терзанья страсти злы.

– Найди себе подругу
скромней. Не мил мне ты. –
Твердила бедолаге:
с другим мои мечты!

Вздыхателю что делать –
не быть ему крутым!

Не сосчитать весенних
амурчика проказ:
капризницу отвергнул
царёк – павлиний глаз.

Не оценил изящный
лимонницы окрас!

Был ухажёр печальный
жестоко отомщён:
льет слёзы ручейками
красавица. А он

к белянке одинокой
попал с тоски полон.

При работе за компьютером, когда необходимое слово или выражение упорно не даётся, отвлекитесь от стихотворения, пройдитесь. Оно забросится подсознанием "само".
 
6. Проследите, не нарушен ли ритм. Это легко обнаруживается при чтении стихов вслух. При контроле ритма важно отследить и ударения, в том числе логические. Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов в фразе.

Можно выделить главное слово и в тексте, поставив ключевое слово в начале строки:
 
У меня:

Свет живёт в лимонных листьях,
теплота – в багряных, алых.

Или в конце строки, как это делал Маяковский:

Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

7. Особое внимание обратите на рифмы.

Нет ли у вас в стихотворении банальных, всем надоевших? Лично я предпочитаю неточную той, воздействие которой стёрто частым употреблением.

Чрезвычайно интересна и познавательна "Книга о русской рифме" поэта Давида Самойлова.

8. Любое стихотворение несёт чувства, которые выражаются посредством выбора автором определённых деталей, эмоционально-оценочных слов, метафор, интонации, знаков препинания.

Передастся ли это состояние читателю, во многом зависит от точности художественных образов, эпитетов. Неизбитые, авторские образы запоминаются с первого прочтения, вбиваются в сознание, как гвозди:

      Бенефис

Леденящая роса.
Полнолунье стелет тени.
Хором грянули сверчки,
не видны среди растений.

Неприметен звёздный рис;
у светила – бенефис:
то оранжевое платье,
то лимонное – на бис.

(Моя миниатюра. Здесь: звёздный рис).

Своё слово сказал о зеркалах Райнер Мария Рильке, австрийский поэт, лирикой которого я зачитывалась в юности:

...Тихих зеркал неподвижные шири.
Кто вашу суть разгадал и назвал?
Эти просветы, блеснувшие в мире,
время стоящее, в вечность провал.

Примеров авторских образов и эпитетов можно привести великое множество. Обратите внимание на них при чтении стихов.
   
9. Наполнить новыми, ранее не испытанными переживаниями души читателей, открыть им глубинные связи между человеком и окружающим его миром –  нелегкая задача.

В каждом стихотворении должно быть нечто удивительное, которое автору  дала "езда в незнаемое" (именно так определил поэзию Маяковский в стихотворении "Разговор с фининспектором о поэзии".)

Прочитайте моё стихотворение:

Небеса всё чище и ясней:
размечталась осень о весне!
Солнце греет через силу,
травы – в инее. Красиво!
Миг со счастьем – на одной волне.

В семь утра уже в походе я.
Дом меня не держит и семья.
От родной землицы, братцы,
невозможно оторваться:
детская любовь верна моя!

Нынешний октябрь похож на сон:
сыплются дары со всех сторон.
Еду днём одним на дачу,
далеко усталость прячу,
взятая привычкою в полон.

Алое и жёлтое вокруг.
Ветер взят морозом на испуг.
Тишиной леса объяты,
на пеньках растут опята.
Мил мне север, чужд далёкий юг!

(поётся на мотив известного "Фантома". )

В нём звучат открытиями стихотворные строки:

Солнце греет через силу
Миг со счастьем – на одной волне
Ветер взят морозом на испуг   
         
10. Многие люди обладают врождённой поэтической одарённостью. Но не у всех она получает хорошее развитие. Между тем, поэзия, как и все другие виды искусства требует познания её законов, приёмов, способов передачи читателю чувств и мыслей автора, или лирического героя, которые поэт моделирует.

Уместно вспомнить цитату Вадима Кожинова из книги "Как пишут стихи":

"поэзия создает глубоко своеобразную "систему знаков", принципиально отличную от языка в собственном смысле.

Язык — это только материал для поэта, только фундамент, на котором поэт воздвигает здание поэтического произведения, обладающее своим самостоятельным "языком",  не менее сложным и своеобразным, чем "язык" музыки."

Изучает эту систему поэтика, раздел теории литературы. В её ведении вопросы поэтической формы, техники поэтического искусства.

Велико количество книг и статей, раскрывающих вопросы поэтики.

Рекомендую вышеупомянутую книгу Вадима Кожинова "Как пишут стихи". У Марины Цветаевой много написано замечательных статей о поэзии.

Автору необходимо дождаться того, чтобы в душе его возникло важное, новое содержание, которое он бы истинно полюбил.

Чувство продиктует нужную красивую форму. 

Наличие значительного содержания, важного для всех людей, хорошая форма, правдивость и задушевность – три неизбежных условия для создания совершенного произведения.

Такое произведение нельзя делать по заказу, ибо оно выражает состояние души художника, из которого вытекает, являясь высшим проявлением знания и откровением тайн жизни.

Вот так мыслил о литературном произведении Лев Николаевич Толстой (статья "Что такое искусство").

Он видел в искусстве необходимое средство общения и единения людей. Читая хорошее стихотворение, мы испытываем те же эмоции, которые владели автором, когда он его создавал.
 
От себя добавлю: поэзия зарождалась как песенное творчество. Она неразрывно связана с музыкой.

Заметила – часто к тебе приходит сначала мелодия, мотив, потом на неё накладываются стихи. Причём содержание их, по Толстому, давно выношено в подсознании. Так получилось у меня с этим стихотворением:

   Дикая яблонька

Пусть деревце дорожное
не знает грусть-печаль.
Ему румяных яблочек
прохожему не жаль.


Уйдёт один накормленный,
она другого ждёт.
От ливня кислота плодов,
от солнца – сладкий мёд.

Стоять обречена в пыли:
обочина – не рай.
Ей пожелай пышней цвести
и веток не ломай.

11. Без знания шедевров отечественной и мировой литературы, фольклора, найти свои корни и определиться как оригинальная личность в поэзии, нарастить мастерство проблематично. Думаю, у каждого из нас есть свои любимые произведения классиков русской и советской поэзии, поэтому не буду приводить примеров.

Не могу не поделиться одним из дорогих мне с детства стихотворением, сонетом, написанным «португальским Гомером» Луисом де Камоэнсом (1524 — 1580):

Меня сочли погибшим, наблюдая,
Как тягостно владеет горе мною,
Как меж людей бреду я стороною,
И как чужда мне суета мирская.

Я погибал. Но, мир пройдя до края,
Не изменил возвышенному строю
Среди сердец, что обросли корою,
Страданий очистительных не зная.

Иной во имя золота и славы
Обрыщет землю, возмутит державы,
Зажмёт весь мир в железное кольцо.

А я иду любви тропой неторной.
В моей душе – кумир нерукотворный –
Изваяно прекрасное лицо.


Каждый ищет в сокровищнице литературы родное, близкое по духу. То, что нас впечатляет, мы перечитываем, познаём глубже и невольно учимся.

12. Любовь к поэзии и усердный многолетний труд по её изучению помогут разобраться в своих ошибках и недочётах.

13. Будет ли стихотворение произведением искусства или ремесленнической подделкой под него, зависит от творческой силы автора, размера его дарования, глубины его натуры.

Существуют определенные наследственные задатки, врождённые свойства высшей нервной деятельности и особенности чувственного восприятия, без которых человек вообще не сможет добиться значительных достижений в поэтическом творчестве.

В их числе обострённая чувствительность нервной системы: про поэтов говорят, что они — люди без кожи.

Непрерывная работа над совершенствованием своей личности – один из залогов успешной реализации таланта.

Находясь на новой стадии духовного развития, просматривая свои работы через год, два и более, невольно редактируешь их.


Рецензии
У Вас есть чему поучиться, Наденька!
Спасибо!
Особенно близкими показались вот эти мысли:
"Автору необходимо дождаться того, чтобы в душе его возникло важное, новое содержание, которое он бы истинно полюбил.

Чувство продиктует нужную красивую форму.

Наличие значительного содержания, важного для всех людей, хорошая форма, правдивость и задушевность – три неизбежных условия для создания совершенного произведения.

Такое произведение нельзя делать по заказу, ибо оно выражает состояние души художника, из которого вытекает, являясь высшим проявлением знания и откровением тайн жизни." - это то, как я ощущаю.

И вот это:
"В их числе обострённая чувствительность нервной системы: про поэтов говорят, что они — люди без кожи.

Непрерывная работа над совершенствованием своей личности – один из залогов успешной реализации таланта.

Находясь на новой стадии духовного развития, просматривая свои работы через год, два и более, невольно редактируешь их.

Гений, – утверждал великий Гёте, – это 1 процент таланта и 99 процентов пота." - примерно те же напутственные слова на выпускном, сказала мне наша любимая учительница русского языка и литературы Софья Тихоновна Кострова.
И действительно, каждый раз перечитывая, всегда находишь, что подправить. :)
Первую книгу "Исповедь" я переписывала трижды, пока поняла, что если не остановлюсь, от неё ничего не останется. :)))

Благодарю сердечно! Столько мудрых советов! Целая наука!

Натали Бизанс   20.05.2023 13:39     Заявить о нарушении
Три условия создания совершенного произведения обозначил Лев Николаевич Толстой.

Рада, если статья будет полезна Вам, Наташенька!

Надя Сорокина   20.05.2023 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.